Вы здесь

ЗАМАХ - РУБЛЕВЫЙ, УДАР - КОПЕЕЧНЫЙ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Пьяные за рулем так достали общество, стали причиной стольких трагедий, что с 1 июля этого года вождение под шофе признано уголовным преступлением. Вспомним, как бурно весной этого года в федеральной думе, да и во всем обществе, шло обсуждение этой темы. Результатом стало то, что в Уголовный кодекс РФ введена статья 264.1 - управление автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, или отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Статья распространяется на тех, кто ранее уже подвергался административному наказанию именно за нахождение пьяным за рулем. То есть попался повторно - не обижайся, тебя ждет уголовный суд. Меры наказания:

а) штраф от 200 до 300 тысяч рублей;

б) штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до двух, в) обязательные работы на срок до 480 часов и г) принудительные работы на срок до двух лет.

Новая норма подавалась политиками как радикальная, призванная обезопасить общество от потенциального преступника за рулем. И вот прошло три месяца с начала ее применения. Какие результаты?

С 1 июля по 9 октября на рассмотрение мировым судьям края поступило 136 уголовных дел по названной статье. Это со всего края. Прямо скажем, не густо. Рассмотрено и того меньше - 58 дел. Основная мера наказания - обязательные работы с лишением права управления транспортом от двух до трех лет. Она вынесена по 52 рассмотренным делам. Максимальный срок обязательных работ - 450 часов, он вынесен всего одному подсудимому - гражданке Е. Филковой из Георгиевска. Минимальный - 100 часов. Остальным - 150 или 200 часов. Если примем во внимание, что рабочий день - восемь часов, то станет понятно: даже максимальное наказание не тянет на два месяца работ в пользу общества.

Всего два осужденных на весь край наказаны штрафом в доход государства. Его размер в обоих случаях - 200 тысяч рублей. Интересно, что обязательные работы считаются более тяжелым наказанием, чем штраф. Хотя с точки зрения обычного неимущего гражданина все, скорее, наоборот. Но судьи исходят из того, что привлекаемому по этой статье народу особенно платить нечем, и сворачивают приговор на обязательные работы. И всего лишь один, подчеркиваем, один человек осужден на реальный срок - шесть месяцев исправительных работ.

Да, это только начало - вынесение приговоров по статье 264.1. Да, вырабатывается правоприменительная практика. Да, большинство подсудимых, понимая, что попались и от наказания не отвертеться, выбирают особый порядок судебного разбирательства. То есть признают себя виновными, раскаиваются в содеянном, помогают следствию, а взамен получают упрощенное судопроизводство, смягчающие обстоятельства и, самое главное, половинку максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за это преступление.

Наглядный пример такого суда - дело апанасенковца С. Густова. Двадцать лет, нигде не работает. 3 марта он уже получал десять суток административного ареста за пьянку за рулем. Но вечером 15 августа опять в подпитии сел за руль мотоцикла и поехал кататься по селу Дивное. Был остановлен полицией. Раз повторно - то уголовный процесс. Густов виновным себя признает, искренне раскаивается, помогает следствию, соглашается на упрощенное судопроизводство. Приговор - 120 часов обязательных работ с запретом два года садиться за руль.

И таковы примерно все дела по статье 264.1. Простые и скучные. Такое впечатление, что и для мирового судьи, рассматривающего дело и выносящего приговор, скучные и неинтересные, и для прокурора, поддерживающего обвинение от имени государства. А ведь за ними - остановленное вовремя преступление. Спасенные жизни тех, кого не успел пьяный задавить. Боль и тревога всего российского общества, вылившегося в принятие новой уголовной правовой нормы.

Почему же она не передалась правосудию, почему такое вялое и невыразительное начало? Судя по статистике, вопросов по данной проблеме сейчас больше, чем ответов. Например, к работе полиции. Почему по Ставрополю с его почти полумиллионным населением, всего один(!) случай передачи в суд дела по анализируемой статье УК? Идеальный город, у нас нет пьяных за рулем, или полиция плохо ловит? Уверен, большинство горожан назовет вторую причину. И скажет, что пьяных у нас за баранкой не меньше, чем по всей России. Но - отмазываются. Чуть честнее картина по городам Кавмингруппы. Восемь дел по Ессентукам, по пять - по Кисловодску и Железноводску, два - по Пятигорску...

По общекраевой статистике ДТП хорошо видно, что садиться за руль пьяными не перестали. С начала года, по данным на 6 октября (взяты с сайта краевого ГИБДД), совершили аварии в состоянии опьянения 102 водителя легковушек, 62 - грузовиков, 19 - мотоциклистов. Погибших из-за пьяных убийц - 43, раненых - 258 человек. Страшные цифры. За каждым случаем - большое горе, исковерканные судьбы. А наша полиция только-только раскачивается.

Так что мы имеем? Очень большой и многообещающий замах политиков, решивших побороть, наконец, чуму двадцатого века - пьянство за рулем. И абсолютно бледное, не приносящее пока нужного эффекта воплощение этого замаха полицией, прокуратурой и судами.

Если так пойдет и дальше, то станет непонятно, зачем огород городили. Если наказания по уголовной статье сплошь на уровне административных, то ее и вводить не стоило.

Грустно.

Александр Емцов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
11 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.