Вы здесь

КАК БОГИ? НЕТ! КАК ЛЮДИ...

На прошлой неделе в Ставропольском академическом театре им. М.Ю. Лермонтова состоялась третья премьера сезона. На суд зрителей была представлена новая пьеса одного из талантливейших современных писателей Юрия Полякова «Как Боги». В ставропольской драме это далеко не первая работа «по Полякову». Несколько лет назад на театральной сцене с большим успехом шли спектакли «Женщины без границ» и «Халам-Бунду, или Заложники любви», а «Одноклассники» вот уже четвертый сезон подряд собирает неизменные аншлаги.

И успех этих постановок не случаен. У пьес Полякова остросоциальная направленность, психологическая достоверность, неповторимое чувство юмора, они пронизаны мотивами измены, тайных связей, пороков... А еще - он мастер выстроить сюжет так, что зрители оказываются захвачены действием с первых минут и до конца. Вот и в новом спектакле, трагикомедии «Как боги», которая мастерски придумана и очень остроумно написана, вы ни за что не угадаете, каков будет финал.

Сюжет? Как определил сам автор: его произведение о столкновении поколений и их страстей. В семье отставного дипломата, а ныне спившегося переводчика китайских поэтов и любителя Конфуция Леонида Гаврюшина появляется самородок-бизнесмен из Сибири Артем Бударин, к месту и не к месту повторяющий любимую фразочку: «Повеситься на два месяца». Его, по просьбе знакомого семьи, берется окультуривать жена экс-дипломата Вера - интеллигентная преподавательница этикета. С этого момента жизнь этой семьи, которая, как всякая несчастная, несчастна по-своему, переворачивается наизнанку и навсегда...

Вот так начинается эта история. А потом... Вместе с нахрапистым молодым человеком в дом Гаврюшиных врываются зависть, интриги, измены, и все члены благородного семейства оказываются втянутыми в водоворот непредсказуемых трагических событий. В этого красавчика с «небом над головой» влюбится и мать, и дочь, а крупный бизнесмен Непочатый, заходящий к Гаврюшиным под видом друга дома, окажется подлецом и мерзавцем. Появится в спектакле и первая жена экс-дипломата с великовозрастным сыночком Максом - неудачливым предпринимателем.

В пьесе нашлось место и бесценным китайским жертвенникам эпохи Троецарствия, и высоким строкам китайских поэтов, и шокирующим открытиям, и неожиданным поворотам судьбы, и женским истерикам, и проблеме отцов и детей, и предательству. И, конечно, - любви! И во всем этом царят человеческие пороки и чувства, которые, как известно, были не чужды и богам: зависть, корыстолюбие, жадность и измена. Но то, что позволено Юпитеру, не позволено быку. И расплата не заставила ждать себя...

Больше пересказывать спектакль не буду. Да и то, что написал Юрий Поляков, поставил Валентин Бирюков, и прожили за два с половиной часа на сцене наши актеры, рассказать невозможно. А вот посмотреть - очень советую, даже если вы не являетесь заядлым театралом. Эта постановка из тех, что затрагивает сердце и западает в душу надолго. После таких спектаклей еще долго копаешься в себе, примеряешь ситуации, думаешь: «А как бы ты поступил здесь? А здесь?».

А вот о чем хочется сказать - о наших артистах. Можно, конечно, написать, как пишут обычно, не скупясь на эпитеты, что актеры играли великолепно, потрясающе, бесподобно. И это будет правда. Но дело в том, что после спектакля остается стойкое ощущение того, что они не играли - за вечер были прожиты жизни и судьбы.

В постановке задействован замечательный актерский состав: Ирина Баранникова (Вера Гаврюшина), Михаил Новаков (Леонид Гаврюшин), Полина Полковникова(Алевтина), Борис Щербаков (Непочатый), Илья Калинин(Макс), Оксана Винникова (Алена). Артема Бударина играет молодой актер Александр Кошелевский, полюбившийся зрителям после заметных работ в спектаклях «Кастинг», «Маскарад», «Пропала жизнь», «В списках не значился». Вообще, с тех пор как Саша появился на сцене нашего театра, не устаешь удивляться его таланту. Все амплуа, кажется, ему по плечу. А уж с ролью самородка из «низов» Артема Бударина актер попал в самую точку. Его персонаж - ключевой образ спектакля, самый сложный и неоднозначный, сотканный из противоречий, живущий по принципу: хочешь - сделай, нужно - возьми, мешают - отодвинь. То есть как боги, без оглядки на такие мелочи, как нравственность и порядочность. Но он сумел преподнести своего героя так, что кажется абсолютно естественным, что перед ним не устояли ни дочь, ни мать. Да что там героини спектакля, любая женщина в зале не устояла бы перед его магнетическим обаянием.

