Вы здесь

К ДОЛЖНИКАМ ОТНЕСУТСЯ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ?

Актуальные проблемы жилищно-коммунального хозяйства и пути их решения обсудили во время круглого стола в краевом министерстве ЖКХ. Участниками дискуссии стали министр ЖКХ Ольга Силюкова, уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков, начальник краевого управления по строительному и жилищному надзору Валерий Савченко, представители региональной тарифной комиссии, краевого министерства энергетики, промышленности и связи, ресурсоснабжающих и общественных организаций.

Проблемы, более всего волнующие население, обозначила Ольга Силюкова. В Топе-10 обращений от граждан лидируют вопросы по поводу начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, расчета оплаты за общедомовые нужды, организации капитального ремонта МКД. Жалуются граждане и на низкое качество оказания жилищно-коммунальных услуг, неудовлетворительное состояние многоквартирных домов. Поступают в органы власти и обращения по поводу благоустройства придомовых территорий, ограниченности круга работающих в регионе управляющих компаний - в итоге у жителей МКД не всегда есть возможность выбрать достойную УК.

Свою позицию по поводу того, что происходит в ЖКХ озвучил и уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае. Как заявил Алексей Селюков, сегодня от граждан поступает масса обращений. С одной стороны, население поднимает вопрос непрозрачности образования тарифов. Граждане не без оснований считают, что их буквально оттеснили от права знать, как формируется тариф. С другой стороны, людей возмущает ситуация, когда добросовестные пользователи коммунальных ресурсов вынуждены платить и за то, что они реально потребили, и разницу, которую показал общедомовой счетчик.

- Еще когда этот нормативно-правовой акт разрабатывался, мы обращались к краевым и федеральным властям. И пытались привлечь их внимание к тому, что в стране создается несправедливый способ взыскания задолженности и что бремя поиска неплательщика за коммунальные услуги ложится на соседей. Однако услышаны не были, - отметил Алексей Селюков.

Еще одна серьезная проблема - то, как ресурсо-снабжающие организации ведут работу с должниками. Озвучил уполномоченный по правам человека и конкретные примеры.

В сентябре 2013 года в Минеральных водах газовики без предупреждения отключили от газоснабжения домовладение местной жительницы. Поводом стала образовавшаяся у женщины задолженность за голубое топливо в размере 13 тысяч рублей. Как оказалось, долг у женщины действительно был, но образовался он в тот момент, когда она ухаживала за больной матерью в другом городе. Газовики утверждают, что предупреждали хозяйку о возможном отключении, но она не отреагировала. Женщина же говорит, что никакого предписания не получала. Еще один момент - оплатила она задолженность спустя шесть дней после отключения. Согласно законодательству, газ должен был вернуться в дом в пятидневный срок. На деле же подключили домовладение к газу через два месяца.

- Представляете, что такое два месяца в холодной квартире? Да и вообще, такое вот категорическое отключение при образовании задолженности не вытекает из тех правил, с которыми я знакомился. Это лишь право, а не обязанность. Законодатель дает право поставщику и потребителю найти какое-либо соглашение, - говорит Алексей Селюков.

Или еще одна история. Уже несколько дней аппарат уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае пытается добиться подключения к газу другого жителя края. Задолженность у него накопилась, когда он лежал в больнице. Его согласились подключить, мужчина успокоился. Однако, как оказалось рано, потому что работники газовой службы посчитали, что голубое топливо было подключено в доме не так, как нужно. И отказались подключать домовладение, пока система газоснабжения не будет переделана.

- Значит, раньше эти несоответствия не замечали? Так тоже не должно быть, - считает уполномоченный по правам человека.

Поднимался на встрече и еще один вопрос - о том, с какими трудностями жителям края приходится сталкиваться при приобретении приборов учета и их последующей поверке.

