Вы здесь

АЛЧНОСТЬ ПОБЕДИТЬ СЛОЖНО

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«Конвенция против коррупции» - официальный документ ООН - была открыта для подписания 9 декабря 2004 года. С тех пор эта дата ежегодно отмечается как Международный день борьбы с коррупцией в России и еще более чем в 100 странах, которые подписали Конвенцию. В нашей стране коррупция названа одним из главных барьеров на пути развития государства и общества. Сегодня она просочилась во все отрасли человеческой деятельности и, самое главное, в сознание людей. Коррупция признана незаконной, является преступлением, но и это не останавливает ни чиновников, ни рядовых граждан. О том, как идет борьба с этим социальным злом на Ставрополье, «Ведомостям» рассказал первый заместитель руководителя следственного управления СК РФ по Ставропольскому краю генерал-майор юстиции Игорь Иванов.

- Игорь Николаевич, какая сфера сегодня является наиболее коррумпированной и почему?

- Если обратиться к статистике, то самой коррумпированной остается сфера образования Ставропольского края, на долю которой приходится 40 процентов от всех совершенных преступлений коррупционной направленности. Второе и третьи места в этом рейтинге занимают правоохранительная система и финансово-бюджетная сфера, должностные лица которых совершили 31 и 18 процентов соответственно от всех коррупционных преступлений.

- У всех на слуху коррупционное разоблачение бывшего министра образования Ставропольского края Василия Лямина, можно ли узнать результаты следствия по этому резонансному делу?

- Расследование уголовного дела в отношении бывшего министра образования Ставропольского края Василия Лямина завершено, и сейчас рассматривается судом по существу. Напомню, что Лямин обвиняется в вымогательстве взятки в сумме 1 миллиона рублей от директора подведомственного ему учреждения.

- Какой сейчас средний размер взятки на Ставрополье?

- Средний размер взятки вырос и составляет порядка 70 тысяч рублей. Так, в нашей следственной практике есть уголовные дела, где взятка составляет несколько тысяч рублей, а есть взятки в размере нескольких миллионов. Но мы исходим из того, что независимо от суммы взятки, каждому деянию должна быть дана уголовно-правовая оценка. Если сегодня человек не привлечен к ответственности за незначительные на чей-то взгляд суммы, завтра он почувствует свою безнаказанность и будет брать десятки, сотни тысяч, миллионы и так далее. Алчность, вообще, сложно победить.

- Взяточничество - это не только получение взятки, но и дача взятки и посредничество во взяточничестве. С чем приходится бороться чаще всего?

- Статистика этого года говорит о том, что количество лиц, которые получают взятки, остается на том же уровне. На сегодняшний день это порядка 110-115 преступлений. А вот число лиц, которые дают взятки, к сожалению, возросло с 85 до 108. Увеличилось и количество лиц, которые выступают посредниками во взяточничестве.

- Какое, на ваш взгляд, из этих коррупционных проявлений представляет наибольшую опасность - дача или получение взятки?

- На мой взгляд - и то, и то опасно. Знаете, есть такое расхожее мнение: не будут давать - не будут брать. Мы же много знаем случаев, когда люди, приходя в какие-то лечебные, образовательные учреждения, органы власти пытаются сами дать деньги, чтобы быстрее очередь прошла, чтобы их приняли в обход других и так далее. Так вот до тех пор, пока взяткодатели будут побуждать у взяткополучателей желание получить вознаграждение, мы это не искореним. Но так или иначе перед законом ответят и те, кто дают, и те, кто получают.

- Много ли преступлений совершается в сфере госзакупок? Всегда ли легко выявить и доказать преступные схемы откатов и других коррупционных проявлений в этой сфере?

- Не скажу, что много, но они есть. В большинстве своем эти преступления связаны с превышением, со злоупотреблением полномочиями, когда нарушается порядок, процедура закупок для государственных нужд в интересах конкретных лиц. Так, например, один из руководителей Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу разработал преступную схему, по которой одна коммерческая организация получает лицензию для производства геологических исследований, при условии заказа проекта такой деятельности у другой коммерческой фирмы по завышенной стоимости. Когда схема была реализована, у чиновника в кармане осели денежные средства в размере 1 миллиона 100 тысяч рублей. А сам он сейчас является фигурантом уголовного дела.

- Игорь Николаевич, а как боретесь с коррупцией в собственных рядах?