Так же не устаешь удивляться таланту актрисы Ирины Баранниковой. Весь сюжет пьесы завязан на ней. Она очень точно рисует свою роль, создавая образ женщины интеллигентной, элегантной, привыкшей скрывать свои чувства. Но любовь, внезапно возникшая между нею и Будариным, преображает ее. Правда, ненадолго. Она хотя и несчастлива в браке с нелюбимым и вечно пьяным мужем, но изменить свою жизнь уже не может. Только на короткое время душа ее и сердце обнажились, чтобы закрыться уже навсегда. Вообще мало кому удается передавать свои образы так, как Ирина, - глазами, поворотом головы, неуловимыми жестами... Вот и в новой ее работе есть сцена, где она, расставаясь с любимым человеком, молча стоит повернувшись к зрителям спиной, а ты просто физически ощущаешь, как она кричит от боли, от горечи, от бессилия. Браво, Ирина. Не зря после премьеры зрители стали называть актрису примой ставропольской драмы.

Симпатичный персонаж получился у Михаила Новакова. Свою роль «на грани фола» он сыграл с точно найденной мерой такта и вкуса. Вообще, наверное, более 50 процентов юмора и иронии, заложенных в пьесе и воплощенных в спектакле, приходится именно на него. В остроумных репликах этого философа и алкоголика - выстраданные мысли, нелегкий итог прожитых лет. «Улыбка современного человека - это звериный оскал, окультуренный цивилизацией», «Брак - холодильник любви», «Следить за своей женой - все равно, что следить за здоровьем. Бессмысленно!» - эти фразы сразу же разошлись на цитаты, их начали повторять уже в антракте. Гаврюшин все видит и все понимает, на удивление трезво дает оценки людям и ко всему относится философски, в том числе и к измене жены: «Мы с женой давно живем. Сначала не очень ладили, но потом как-то слежались...».

Оксана Винникова убедительно сыграла дочь Гаврюшиных - юную девушку, на первый взгляд циничную и истеричную, но в душе романтичную и ранимую. В несчастную любовь ее Алены к Бударину как-то вот сразу веришь.

Борису Щербакову отлично подошла роль крупного бизнесмена Непочатого. С первого взгляда - тихий, незаметный, одет просто. Пройдет такой мимо - и не заметишь. Но не зря говорят, что в тихом омуте черти водятся. Актер не пожалел для своего героя оттенков наглости, беззастенчивости, безапелляционности.

Хороша в роли энергичной, неунывающей и довольно авантюрной Алевтины Полина Полковникова. У этой хваткой русской женщины своя «карьерная лестница»: от доярки из рязанской деревни до вдовы шотландского лорда. И пусть в итоге ни счастья, ни богатства, - она не унывает.

Интересная работа и у Ильи Калинина. Он очень достоверно, подчеркнуто гротескно и действительно смешно играет Максима - сына Гаврюшина от первого брака. У Ильи получился настоящий прожигатель жизни, без конца вытягивающий из отца деньги и без конца прогорающий, как щепка, из-за своих полубезумных бизнес-проектов.

Видно, что актеры играют с огромным удовольствием, не жалея себя. Так бывает, когда материал интересный, роли подобраны точно, а с режиссером полное взаимопонимание.

«Очень люблю пьесы Юрия Полякова. У него любая роль - пуля. У каждого из действующих лиц, даже если он появляется в нескольких эпизодах, своя судьба, - говорит исполнительница главной роли, актриса Ирина Баранникова. - Вот и у моей героини своя история. В молодости, спасаясь от несчастной любви, она выходит замуж за Гаврюшина. И делает несчастными не только себя, но и его. Конечно, за столько времени она смирилась, притерпелась, «слежалась». И тут появляется молодой человек, который вырывает ее из привычной жизни. И как бы она не сопротивлялась, сердцу  не прикажешь. Эта любовь - ее наказание за то, что предала себя тогда, много лет назад. А вместе с собой, предала и ЛЮБОВЬ».

Осталось добавить, что финал зрителей потрясает. За попытку жить, как боги, поплатились все. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Хотя разве только боги так живут? О нравах, царящих на Олимпе, мы знаем только из мифов, то есть из сказок. И как там было, и было ли вообще, мы можем только придумать себе. И даже если предположить, что жили боги так, как говорит Вера: «А ты знаешь, мальчик, как жили боги? Они ради власти и похоти убивали, лгали, обманывали, предавали, оскопляли друг друга... Они крали друг у друга коров, жен, наложниц... А несчастные женщины, которые на свою голову приглянулись блудливым небожителям, гибли или превращались в паучих, в змей, в камни... Иногда всего за одну ночь страсти!», вам это ничего не напоминает? Пусть не дословно, но оглянитесь по сторонам, загляните в себя. Думаю, не ошибусь, если скажу, что с изменой, жадностью, предательством и т.д. столкнулся каждый из нас. Так что не как боги, как люди...

Наверное, в каждом театре есть спектакли-однодневки, которые посмотрел и забыл. Они ничего не оставляют ни в душе, ни в сердце. Может, только удивление, зачем его вообще поставили. А есть такие, которые, подобно хорошему вину, год от года «растут в цене». Можно даже не сомневаться, что «Как боги» уготована долгая счастливая сценическая жизнь, - он, что называется, на все времена.

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 3.5 (4 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
11 + 7 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.