Вы здесь

ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ МЕДИЦИНЕ ОБЕСПЕЧИТ КАЛЬКУЛЯТОР

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Почти на 23 процента подорожали в прошлом году лекарства в России, - подвели итоги в Росстате. «А как цены изменятся в 2016 году? Что будет с ассортиментом лекарств? Хватит ли их нуждающимся?», - тут же последовала реакция россиян на сообщение.

Чуть больше недели назад на совещании у главы государства министр здравоохранения Вероника Скворцова обнадежила, что беспокоиться россиянам не о чем, власти смогут контролировать ситуацию на рынке лекарств даже в условиях форс-мажора. Как министерство намерено сдерживать рост цен в аптеках? Элементарно: для этого разработан целый комплекс мер по стабилизации ситуации. С чего начнем? Пожалуй с главного - утвержденного нового перечня жизненно важных препаратов. Тем более, что, как показал прошедший год, данный механизм контроля за любителями легкой наживы оказался очень эффективным и полностью оправдал себя, когда начались колебания валютного курса.

«Динамика роста стоимости лекарственных препаратов была в разы ниже, чем в рыночном сегменте. Цены на лекарства из списка ЖНВЛП выросли не так сильно, примерно на семь процентов», - приводят радужные данные в ведомстве.

Импортозамещение как священная мантра чиновника

Собственно, поэтому одно из колес локомотива, движущегося вперед к здоровому будущему нации, менять и не стали. Разве что добавили в конструкцию новых спиц, и сегодня расширенный перечень включает 646 препаратов. «Это более 23,5 тысяч самых разнообразных ассортиментных форм в соответствии с международными запатентованными наименованиями», - уточнила Скворцова. Львиная доля всех средств - отечественного производства, в то время как зарубежных препаратов, которые пока в России не производятся, - четырнадцать. «Мы надеемся, что, несмотря на какие бы то ни было финансовые обстоятельства, имея обновленный расширенный перечень, сможем контролировать ситуацию», - подытоживает министр. Кстати, по прогнозам ведомства, в 2015 году рост стоимости препаратов, находящихся под пристальным вниманием чиновников, не преодолеет 12-процентной планки. Меньше - да, больше - нет.

Спросите, в чем причина роста цен на лекарства? По словам экспертов, в том же, как и на многие другие товары - ослаблении курса рубля. Несмотря на то, что изготавливаются препараты в России, ингредиенты для производства покупают за рубежом, и доля этих субстанций составляет около 95 процентов. Замкнутый круг? Отнюдь, хором уверяют чиновники. И так же хором, словно священную мантру, произносят ставший нам за последнее время таким знакомым термин «импортозамещение». Как раз оно и должно стать тем самым рычагом Архимеда, который если не перевернет Землю, то значительно улучшит ситуацию в российской фармакологической отрасли.

О серьезности намерений чиновников свидетельствует и недавняя планерка в нашем краевом министерстве здравоохранения, где особое внимание было обращено на Постановление Правительства РФ, в котором черным по белому прописано, что за бюджетные средства лечебные учреждения должны закупать лекарства российского производства, если такие имеются. Закупки зарубежных медикаментов допускаются, если отечественных аналогов менее двух или таковые отсутствуют.

«При осуществлении госзакупок лекарственных препаратов в рамках одного контракта будут отклоняться предложения на поставку импортных препаратов, если есть два и более лекарственных препарата отечественного производства. Так же до сентября 2016 года планируется ввести государственное регулирование цен на ряд изделий медицинского назначения (стенты, нити, помпы и т.д.) по аналогии с госрегулированием на лекарственные препараты из перечня ЖНВЛС», - отметила зам. министра Ольга Дроздецкая.

«И в таком шаге Правительства нет ничего плохого. Химическая формула и в оригинальном препарате, и в дженерике одна и та же. Наши производители за последние три-пять лет научились производить лекарства качественно, на уровне, соответствующем международным стандартам. Более того, мы вполне можем конкурировать на мировом рынке со сверхвысокотехнологичными субстанциями. Работа уже ведется. Налажен выпуск современных препаратов для лечения онкологических заболеваний, ревматоидного артрита. В их линейке одиннадцать высокотехнологичных препаратов, которые полностью закрывают российский рынок», - уверяют эксперты.

