Вы здесь

БУДЕННОВСКАЯ ТРАГЕДИЯ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Предельно собран, властен и жесток. Выпил боец - получи по шариату сорок ударов палками. Российских вертолетчиков, летчиков и бойцов некоторых ОМОНов (московского, например) расстреливал безжалостно. Как те безжалостно убивали население Чечни в ходе войны. Особенно после того, как в дом Басаева попала четырехтонная «русская» бомба, убила хоронящихся в подвале одиннадцать его самых близких родственников, и Шамиль, после гибели уже в Буденновске своего родного брата, фактически остался на земле один. «У меня ничего не осталось теперь, кроме Родины и гордости бойца», - говорил он недавно Султану Медуеву, которого тоже уважает, хотя они и противники в политическом плане.
От Дудаева Басаев до чеченской войны настойчиво требовал не накалять обстановку с Россией - будет слишком много трупов. Настолько этим досаждал генералу-диктатору, что последний дважды фактически приговаривал его к смерти. Чеченский бандитствующий президент дважды поручал хладнокровному боевику-истребителю, известному Руслану Лабазанову: «Лобзик, разберись с этим нытиком...» Однако, памятуя о воинской искусности, презрении к смерти и популярности Басаева в Чечне, даже Лабазанов не осмеливался его тронуть.

Практически Басаев настолько авторитетен, что мог бы свергнуть Дудаева. Иные предлагали ему свершить это. Однако характер! До войны он считал такой поступок противозаконным переворотом, теперь считает - изменой. Тем не менее сам Дудаев, как известно, с легким сердцем открестился недавно от Басаева.
Султан Медуев абсолютно уверен, что Шамиль Басаев действительно шел в этот раз на Москву. Только бдительность буденновской милиции спутала ему карты, и Басаев пошел на запасной вариант с заложниками. Для тех, кто знает этого полевого командира, поход на столицу России не выглядит фантастикой. Шамиль с превеликим счастьем готов умереть за то, чтобы хоть на минуту поднять знамя «свободной Чечни» над каким-нибудь московским официозным зданием. Пока, как известно, он был вынужден (по обстоятельствам!) проделать это над мэрией Буденновска.
Бескорыстен. Его интересует идея, а не деньги. Собственно, он это доказал, наотрез отказавшись и от денег, и от самолета, что обещали ему в Буденновске и представители правительства, и люди Жириновского. А требования его вам известны - прекратить войну, вывести из Чечни войска, начать переговоры на высоком уровне.
Как видим, своего он фактически добивается. Черномырдин и переговоры начал, приостановив все военные действия в Чечне, обещает начать вывод войск. А если учесть, что Басаев, при всей своей неуклонной жестокости (тела растерзанных людей в буденновской бане забыть и простить Басаеву невозможно, как и другие многосотенные жертвы), слово держит, начал обещанное освобождение женщин и детей... Что бы там ни говорили, а перевес сегодня на его стороне, а не на стороне многих больших генералов, затеявших «последний и решительный» и, как ни прискорбно, решительно же глупый и кровавый (прежде всего, для заложников) субботний штурм больницы.
Таков вкратце Шамиль Басаев, с которым уже дважды лично беседовал по телефону сам Черномырдин, не говоря уже о десятках других высокопоставленных и известных чиновников и политиков. Судите дальше сами и о командире боевиков, и о наших отцах-командирах, и вообще о ситуации в Буденновске.
Оперативка
На высоте оказались медицинские работники края. Они уже оказали помощь примерно 180 раненым и больным, в том числе более чем 50 - непосредственно в Буденновске. В городе развернуты госпитали: в медсанчасти «Ставропольполимера» - 30 коек, в городской поликлинике - 30 коек, на базе глазного центра - 80 коек. Действуют девять операционных, из них три - в медсанчасти.
После оказания первой помощи непосредственно в Буденновске многие раненые доставляются в близлежащие районные больницы: 50 человек поступили в Благодарненскую центральную больницу, столько же - в Зеленокумскую, шесть доставлены в Арзгир, пять - в село Новоселицкое, двое - в Александровскую больницу. Два человека с многочисленными ранениями поступили в Ставропольскую краевую клиническую больницу. Сейчас часть раненых из районных больниц доставляется в Ставропольскую краевую больницу и городскую больницу № 4, чтобы в районах освободить койки для населения.
Позавчера в течение дня главный хирург края Э. Байчоров и хирург высокой квалификации, заместитель главного врача краевой клинической больницы В. Мысник боролись за жизнь тяжелораненого, которому уже сделаны были две операции.
В Буденновск доставлено свыше 100 литров крови, в городах и районах проводятся Дни донора, люди идут на станции переливания крови один за одним, движимые огромным желанием помочь пострадавшим в Буденновске.
В осажденной больнице в тяжелейших условиях врач акушер-гинеколог (фамилия в управлении здравоохранения неизвестна) приняла роды.