- Такую борьбу мы начинаем с профилактики. Принимаем целый комплекс мер по недопущению в свои ряды лиц, склонных к коррупционным проявлениям, а у действующих сотрудников формируем негативное отношение к этому явлению. Те же, кому таких мер не достаточно, несут уголовную ответственность. В частности, отделом по расследованию особо важных дел в этом году направлено в суд уголовное дело в отношении бывшего руководителя Нефтекумского межрайонного следственного отдела, обвиняемого в получении взятки. На стадии расследования находится уголовное дело в отношении теперь уже бывших руководителя и следователя следственного отдела по Предгорному району, тоже уличенных в коррупционных преступлениях. Этот список продолжит любой нечистый на руку сотрудник, независимо от занимаемой должности и былых заслуг.

- С какими структурами и ведомствами сотрудничаете в борьбе с коррупцией?

- Спектр взаимодействия у нас довольно широкий. При выявлении и расследовании коррупционных преступлений осуществляется тесное сотрудничество с ГУ МВД России по Ставропольскому краю и Управлением Федеральной службы безопасности России по Ставропольскому краю. Немало уголовных дел возбуждено и по результатам прокурорских проверок. Широко используем возможности взаимодействия с органами власти - Думой и Правительством Ставропольского края, эффективно работаем с ресурсами Росфинмониторинга, контрольно-счетной палаты Ставропольского края в рамках заключенных соглашений.

- Помогают ли в этом представители общественности, обычные граждане, средства массовой информации?

- Конечно, помогают. И мы стараемся реагировать на все поступающие от них сигналы о фактах нарушения закона, требующих нашего вмешательства. Только в текущем году по выявленным в СМИ материалам проведено 15 проверок. Это и процессуальные проверки, и проверки служебной деятельности, и проверки законности принятых решений и так далее. Мы эффективно используем эти и другие общественные площадки для совершенствования своей деятельности, оправдания доверия граждан, профилактики преступлений, в том числе коррупционной направленности.

- В последнее время совершается достаточно много громких налоговых преступлений. То есть люди уходят от уплаты в казну десятков и сотен миллионов рублей. Как расследуются эти дела?

- Налоги - это поступления в бюджет, это, в том числе, заработная плата работников бюджетной сферы. В этом году нашими следователями возбуждено уже 106 уголовных дел по фактам уклонения от уплаты налогов. Для сравнения скажу, что в прошлом году их было всего 39. Общий ущерб по возбужденным делам на сегодня составил 285 миллионов рублей. Из них 70 миллионов возмещено уже на стадии предварительного следствия. Такие преступления мы выявляем совместно с органами внутренних дел и налоговой службой. Хочу подчеркнуть, что для нас очень важно не только, чтобы лицо понесло уголовное наказание, но и чтобы государству был возмещен причиненный ущерб. Поэтому следователей мы ориентируем уже на стадии возбуждения дела принимать исчерпывающие меры к возможному аресту имущества, к отысканию таких средств. Ведь Вы правильно сказали, что неуплаченные налоги исчисляется десятками и сотнями миллионов рублей. Куда-то же эти средства деваются. Зачастую они выводятся из сферы деятельности и оседают на счетах афиллированных лиц.

- Следственному комитету сегодня доверяют, иногда считая последней инстанцией, способной защитить права и призвать к ответу нарушителей. Много ли обращений поступает в ведомство и по каким вопросам? Насколько открыто и доступно руководство следственного управления для обычных граждан?

- Сейчас прослеживается тенденция увеличения количества поступающих к нам обращений. Мы полагаем, что это, в том числе, и следствие доверия нам. На сегодняшний день зарегистрировано свыше 5 тысяч обращений, поступивших по различным каналам связи. Из них около 3 тысяч рассмотрено непосредственно в следственном управлении, остальные - направлены по принадлежности в другие ведомства, так как поднимаемые в них вопросы не относились к компетенции следственных органов. Насколько сотрудники следственного управления открыты для граждан? Судите сами. Сегодня мы предлагаем людям различного рода каналы связи с нами. Это и телефон доверия (24-59-50), и телефонная линия «Ребенок в опасности» (123), и прямая телефонная связь с руководителем следственного управления, и Интернет-приемная. Кроме того, руководитель следственного управления и его заместители систематически выезжают в территориальные следственные отделы для приема граждан. Только в истекшем периоде этого года руководством следственного управления принято порядка 450 граждан.

Нередко граждане поднимают вопросы, не относящиеся к нашей компетенции. Но и в таких случаях мы никого не «футболим», разъясняем порядок и способы разрешения проблемы, своего рода правовой ликбез проводим. Уверяю вас, в нашем ведомстве нет равнодушных к чужим бедам людей.

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
14 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.