Между тем, несмотря на перспективы и открывающиеся возможности, все же до полного отказа от зарубежной продукции нам еще очень и очень далеко. Ведь западная медицина тоже не стоит на месте. Пока российские исследователи и ученые успешно производят чудодейственную вакцину против вируса Эболы, на Западе два последних года ознаменовались революционными прорывами в области лечения пациентов, страдающих ВИЧ-инфекцией и гепатитом С. Словом, взаимовыгодное сотрудничество на благо человека и его здоровья по-прежнему в приоритете чиновников и бизнес-элиты всех мастей и рангов.

В списках не значится...

Хотя насчет бизнеса я, наверное, все же сильно приукрасила. Там действуют не столько законы морали, сколько - прибыли. Поэтому в последние годы посетители аптек могут наблюдать картину стремительного вымывания с полок дешевых лекарств, стоящих не дороже пятидесяти рублей. Крайне опасные тенденции, обозначившиеся еще в 2014 году, подтверждает и статистка. По официальным данным, в среднем по России показатель такой: дешевые лекарства, не входящие в список ЖНВЛС, прибавили в цене 15,7 процентов. Препараты стоимостью от 50 до 500 рублей в целом в стране стали стоить на семь процентов больше. Меньше всего цена выросла на лекарства дороже 500 рублей. Они выросли на 2,6 процента.

Как-то я этот пример уже приводила, но не поленюсь еще раз. Ребенок летом поранил ногу. Чтобы обработать ранку, побежала в ближайшую аптеку за обычной зеленкой, стоящей копейки. Вот только раздобыла ее с трудом, ибо фармацевт на все лады стала убеждать, дескать, это прошлый век, современные мамы ее не берут, предпочитая чудодейственный антисептический клей за семьдесят рублей, а еще лучше китайские гранулы за сто рублей. Мол, никаких пятен на одежде, воплей сына, и ... денег в кошельке.

Да уж, ситуация. Полбеды, кода речь идет о семье, в которой работают оба супруга, и семейный бюджет такие «ноу-хау» выдержит, а как быть пенсионерам, инвалидам? И данный вопрос совсем не из разряда риторических. В ходе очередной проверки Счетной Палатой, выяснилось, что число федеральных льготников в 2014 году по сравнению с 2012 годом снизилось на 165 тысяч человек. Причем, как отметили представители ведомства, более 76 процентов граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, отказались от него в пользу денежной компенсации, что свидетельствует о проблемах с доступностью лекарств.

«Минздрав заявляет об успешном выполнении поручения Президента по обеспечению льготников лекарственными препаратами. Но это пустые слова: проблемы в этой сфере до сих пор не решены, - уверен и директор Фонда независимого мониторинга «Здоровье» Эдуард Гаврилов. - Пациенты регулярно обращаются к нам с жалобами на то, что не могут получить лекарства, полагающиеся им по закону».

По мнению эксперта, сложившаяся ситуация во многом вызвана излишней вольностью в трактовании регионами своих обязательств по обеспечению граждан бесплатными лекарствами. Так, например, по данным Счетной палаты, в Иркутске в региональный льготный перечень входит 232 лекарственных препарата, а в Туле - в три с лишним раза больше, - 768.

«Сегодня льготники одного региона могут бесплатно получить необходимое лекарство, а льготники другого - нет, как будто они люди разного сорта. Странную позицию занимает Минздрав, который никаких требований к формированию региональных перечней льготных лекарств не предъявляет», - замечает Э. Гаврилов.

Серебряная медаль сомнительного достоинства

Что ж, чиновникам есть над чем задуматься и провести работу над ошибками. Тем более, когда есть еще одни довольно интересные выкладки. Агентство «Bloomberg» составило традиционный рейтинг эффективности систем здравоохранения. В список вошли 55 стран с населением более пяти миллионов человек, ВВП на душу населения от пяти тысяч долларов и средней продолжительностью жизни выше семидесяти лет. Тройку лидеров составили Гонконг, Сингапур и Израиль. Последнее место заняла Бразилия. Предпоследнее - Россия.

