Вы здесь

ПОСЛЕ НАС ХОТЬ ПОТОП?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Пока общественная палата и краевые эксперты озадачены федеральным законом о КМВ, принятие которого может значительно подорвать экологическую обстановку региона, местные власти времени даром не теряют. Без всяких там законов управленцы Пятигорска решили оттяпать у города приличный кусок зеленых насаждений и развернуть строительство во второй природоохранной зоне, в частности, на склонах гор Бештау и Машука. И несмотря на то, что на защиту курорта сразу встали не только простые горожане, но и городская прокуратура, на Генеральном плане Пятигорска все равно появились красные пятна - места предполагаемой застройки.
Еще в конце лета прошлого года власти столицы СКФО присмотрели под застройку несколько кусков городских земель. Это территории на юго-восточном склоне горы Машук, на восточном склоне горы Машук вдоль трассы М-29 «Кавказ», вдоль дороги от развязки на поселок Иноземцево до «Лермонтовского разъезда», вдоль железной дороги по улице Московской, часть территории по проспекту Калинина от улицы Георгиевской на выезд в сторону Нальчика.
Все эти территории полностью входят во вторую зону округа санитарной охраны курорта федерального значения и на данный момент, как свидетельствует прокурорская проверка, практически полностью покрыты зелеными насаждениями. Но суть даже не в деревьях, очищающих курортный воздух, которые, кстати, тоже нельзя вырубать на территории второй природоохранной зоны. Дело в том, что именно во второй природоохранной зоне образуются и залегают недалеко от поверхности минеральные воды, за счет которых, собственно, и возник город-курорт. И по существовавшему генплану никаких строительных работ производить там было нельзя, так как чрезмерная нагрузка на грунт (не говоря уже о строительном мусоре и канализации) может существенно нарушить природный баланс, сдвинуть верхние пласты, а в результате навсегда потерять нарзанные жилы.
И нужно сказать, что все эти последствия при составлении генплана изначально были учтены. Пожалуй, единственное, что не учли проектировщики и экологи, так это дорожающие квадратные метры, ради которых властные структуры, видимо, готовы пойти на многое.
Еще в прошлом году администрация предложила внести изменения в генплан города и включить перечисленные выше участки в общественно-деловую зону, предназначенную для последующего размещения объектов коммерческого назначения. С таким предложением руководство курорта и обратилось в городскую думу. А думцы, как и водится в Пятигорске, по-быстрому провели общественные слушания и одобрили изменения. Кроме того, думцы проголосовали за исключение Бештаугорского заказника из границ Пятигорска. И это несмотря на решение Пятигорского суда о том, что заказник в городе курорте есть. А само решение суда тогда было обжаловано и так и не вступило в законную силу.
Не помешало процессу одобрения даже прокурорское представление. Впрочем, слово прокуратуры в Пятигорске, видимо, давно не является значимым. Ведь уже на начальной стадии прокуратура известила депутатов о возможных нарушениях закона. В Думу города тогда было направлено заключение с предложением об устранении указанных недостатков при утверждении нормативного правого акта. Однако 25.09.2014 городская Дума проект внесения изменений в Генеральный план города Пятигорска утверждает без учета замечаний прокурора.
А дальше становится еще интересней. Прокуратура, отстаивая интересы горожан, решила оспорить новый генплан в судебном порядке. Но все доводы прокурора суд счел неубедительными и отдал предпочтение аргументам представителя администрации, ссылающегося на необоснованность требований прокуратуры.
Видимо то, что строить увеселительные и жилые здания город решил на месте зеленых насаждений и природных памятников во второй природоохранной зоне федерального курорта, убедительным не является. Как и десятки нормативных актов, где черным по белому написано, что строительство, да и вообще любая деятельность, угрожающая экологии на этой территории, строго запрещена. Не внушающим доверие суду показался и тот факт, что в результате проведенной прокурорской проверки выяснилось, что стараниями органов местного самоуправления площадь городских лесов была уменьшена, ни много ни мало, на 569 гектаров!
Доводы прокурора по поводу того, что курорт имеет федеральное значение, а значит и все территориальные изменения охранных зон должны проходить согласования в министерстве природных ресурсов, чего в данном случае сделано не было, для председательствовавшего на процессе судьи В. Лихомана также оказались незначительными.
Представитель администрации так и не понял, какое конкретно право было нарушено при изменении генплана. Не понял юрист, выступавший от имени властных структур, и то, почему прокуратура решила оспорить генплан и в чем конкретно заключаются интересы сотен тысяч граждан, которые прокурор взялся отстоять. Также в выступлениях прокурора не увидел он ссылки на законы, предусматривающие способы защиты этих интересов. Да и вообще, - подчеркивал представитель власти, - указывая территории, которые не следовало относить к общественно-деловой зоне, прокурор не приводит норм закона, которые считает нарушенными. Следовательно, требования прокурора не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Рассуждая о законности, сторона администрации ни разу не сослалась на природоохранное законодательство.