Три раза в день на связь со Ставропольем выходит министр здраво- охранения Эдуард Нечаев, из Минздрава в Буденновск уже поступило 10 тонн медицинского груза - медикаменты, кровезаменители, инструментарий, оборудование.
Практически во всех городах и районах медики несли вахту в воскресенье - свой профессиональный праздник, - чтобы быть готовыми даже к самым непредвиденным случаям. 
А в это время в Госдуме края:
Заявление Государственной Думы Ставропольского края от 15 июня, адресованное Президенту, Правительству и Федеральному Собранию («Ведомости», № 107) в связи с трагическими событиями в Буденновске, вызвало бурю эмоций и страх перед национальными разборками у нерусских народов, проживающих в крае.
Чтобы снять напряженность и расставить все точки над «i», глава законодательной власти края Валерий Зеренков в субботу собрал часть депутатов для встречи с руководителями национальных диаспор. Среди приглашенных были представители Русской Православной Церкви, имам мусульман города Ставрополя, руководство национально-культурных организаций (НКО) армян, чеченцев и ингушей, греков, грузин, дагестанцев, карачаевцев и балкарцев, корейцев, немцев, ногайцев, поляков, туркмен, а также казачества.
Зеренков подчеркнул, что документ, принятый Госдумой края, не имел своей целью унизить нацменьшинства Ставрополья, а тем более проводить разборки и карательные акции: «Никто не собирается сегодня мстить... Я попросил бы без обид, все мы здесь братья и сестры, нам делить нечего».
Зеренков выразил обеспокоенность по поводу отсутствия у правоохранительных органов края в достаточном количестве не только бронетехники и вертолетов, но и обыкновенного стрелкового оружия: все забирает война в Чечне. «Вооруженным с головы до ног бандитам мы «подставляем» милиционеров с пистолетами. Это что, политика специальная - разбить единственную силу, которая охраняет народ?!» Пообещав разобраться, «как мы проморгали» банду, проникшую в Буденновск, председатель ГДСК срочно убыл на место трагедии по вызову губернатора: как раз шел штурм здания горбольницы подразделениями «Альфа».
Место Зеренкова занял председатель контрольно-счетной палаты Черепанов, и встреча была продолжена. Вскоре выяснился основной блок претензий национальных диаспор к Думе. Один из представителей Армянского НКО заявил: «Я чувствую, что этот документ направлен на дискриминацию меня лично, армян и других народов, проживающих в крае. Почему к нам недоверие и вы нас считаете «пятой колонной?»
Что же в заявлении ГДСК позволило кому-то делать такой вывод? Процитируем отрывок из документа: «Мы не можем спокойно смотреть, как наш край захлестывает неконтролируемая миграция из сопредельных со Ставропольским краем территорий. Скупаются земли, дома, магазины, заводы. Мы хотим, чтобы наши дети были хозяевами, а не батраками на своей земле.
Мы, избранные населением края депутаты, заявляем решительный протест Вам, господин Президент, Правительству России, спокойно наблюдающим за происходящим произволом, допускающим геноцид русского народа. Хватит под маркой «интернационализма» издеваться над жителями Ставрополья...»
Как отметил Черепанов, в заявлении нет и намека на ущемление нрав нацменьшинств, законно проживающих на территории края. Но «есть масса документов в прокуратуре, когда через подставных лиц из сопредельных государств скупается недвижимость Ставрополья». Не вызывает также сомнений, что в ряде северо-кавказских (да и других) республик русские действительно подвергаются гонениям, вплоть до физического истребления. Примеров этому много.
Особый приграничный статус с особым порядком переселения, проживания, пользования землей и недвижимостью, который требуют депутаты для Ставрополья, - все это обусловлено сегодняшними реалиями и ни в коем случае не будет ущемлять права всех граждан, законно проживающих на территории края (кстати, представитель Армянского НКО признал, что многие его соотечественники проживают на Ставрополье незаконно).
Мораторий на любую приватизацию госсобственности - также вынужденная мера, чтобы иметь время оглядеться, «чего, как и за сколько мы наприватизировали».
Депутатов настойчиво просили подкорректировать свое заявление, которое в нынешнем виде якобы может «спровоцировать межнациональные трения».
Депутат Бекетов: «Я вам точно скажу: будет плохо русским - будет плохо всем. Если кто-то видит в этом документе подтекст, допускает толкование между строк - я буду считать его провокатором!»
Депутат Ткачев: «Этот документ уже состоялся, и ни одна точка, ни одна запятая в нем не будет изменена».
В целом все представители НКО осудили бандитские действия дудаевских головорезов в Буденновске. В качестве одной из главных причин, почему это стало возможным, было названо отсутствие зрелой, реалистичной программы федеральных властей в сфере межнациональных отношений на Северном Кавказе (и не только).
Кстати, и представитель общества «Вайнах» (НКО вайнахов - чеченцев и ингушей) Харон Дениев назвал бандитов «преступниками, которых надо вешать всех...», и в то же время подчеркнул, что не надо путать два понятия - «дудаевский режим» и «чеченский народ». Он призвал не допустить на Ставрополье репрессий против мирного населения - чеченцев, дагестанцев и т. д., - поскольку это может вызвать ответную реакцию в национальных республиках, где проживают миллионы русских. Может ли это произойти? По словам Дениева, может, и в частности потому, что, например, он понимает Заявление Госдумы края как завуалированный призыв: «Бей жидов, спасай Россию!»
Ситуация, которая сегодня сложилась на Ставрополье, невероятно сложна. И думается, что сегодня никто не возьмется прогнозировать, будет ли трагедия в Буденновске той искрой, от которой запылает пожар войны на всем Северном Кавказе. Власти предпринимают все усилия, чтобы этого не допустить.
Наиболее радикально настроенная часть населения Ставрополья - казачество, которое более всего тяготеет к принципу «око за око, зуб за зуб». На встрече один из руководителей Кавказского линейного войска В. Савицкий (Пятигорск) заявил: «Задерживаем чеченцев, даже из квартир достаем!» (В одном из автобусов, в котором казаки произвели досмотр, были найдены патроны). «Мы их задерживаем, - сказал Савицкий, - но это не заложники».
Атаманский совет Кавказского линейного войска выразил свой протест силовым структурам РФ, потребовал от Правительства исключить исторические территории, принадлежащие Терскому войску, из состава Чечни (Шелковской и Наурский районы) и придать им статус административно-территориального образования Терского казачьего войска с введением там атаманского правления.
Казачество также выступило с недоверием Президенту, Правительству и Государственной Думе РФ за безответственную политику на Северном Кавказе. Губернатор края и ГДСК должны подписать документ о статусе казачества в Ставропольском крае. В случае уничтожения заложников казаки, по словам Савицкого, «будут принимать адекватные меры по отношению к чеченцам».
Сегодня казаки выступают инициаторами проведения митингов протеста во всех районах края, участвуют в досмотрах транспорта, принимают участие в блокировании Буденновска. Но с охотничьим оружием...
Неожиданный приезд в Ставрополь депутатов Госдумы РФ С. Быстрова и В. Кожуховой (наших земляков), которые по пути в Буденновск завернули на встречу с диаспорами, не позволил прийти к какой-либо совместной договоренности. С. Быстров начал выступать с политическими заявлениями, в которых досталось всем: силовым структурам и особенно Президенту, который якобы похмеляется в качестве «шестерки» в предбаннике «семерки», в то время как в Буденновске льется кровь. В ответ на эти слова руководители ряда диаспор демонстративно покинули встречу.

18 июня.
Черномырдин против Басаева
С утра в ситуации произошел перелом. При содействии Сергея Ковалева начались переговоры правительства России с чеченскими боевиками.
Впервые за последние дни внимание миллионов людей переключалось с Буденновска на Москву, а именно - на кабинет премьер-министра, откуда Виктор Черномырдин вел телефонные разговоры с Шамилем Басаевым. Впервые довелось наблюдать уникальное событие - в прямом эфире, на наших глазах рождалась надежда на прекращение страданий заложников, на мир в Буденновске, а возможно, и в Чечне.
Еще ночью Виктор Степанович дважды выходил на связь с главарем группировки, и в общем-то уже тогда была достигнута предварительная договоренность об освобождении подавляющего большинства заложников. Правительство гарантировало немедленное и полное прекращение боевых действий и бомбежек на территории Чечни и незамедлительное начало переговоров по мирному урегулированию конфликта. Однако Басаев попросил отсрочки окончательного решения до утра - хотел посоветоваться со своими.
И лишь в 11 часов 15 минут появились веские основания для вздоха облегчения. Из восьмиминутного разговора Черномырдина и Басаева стало ясно - обе стороны в целом принимают условия друг друга. В Москве началось формирование делегации на переговоры в Грозный, в Буденновске занялись непосредственным обсуждением организации отъезда боевиков. Стало известно, что Шамиль Басаев отпустит всех заложников, кроме 150 добровольцев, которые своим присутствием будут обеспечивать безопасность отхода террористов в Чечню.
18 июня Президент России был уже в Москве, он вернулся из Галифакса накануне вечером. Однако пристально следящие за шагами Москвы россияне не увидели своего Президента на экранах телевизора ни утром, ни днем. Всю ответственность за разрешение конфликта фактически взял на себя Черномырдин, глава государства находился за кадром происходящего. Ранее остававшийся вроде бы в стороне от чеченских событий российский премьер-министр неожиданно оказался перед необходимостью принимать решения не только по трагедии в Буденновске, но и непосредственно по Чечне. И, на наш взгляд, вышел из ситуации достойно. Многословные обещания и декларации организатора «Нашего дома...» вряд ли вызвали у россиян больше симпатий, чем несколько минут его телефонных переговоров с Басаевым.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.