Вы здесь

ПРОФЕССИЯ - ФЕРМЕР

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Как часто нам приходится слышать, что сегодня в сельском хозяйстве нет квалифицированных специалистов, что молодежь бежит из села, работать на земле некому. Но согласиться с подобным мнением можно только в том случае, если не покидать пределы большого города. Сегодня достаточно выехать в любой район Ставрополья, чтобы убедиться, что время упадка в сельском хозяйстве давно ушло в прошлое, а на смену ему пришло время предприимчивых людей, которые не хотят заниматься банальной перепродажей, а жить и работать на земле, на малой родине. И касается это не только крупных сельхозпроизводителей, но и крестьянско-фермерских хозяйств, которые вот уже как четверть века стали неотъемлемой частью сельского хозяйства страны. Недавно «Ведомости» побывали в селе Киевка Апанасенковского района, где познакомились с двумя фермерами, которые, несмотря на все трудности, не имея практически никакой поддержки, умудряются выжить, получают прибыль и не дают умереть селу.
Крестьянско-фермерское хозяйство Геннадия Калашникова - предприятие многопрофильное. Здесь занимаются и животноводством, и растениеводством. Но растениеводство для КФХ - дело новое, а вот разведением скота здесь занимаются давно.
А началось все с того, что несколько лет назад скотник местного колхоза Геннадий Дмитриевич Калашников с братом Сергеем взяли у СПК в аренду ферму, где стали выращивать крупнорогатый скот.
«У нас было 200 буренок мясного направления. Но сегодня выращивать коров на мясо не выгодно, - говорит фермер. - Затраты на содержания скота себя не окупают. Переработчики мяса закупочными ценами не радуют, приходится сдавать товар перекупщикам. В итоге фермеру достаются копейки, а людям на рынках и в магазинах приходится переплачивать. И как ни жаль, но от КРС мы отказались. И занялись разведением овец».
Сегодня в хозяйстве содержится 300 голов овец мясного направления. Матки здесь романовской породы, а бараны - эдильбаевской. И выбор не случаен. Во-первых, эти породы животных очень не прихотливы, практически круглогодично они находятся на подножном корме. Во-вторых, разведение овец романовской породы выгодно тем, что матки отличаются высокой плодовитостью, а эдильбаевских баранов используют для улучшения в первую очередь мясной продуктивности овец.
Сегодня в КФХ идет окот. Пока результаты фермера радуют, но... «не зря говорят, что цыплят по осень считают, так что где-то через полгода и будет виден результат», - говорит Геннадий Дмитриевич. - А сейчас мы планируем купить еще несколько баранов, пора обновлять кровь».
А в прошлом году в КФХ решили заняться и растениеводством, засеять пшеницу.
«Земли у нас 500 гектаров, из них пашни - 350. Осенью засеяли мы пшеницу сорта «Ермак» второй репродукции. Внесли селитру, сделали протравку от болезней и сорняков. Пшеница перезимовала не плохо. Надеемся, что урожайность будет не менее 30 центнеров с гектара. А иначе нет смысла», - говорит фермер.
Есть в хозяйстве и своя техника: три трактора «МТЗ-82», сеялки, бороны, культиваторы. Недавно закончили строительство зерносклада. Одним словом, сегодня здесь не торопясь, ни на кого не оглядываясь, по-крестьянски продуманно готовятся к новому для себя делу - жатве хлеба.
А вот в другом фермерском хозяйстве, которым руководит Василий Тимофеевич Шарко, занимаются только растениеводством. Причем упор делается на выращивание озимой пшеницы.
ЧП КФХ «Шарко Василий Тимофеевич» появилось на сельскохозяйственной карте Ставрополья пять лет назад. Тогда, в 2010 году, проработавший в колхозе трактористом и водителем не один год Василий Шарко решил организовать свое фермерское хозяйство.
«Земля у меня к тому времени уже была, причем вся в собственности. А в колхозе платили такие копейки, что оставалось либо на Север на заработки уезжать, либо пробовать работать самостоятельно. Но не зря же говорят, «где родился, там и пригодился», - рассказывает фермер.
Сегодня земельный клин КФХ составляет 400 гектаров: 100 га - целина, а 300 - пашня.
«В самом начале моего самостоятельного хозяйствования я пробовал сеять и ячмень, и горчицу, - говорит Василий Тимофеевич. - Но у нас в Апанасенковском районе очень мало влаги, и от этих культур пришлось отказаться».
А вот пшеница фермера ни подводит. Какой бы год ни был, хозяйство все равно остается с прибылью. И это не удивительно, рынок зерновых культур в России перспективный и развивается очень быстро.
За это время в хозяйстве попробовали несколько разных сортов, но остановились на «Станичной». Этот сорт отличается ранней спелостью, устойчив к полеганию и засухе. В прошлом году средняя урожайность в хозяйстве получился около 30 центнеров с гектара. Но подбор сорта - это полдела, необходимо соблюдать все агротехнические мероприятия, вносить удобрения, подкормку, защитить пшеницу от болезней, сорняков и грызунов. Так что дел у Василия Шарко достаточно. Тем более что работает он вдвоем с братом и только во время весенней или летней страды нанимает помощников.
Есть в КФХ и собственный машино-тракторный парк: комбайн «Дон», два трактора «Т-150» и «МТЗ-80», сеялки, бороны, жатки.
«У меня собственная земля и техника, так что работать можно, - говорит Василий Тимофеевич. - Одна проблема, нет стабильной цены на зерно. Одно дело вырастить урожай, другой - продать. Разница на начало уборки и на конец года может достигать 4 рублей. И хоть рынок сбыта у меня налажен - зерно забирали сразу с поля, теперь планирую построить зерносклад, чтобы урожай можно было попридержать и продать подороже. Ведь от того, как продашь урожай, зависит и дальнейшее развитие хозяйства. Будут тогда средства, чтобы купить и удобрения, и ГСМ и технику ремонтировать. Кстати, тогда и о развитии животноводства можно будет подумать».
Вот так и работают на родной земле два киевских фермера. Ни с кем не соревнуются, помогают и друг другу, и родному селу.
На мой вопрос, не жалеют ли о том, что занялись фермерством, отвечают почти одинаково: «Конечно, нелегко, когда проблемы и заботы не отпускают ни днем, ни ночью, а у тебя нет ни замов, ни «помов», на которых можно было бы переложить хотя бы часть забот и ответственности. И зарплату никто не даст, пока сам не заработаешь. Но если решил взять землю, развел скот, то будь добр, добросовестно работай».
А для себя Василий Тимофеевич Шарко и Геннадий Дмитриевич Калашников давно определили, что их профессия - фермер, и другой пока они не хотят.
Наталья Макагонова.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет