Вы здесь

ЗА АЛЛЕРГИЮ КОРОЛЯ ПЛАТИЛИ ЖИЗНЬЮ ПОДДАННЫЕ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Ставропольская краевая клиническая больница заключила контракты с медицинскими центрами Великобритании, Германии и Италии по сотрудничеству в области аллергологии и иммунологии. Сегодня в международную номенклатуру внесено уже 2593 аллергена, и этот список постоянно пополняется. От аллергии страдают миллионы людей.

В каком направлении работают сегодня наши ученые и врачи и можно ли уберечься от этой болезни? На эти и другие вопросы мы попросили ответить главного аллерголога-иммунолога края, доктора медицинских наук, профессора Ольгу Уханову.

- Ольга Петровна, когда впервые была зафиксирована аллергия как болезнь?

- Первые аллергические реакции подробно описаны еще со времен Гиппократа. Аллергический ринит, поллиноз, как мы называем, раньше называли сенной лихорадкой. Люди отмечали у себя обильные выделения из носа, глаз при контакте с сеном, когда был покос. Обращались к лекарям, знахарям. Тогда специальных препаратов не производилось и назначением было прекращение контакта с сеном. После этого больному становилось лучше.

- Но ведь эта болезнь была свойственна не только крестьянам. Я читала, что сенной лихорадкой страдали и аристократы.

- Да, в Европе, как свидетельствует история, были даже короли, которые страдали аллергией на пищевые продукты. Например, у одного из французских королей при употреблении клубники развивалась крапивница. Он думал, что кто-то из придворных хочет его отравить, и подозреваемых, причем не одного человека, казнили. В египетских папирусах есть расшифрованные данные об инсектной аллергии. Один из фараонов погиб от ужаления осы. Был анафилактический шок на ее яд. Но если конкретно говорить об истории аллергологии, то как наука она стала развиваться в конце 19 века.

- А сегодня где успешнее борются с аллергией? В США, В Европе?

- Никому пока еще не удалось успешно бороться с аллергией. Существует ряд факторов, которые способствуют развитию таких заболеваний в мире. В первую очередь это климато-географические особенности регионов, в которых живут люди. У нас, в России, аллергия наиболее распространена в южных регионах, где деревья начинают рано цвести, где много разнообразных трав, цветов. Это Краснодарский и Ставропольский края, Крым, Астраханская, Ростовская области. Период цветения деревьев переходит в цветение злаков и т.д. Также есть еще и периоды спороношения плесневых грибов.

- У нас все считают главным врагом амброзию, как она зацветет, начинается массовое чихание.

- Существует четыре типа аллергических реакций. Первый, самый опасный - это атопия. К ней относятся пыльцевая, пищевая аллергия, бронхиальная астма, ангионевротические отеки Квинке, крапивницы. Второй тип - это замедленная аллергическая реакция. Она, как правило, заканчивается фатально, развивается крайне редко. К нам пациенты с этими аллергиями не обращаются. Третий тип - аллергия на введение сывороток, вакцин. Это замедленный отсроченный тип аллергической реакции, который может провоцировать развитие аутоиммунных заболеваний. И четвертый тип реакций возникает при контакте с низкомолекулярными аллергенами. Чаще всего это контактный аллергический дерматит, гингивит. К низкомолекулярным аллергенам относятся металлы, косметические средства, бытовая химия, стиральные порошки, консерванты, антибиотики, анестетики. Четвертый тип аллергической реакции проявляется замедленно, отсроченно и локально. Например, при контакте со стиральным порошком покраснели руки и появился зуд кожи. Или парикмахер красит волосы клиентке, и у него возникает сыпь пр контакте с краской. Стоматит, гингивит могут развиться у сенсибилизированного пациента, если ему вставляют никелево-хромовые сплавы: брекеты, коронки металло-керамические и так далее.

- Можно ли обезопаситься от аллергии?

- Нужно знать, с каким аллергеном имеешь дело. Если пациент знает, что у него аллергия на пенициллины, он должен сказать об этом врачу, и ему подберут другое лекарство. При аллергии на амброзию нельзя есть арбузы, дыни и семена подсолнечника.

- А они чем виноваты?

- Последовательность аминокислот в структуре мякоти арбуза и дыни такая же, как у амброзии. И наши аллергические антитела распознают эту структуру и реагируют.

- У нас недавно корректора газеты укусила в руку пчела, рука опухла и довела барышню до нерабочего состояния.

- Это называется инсектной аллергией. Особенно опасно ужаление в губы, шею, язык. Это может даже угрожать жизни человека. Также есть аллергия и на не жалящих насекомых. Это блохи, тараканы, комары. У нас, кстати, очень много деток, которые страдают аллергией на комариные укусы. У них, как правило, большие волдыри, которые разрешаются неделями. А у некоторых детей еще и присоединяется вторичная инфекция от расчесывания. Могут быть гнойники.

- Когда народные целители рекомендуют лечиться пчелиными укусами, надо знать, что это далеко не всем подходит?

- Нашим пациентам не подходит лечение пчелиными укусами, воском, травами, некоторыми маслами. У нас были случаи, когда у пациента был лимфаденит после использования персикового масла при массаже. Пациент страдал аллергией на пыльцу березы. И закономерно эти пациенты не переносят персики, персиковое масло, абрикосы, морковь, яблоки.

- А что персик родственник березы?

- У них сходное - это закономерная последовательность аминокислот. У нас была пациентка, которая пошла к косметологу, и ей была сделана маска из овсяных отрубей. Развился ангионевротический отек. Пациентка была сенсибилизирована к пыльце злаковых трав. Она об этом знала, но, видимо, не спросила у косметолога или косметолог не спросил. Зачастую употребление таких продуктов, как, например, вишня, вишневый сок, чечевица, горох, соя, бобы у пациентов с четвертым типом аллергических реакций вызывает тоже крапивницу и дерматиты.

- А у вишни и гороха что общего?

- Содержание никеля.

- Ольга Петровна, а как получилось, что вы выбрали такое еще малоизученное направление в медицине, как аллергология - иммунология?

- Я училась на лечебном факультете и планировала быть терапевтом. У меня папа - терапевт, бабушка - терапевт. Оба дедушки хирурги. Прабабушка была медсестрой. Поэтому гены, наверное, взяли свое. Я хотела быть терапевтом. Но во время прохождения интернатуры обратила внимание, что у нас очень много пациентов, страдающих бронхиальной астмой, крапивницей, ангионевротическим отеком. Мне стало интересно. На тот момент я могла получить профильное образование по этому направлению только в Москве. Я поехала туда и училась у Горячкиной Людмилы Александровны. Она доктор медицинских наук, профессор Российской академии медицинских наук последипломного образования, завкафедрой аллергологии и иммунологии. После учебы приехала работать в Ставрополь, в краевую больницу. На тот момент главным аллергологом-иммунологом края была Ольга Александровна Клименко. И я продолжала учиться на практике под ее руководством. Она очень опытный аллерголог-иммунолог и, будучи на пенсии, продолжает работать вместе с нами. Тоже в свое время училась на кафедре у Людмилы Александровны Горячкиной, вместе они начинали, поднимали аллергологию в нашей стране. Их опыт и сегодня очень востребован в работе с нашими амбулаторными и стационарными пациентами.

- Аллергия может уложить больного в стационар?

- Краевая больница рассчитана более чем на 850 коек. Пациенты, которые лечатся каждый в своем отделении, имеют проблемы как с иммунитетом, так и с аллергическими реакциями. Например, пациент получает антибиотик, у него рано или поздно может развиться аллергическая реакция на него. Значит, нужно ему подобрать другой. Мы же не можем остановить лечение, особенно если у пациента гнойный процесс. А такое бывает и в хирургии, и в гинекологии. Мы должны обязательно подобрать альтернативную терапию. Этим занимаются аллерголог и клинический фармаколог. И мы не только как аллергологи смотрим, но и как иммунологи. Если у человека хроническая рецидивирующая гнойная инфекция, значит, есть какие-то проблемы с иммунитетом. Оцениваем иммунный статус и назначаем специфическую иммуностимулирующую терапию. В нашу краевую больницу поступают пациенты с самыми тяжелыми патологиями из районов. Мы должны оказывать высокоспециализированную медицинскую помощь. В этой ситуации приглашается иммунолог. И мы делаем как бы двойной удар по инфекции. С одной стороны, лечащий врач назначает антибиотик для лечения основного заболевания, а иммунолог стимулирует иммунитет. И тогда пациент лучше справляется со своей проблемой.

- В любом направлении медицины есть узкая специализация, какой-то особый профессиональный интерес. У вас какой?

- Я защитила кандидатскую диссертацию по аллергическому риниту. А докторская связана с высокотехнологичным методом лечения аллергического ринита - это моноклональные антитела. Это как бы альтернатива плазмаферезу, очищению крови, но более мягкое вмешательство в организм, селективное лечение.

- А что включает в себя международное сотрудничество по контрактам, которые заключила краевая больница?

- В настоящее время мы работаем с клиникой Шарите в Берлине. Задача этой клиники - объединить все медицинские центры, которые занимаются крапивницей и ангионевротическими отеками во всем мире. Задача программы - набрать минимум три с половиной тысячи пациентов с крапивницей и ангионевротическими отеками и наблюдать. Мы не предлагаем пациентам каких-то препаратов, способов лечения. Смысл программы заключается в длительном наблюдении за пациентами и их жизнью. Это частота госпитализации, тяжесть клинических проявлений и самое главное - выяснить причину. Пока мы не поймем причину, очень трудно этим пациентам помочь. Сейчас уже есть первые выводы, которые говорят, что только 20 процентов крапивницы - аллергические, а 80 процентов связаны с другими проблемами в организме человека. Крапивница на самом деле это как диагноз головная боль. Мы знаем, что головная боль может быть от разных причин. То же самое крапивница. Это как бы симптом, при котором организм говорит, что у меня есть проблема и показывает ее сыпью на коже и сигнализирует: разберитесь, пожалуйста, с этой проблемой. Самое простое - найти аллергическую крапивницу. Убираешь этот аллерген, принимаешь такие-то таблетки и все.

Случаи с псевдоаллергической крапивницей гораздо труднее. Потому что они бывают физические, аутоиммунные, бывают на фоне хронической патологии желудочно-кишечного тракта, на фоне онкологии, на фоне глистной инвазии. Например, что такое аутоиммунная крапивница? Это когда у пациента синтезируются антитела против собственного организма. Это значит, что рано или поздно у пациента будет какое-то очень серьезное аутоиммунное заболевание: или системная красная волчанка, или системная склеродермия, или еще что-то.

Сейчас в нашей стране крапивница звучит как диагноз. В мире крапивница проходит как симптом, говорящий о чем-то очень серьезном. Мы занимаемся этой проблемой уже второй год. Это наблюдательное исследование будет обнародовано где-то через два-три года на Международном конгрессе. И обязательно озвучивается перечень стран, участвующих в этом исследовании. Кроме Ставрополя в этой международной программе из России участвует еще Санкт-Петербург.

- А как вы общаетесь с зарубежными коллегами?

- Были личные встречи, мы также общаемся на конгрессах.

- А вообще в мире больше становится аллергиков или меньше?

- С каждым годом больше. Это связано с высокой приверженностью наших пациентов к неправильному питанию, а врачей - к назначению различных лекарственных препаратов. Сейчас многим пациентам лечение назначают не только врачи, но и фармацевты, очень активно пропагандируются по телевидению те или иные лекарства. Пациенты видят эти препараты, проецируют на свои заболевания, идут в аптеку и покупают.

-А как же уберечься? Неужели только методом проб и ошибок? Пока человек с этим не столкнулся, он же не знает, и врач его не знает.

- Если у пациента родители здоровы, не страдают аллергией, если у него в детстве не отмечалось никаких аллергических реакций, он может спокойно жить. Если у него в семье кто-то страдает аллергией, неважно каким видом: инсектной, пыльцевой, бытовой, он должен быть насторожен. Если у него в детстве был атопический дерматит, если у него развивается периодически аллергический ринит или крапивница, он обязательно должен посетить аллерголога перед той или иной манипуляцией, неважно происходит она у гинеколога, стоматолога, хирурга. Он должен сказать: я бы хотел знать, может у меня быть риск аллергической реакции или нет.

Галина Сергушина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.