Согласитесь, читатель, видеть нашу страну на такой позиции, когда чиновники гордо трубят о громадных масштабах денежных сумм, вложенных в наше здравоохранение, и немыслимом количестве приобретенной техники и оборудования, более чем странно. Но не будем кивать на Японию или Германию, там стабильная экономика, и кризис не так дает о себе знать, и санкции не введены, словом, неравные весовые категории. Лучше выясним, какие места заняли наши соседи по Евразийскому Союзу. Вы будете смеяться, но даже при меньшем финансировании те тоже утерли нам нос. Казахстану присвоено 45-е место, Беларуси - 47. И это при том, что по данным профильных исследований, в России на медицинское обслуживание каждого жителя расходуют по 957 долларов в год, тогда как в Казахстане 580 долларов, а в Беларуси и вовсе 463.

По мнению экспертов Фонда независимого мониторинга «Здоровье», это происходит потому, что огромные средства расходуются Минздравом неэффективно. «Нередко регионы с дефицитом бюджета на здравоохранение добиваются снижения смертности населения и роста качества и доступности медпомощи за счет эффективного использования средств. В качестве примера можно привести Республики Алтай и Саха, Чеченскую республику, Магаданскую область. В то же время, такие регионы как Челябинская и Оренбургская области, не имеющие дефицита в территориальных программах госгарантий, получают неудовлетворительные результаты», - отмечают аналитики.

Как быть и что делать? Тщательно анализировать все расходы и правильно выстраивать приоритеты,- дают дельный совет медицинским чиновникам экономисты. Обидно только, что он пока остается без ответа. Более того, в ведомстве по-прежнему рассматриваются проекты, чья актуальность во время кризиса и дефицитного бюджета вызывает большие сомнения. Взять хотя бы инициативу по созданию в нашей стране института страховых поверенных, к которым пациентов хотят прикреплять так же, как и к поликлиникам. Поверенные должны будут контролировать услуги страховых медицинских организаций. По данным Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования, на это потребуется не менее двух миллиардов рублей ежегодно! При этом, четкого ответа, каким образом один такой специалист будет эффективно контролировать обслуживание без малого 42 тысяч человек, общественность так и не услышала.

Еще один пример «эффективности» траты средств федеральным ведомством, о котором говорят аналитики, - это итоги диспансеризации. В 2014 году на это было затрачено семьдесят миллиардов рублей. Но достигает ли она своих целей? По итогам прошлого года только шесть процентов заболевших впервые выявлено на диспансеризации, на селе - в два раза меньше. Стоила ли овчинка выделки, то есть денег?

Хотя, справедливости ради замечу, что вместе с сомнительными идеями, есть и положительные новшества, которые берут свой исток в регионах. Взять хотя бы наш Ставропольский край. С первого января 2016 года на официальном сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края заработал «личный кабинет застрахованного». Сервис позволит пациентам просматривать информацию о полученной медицинской помощи и ее стоимости по ОМС. В такой «электронной медкарте» также будут данные о «прикреплении» к лечебному учреждению и страховой компании, выдавшей полис. «Личный кабинет» призван сделать систему ОМС более эффективной и прозрачной. В частности, сервис позволит проконтролировать, насколько соответствуют реально оказанные услуги указанным в медицинской документации. Помимо возможности просмотра информации о медицинской помощи, пользователь «личного кабинета» сможет получить консультацию, написать жалобу или выразить благодарность. Сообщение будет отправлено на электронный адрес выбранной организации.

Словом, так и хочется воскликнуть: можете же, когда хотите! Только хотелось бы, чтобы хотели чаще. Уж простите за тавтологию. И тогда, кто знает, может, появится у нашей медицины не второе дыхание, а легкое.. Полной грудью... Здоровое.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
10 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.