- Непонятно, в какие сроки должны быть выполнены эти мероприятия. И почему ресурсоснабжающие организации не предупреждают жителей, что счетчик пора поверять, а когда выходит время, начинают считать по нормативу либо вовсе отключают ресурс? И вообще, почему жильцы должны заниматься этими вопросами? - обозначил проблему Алексей Селюков.

В ходе обсуждения высказывались разные точки зрения на то, как должна решаться эта проблема. Говорили, что напоминать жильцам о том, что подходит час икс, должна управляющая компания. Энергетики же считают, что если б эту статью включили в тариф, собственникам заниматься всеми этими вопросами вообще было бы не нужно.

А еще на заседании участники обсудили ситуацию с задолженностью населения за жилищно-коммунальные услуги и то, какие меры нужно предпринять, чтобы не допустить дальнейшего роста неплатежей. Шла речь и о том, как можно помочь тем, у кого недостаточно средств, чтобы платить за коммуналку. Действенным механизмом здесь является субсидирование. Право на получение субсидий имеют те граждане, у которых на оплату услуг ЖКХ уходит более 22 процентов дохода. Однако, как показывает статистика, механизм субсидирования на сегодняшний день в крае используется достаточно слабо.

В завершении заседания министр ЖКХ пояснила, что решение «острых» проблем отрасли требует системного подхода, в частности, в ближайшее время будет создана рабочая группа по повторному рассмотрению обращений граждан, в которую войдут представители органов государственной власти, ресурсоснабжающих и общественных организаций. В то же время, каждое обращение требует индивидуального подхода.

− В сложившейся экономической ситуации мы должны по-человечески отнестись к гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предложить им наиболее оптимальный способ погашения задолженностей, - пояснила Ольга Силюкова.

В ходе совещания были выработаны рекомендации для управляющих и ресурсоснабжающих организаций, органов власти края и местного самоуправления, которые, как ожидается, могут положительно повлиять на ситуацию в коммунальной сфере.

А еще было сказано, что это не последнее подобное заседание, ведь вопросы ЖКХ касаются огромного количества граждан и естественно требуют решения.

Ирина ПОСТОВАЯ.

В ТЕМУ

НЕ ПЛАТИШЬ В СРОК - ОТДАШЬ ДОРОЖЕ

Президент Владимир Путин подписал закон, ужесточающий платежную дисциплину потребителей энергоресурсов. Для борьбы с теми, кто несвоевременно оплачивает потребленный газ, электроэнергию, тепло, воду, а также услуги по водоотведению, будут использовать пеню.

При этом ее величина будет дифференцирована в зависимости от категории потребителей, как то: владельцы жилья, управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы и т.д.

Самые жесткие условия прописаны для должников - юридических лиц. С первого дня, следующего за днем оплаты задолженности, они должны будут платить пеню в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России. Это все равно, что взять кредит по ставке 23,16 процента годовых.

Чуть более мягкие условия предусмотрены для управляющих организаций. Платить пеню им придется также с первого дня просрочки, размер ее составит 1/300 ставки рефинансирования, но уже со второго месяца пеня вырастает до 1/170. По истечении трех месяцев пеня взимается по ставке 1/130.

Немного более льготный режим предложен для ТСЖ, ЖСК и граждан. Пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования им придется платить, начиная со второго месяца просроченной оплаты. А если задолженность превысила 3 месяца, размер пени увеличивается до - 1/130 ставки рефинансирования.

А еще законом ужесточаются санкции за самовольное подключение, в том числе и в случаях отключения за неуплату. Так, должностных лиц ждет штраф от 30 до 80 тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет; юридических лиц - штраф от 100 до 200 тысяч рублей.

Насколько эффективными будут эти меры, вопрос спорный. Дело в том, что до сих пор штрафные санкции к неплательщикам в стране были особо не в ходу. Если же закон действительно начнет работать, то копить задолженность как гражданам, так и организациям станет действительно себе дороже. Только вот ответа на вопрос, что делать, если денег на оплату коммунальных услуг действительно нет, почему-то никто и нигде дать не пытается.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.