Представители Думы также порадовали, сообщив, что принятие решения об утверждении Генерального плана прошло в соответствии с учетом протоколов публичных слушаний, а после этого права внесения каких-либо изменений или дополнений в проект генерального плана, к сожалению, представительному органу не предоставлено. Мол, мы-то что, все как народ решил, и точка. Только вот какой именно народ решил застроить Машук, за леса которого местная общественность вынуждена сражаться уже не первый год, остается непонятным.
То есть изменения в генплан были внесены по всем правилам и не противоречат законодательству в плане принятия регламентов и нормативных актов. А значит все в порядке.
Кроме того, представляющий администрацию Дмитрий Маркарян заявил, что если у прокуратуры есть возражения относительно содержания генплана, то прокурор был вправе вовремя представить свои предложения. Однако этого сделано не было, что свидетельствует об их отсутствии в период разработки Генерального плана и их публичного обсуждения.
Впрочем, самое интересное было еще впереди. Как считает представитель администрации, нахождение земельного участка по второй зоне горно-санитарной охраны не исключает его использование в коммерческих целях. А значит и отнесение земельных участков, указанных в рассматриваемом заявлении, к категории общественно-деловой зоны является законным. И это у прокурора отсутствует понимание того, что один и тот же земельный участок может одновременно принадлежать памятнику природы, быть покрытым лесом и одновременно относиться к категории земель населенных пунктов.
Что касается деревьев между жилым массивом и железнодорожными путями по улице Московской, то, по убеждению Дмитрия Маркаряна, они никогда лесами не считались. Однако сведения с сайта публичной кадастровой карты города говорят несколько о другом. Так на плане города участок в 39 с лишним квадратных метров считался лесом буквально до сентября месяца прошлого года. И был снят с учета именно тогда, когда генплану города потребовались изменения. Поэтому сегодня получается, что прокуратура действительно отстаивает уже не курортные леса, а отдельно стоящие насаждения, имеющие для города столько же ценности, сколько и сливовое дерево на любом из дачных участков. Случайно ли? Наверное - нет. Впрочем, как заявил тот же юрист администрации, планирующаяся застройка совсем не говорит о вырубке деревьев.
Да и вообще, никакая сплошная растительность на перечисленных участках не произрастает. А предполагаемое размещение общественно-деловых зон в указанных лесах не может однозначно свидетельствовать об обязательной вырубке лесных насаждений. И по заявлению Дмитрия Маркаряна, при строительстве ни одно дерево не пострадает. Надо полагать, развлекательные центры бизнесмены Пятигорска будут строить как детские шалаши из веток, а вместо пансионатов на деревьях появятся гамаки. Значит, переживать и правда не о чем? Видимо так, потому что судья, по всей видимости, тоже решил не переживать.
Складывается впечатление, что либо прокурор действительно не знает норм закона, либо этих норм не знает судья. Но как бы там ни было, принимая окончательное решение, В. Лихоман поверил стороне защиты и в своем решении также тщательно обошел вопрос природоохранного законодательства.
И нужно сказать, что это уже не первый случай, когда прокуратуру и общественность на одной чаше весов правосудия с легкостью перевешивают администрация и дума. Стоит вспомнить хотя бы историю со строительством огромной галереи, наступающей практически на порожки действующего бювета № 4. Несмотря на то, что сотни горожан, десятки экспертов и природоохранная прокуратура выступали против строительства, суд назначал новые экспертизы, искал новые доказательства, назначал новые слушания... И все это продолжалось до тех пор, пока галерея не построилась. Сегодняшнее решение суда было принято не в сравнение быстро, однако его постановление ни в коей мере не защищает интересы граждан. И говорит, пожалуй, только о том, что с администрацией Пятигорска лучше не спорить. Раз уж решено, ни одна прокуратура местным властям не помеха.
Только при таком положении дел возникает естественный вопрос - а что же будет дальше?
Напомню, что в марте минувшего года глава Пятигорска Л. Травнев четко обозначил позицию администрации, заявив, что: «Жильем застраивать Машук нельзя! И в предписании у застройщика об этом написано черным по белому: на данной территории могут быть только объекты курортной сферы. А вот новый пансионат Пятигорску действительно не помешает, курорт должен развиваться». Однако на кадастровой карте место предполагаемого пансионата значится как территория для индивидуального жилищного строительства. Также градоначальник говорил о том, что памятную стелу в честь освобождения города от нацистских захватчиков никто переносить не собирается. И сегодня стелу, спасая по большому счету от произвола той же администрации, вынесли в неухоженный парк. У работ по благоустройству которого каких-либо конечных сроков просто нет. Сейчас представитель администрации во всеуслышание говорит о том, что вырубать леса никто не будет, поэтому, что в конечном итоге останется от машукского леса, даже представить страшно...
Впрочем, на прошлой неделе история с генпланом получала новое продолжение. Прокуратурой города обжаловано решение Пятигорского городского суда. Как сообщили в городской прокуратуре, бороться с незаконной застройкой будут до конца. А значит, у жителей курортного города пока еще остается надежда на спасение городских лесов. Вот только надолго ли эта надежда задержится, не понятно.
Светлана Лазебина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет