Вы здесь

ЯНИС ДВУЛИКИЙ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Многолюдный поток ежедневно течет по улице Ленина вдоль Ставропольского дворца культуры и спорта. И не видят, да и не могут видеть люди самую настоящую осаду сквера перед ним, поскольку осада эта бумажная. А результат - судебные решения, и не всегда в пользу горожан. Вдохновитель и организатор осады - некто Янис Анастасов. В помощниках у него судьи Октябрьского суда. Кто защищает сквер? Администрация города. Но неравные силы. С одной стороны - «Именем Российской Федерации», с другой - именем всего лишь горожан. В итоге все мы, жители города, за неполных три года с начала кампании потеряли почти все, что могли.
Однако - все по порядку. Об анатомии освященного судом градостроительного произвола.
Кампания от 12-го года
Все началось еще в 2012 году. Гулял, похоже, Анастасов по живописному скверу у Дворца культуры и вдруг подумал: а почему бы здесь, на месте выделенного ему пару лет назад места под пивную точку, не построить настоящее заведение? Народу у ДК обычно много, барыши польются рекой. В комитет градостроительства города: мол, дайте на два года в аренду под летнее кафе пять соток сквера. Там, понятное дело, прогнали с порога. Сквер - место общественное, застройке не подлежит, оно для прогулок и отдыха, а не для заведений.
Анастасов знает наше основное правило делового оборота: тебя в дверь - ты в окно. Если не нашел понимания с исполнительной властью - иди во власть судебную. Там встречаются кадры, более понимающие в градостроительстве и архитектуре и смело берущие на себя роль и архитектора, и мэра в одном лице под мантией. Он и пошел, прямиком в Октябрьский суд.
И, похоже, не ошибся дверью. Судья А. Коробейников 3 апреля 2012 года признает незаконным отказ городских властей в предоставлении Анастасову земельного участка в аренду под летнее кафе и обязывает их это сделать в семидневный срок. Администрация суду подчинилась.
Анастасов лепит это свое кафе - сооружение из дерева, хотя и на бетонном фундаменте, размером 40Х11 метров. То есть 411 «квадратов». Подключает все коммуникации. Там свадьбы можно гулять! Называет его ласково и нежно «Одуванчик». Хотя, судя по излагаемой истории, ему больше подходит «Надуванчик». Что наша газета и сказала в одноименной заметке еще от 11 сентября 2013 года. И как в воду глядела, когда написала, что следующим шагом Анастасова будет возведение капитального сооружения.
Наш герой снова идет в комитет градостроительства. Мол, по причине суровости нашего климата зимой посетителей в кафе не загонишь. Стены и тепло нужны. Нет их - потеря доходов. Надо бы изменить вид разрешенного использования земельного участка - с «размещения временного сооружения - кафе» на «объект культурно-развлекательного значения». С тем, чтобы, исключив слово «временное», уже капитальное сооружение построить.
В комитете этот его чисто утилитарный и по большому счету эгоистичный подход к делу не разделяют и отказывают. Не исключаю, что и наша колючая газетная заметка повлияла.
Наш герой, как вы уже догадались, читатель, снова в Октябрьский суд. Судья уже другой - А. Ширяев. Но результат тот же. Суд обязывает администрацию изменить вид разрешенного использования земельного участка. Апелляцию администрация подавала, но то ли по нерадивости исполнителей, то ли сознательно пропустила сроки и получила отказ в принятии дела. Потому вынуждена была исполнить решение суда. Надо заметить, что Анастасов даже на суд не пришел и своего представителя не прислал. Так был уверен в победе правосудия над сквером и интересами горожан.
Арбитражное статус-кво
Весь 2013 год уходит у Анастасова на разработку проекта двухэтажного капитального здания прямо в сквере. С ним наперевес его представители мчатся в комитет градостроительства - за разрешением на строительство. Тот, будучи верен себе, опять отказывает. Мотивация самая что ни на есть железобетонная - весь участок находится в охранной зоне инженерных коммуникаций, и никакого капитального строительства там вести нельзя.
Анастасов, будучи также верен себе, опять идет в суд. Надо понимать, что стоит на кону. Ведь в случае возведения капитального сооружения его владелец получит право и на земельный участок под ним. Получить в собственность пять соток на главном проспекте краевого центра, да еще впритык к Дворцу Культуры - это вам не килограмм семечек купить. За это стоит побороться.
Правда, на этот раз Анастасов пошел не в Октябрьский, а в Арбитражный суд СК - за признанием незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и выдачей этого разрешения. Может, надеялся, что на этом этапе и без блата пройдет, а может, чтобы снять подозрения с Октябрьских судей. Нельзя же так часто по одному адресу за правдой ходить! С другой стороны, и в судах стали разборчивее при приеме заявлений. Индивидуальный предприниматель - иди в арбитраж! Так велит закон.
Но тут Анастасова ждало большое разочарование. Судья А. Смоляков явно не в его дружбанах и в иске отказывает. Принимает доводы городских властей, что спорный участок под инженерными коммуникациями и за пределами так называемых «красных» линий используется как территория общего пользования, значит - нельзя. Шестнадцатый апелляционный суд оставляет решение Смолякова в силе.
Параллельно тот же судья Смоляков рассматривает иск администрации города к Анастасову о признании его кафе самовольной постройкой и сносе. И отказывает в иске в тот же день, что и по первому заявлению - 12 декабря 2014 года.
Таким образом, сложилась ситуация, которую, говоря дипломатическим языком, уместно окрестить статус-кво. И строить капитальное нельзя, что подтверждено судом, и сносить ранее построенное временное нельзя, что опять же подтверждено судом.
Анастасову бы на этом успокоиться, смириться и довольствоваться уже имеющимся «Одуванчиком». Тихо качать бабки летом, а зимой отдыхать. Тем более что власти это решение не опротестовывают. Однако не тут-то было.
В бой идет «товарищ»
Вдруг как чертик из табакерки на горизонте появляется некто В. Тарасов. И еще до вступления в законную силу решения Арбитражного суда подает в Октябрьский суд уже известному нам Ширяеву иск об «оспаривании отказа, выданного Анастасову Я.М. во внесении изменения в Градостроительный план, и отказа комитета градостроительства администрации в выдаче разрешения на строительство».
Вы скажете, с какого боку здесь Тарасов? А он предъявляет в суд договор о совместной деятельности между ним и Анастасовым, согласно которому «товарищи» решили совместно строить тот самый объект культурно-развлекательного значения в сквере перед Дворцом культуры. А раз стройку не разрешили, то его права нарушены. Вот за их восстановлением он и пришел в суд.
Пришей-пристебай? Похоже на то. Однако судья Ширяев принимает договор за чистую монету и ...удовлетворяет иск! Как песню абсурда читаешь строки из судебного решения. Вдумайтесь! «Обязать администрацию Ставрополя... внести изменения в ранее разработанный градостроительный план, указав, что на земельном участке по адресу ул. Ленина, 151а отсутствуют охранные зоны - инженерных коммуникаций, противопожарных, санитарных и пр. разрывов, а также указать, что земельный участок расположен не в пределах красной линии, и о возможности размещать на земельном участке (то есть и это указать) любые здания и сооружения, соответствующие указанным видам разрешенного использования в течение 10 дней с момента объявления решения суда». Добро бы, если бы в суде было доказано, что инженерных сетей, а с ними охранных зон или там пожарных разрывов, нет. Есть они! И водопровод, и канализация, и газопровод, и кабели электросети. И красные линии есть. Но их наличием судья даже не поинтересовался. Укажите в плане, что их нет, и баста! Если так пойдет дальше, ширяевы и им подобные будут принимать решения с предписанием Солнцу не вставать. Не реальностью они руководствуются, а поставленной перед ними задачей. Вот соответствующие решения и рождаются.
Администрация, понятное дело, подает апелляцию. Первый аргумент - что суд не приостановил производство по делу, хотя обязан был, поскольку на тот момент в производстве Арбитражного суда находилось дело по тем же основаниям. Второй аргумент - Тарасов лицо в споре заинтересованное, что вытекает из договора между ним и Анастасовым о совместной деятельности, и выводы Арбитражного суда для него тоже обязательны. А значит, он не может подавать иск по тем же основаниям. Причем договор изучался в Арбитражном суде, и нарушения законных прав и интересов Тарасова установлено не было. В результате решение Ширяева привело к переоценке установленных обстоятельств в арбитражном процессе и как следствие к конкуренции судебных актов, что недопустимо и незаконно. Третье - требования Тарасова предъявлены к ненадлежащему ответчику. Отвечать по ним должен Комитет градостроительства, а не Администрация города. Четвертое - договор о совместной деятельности противоречит закону, является ничтожной сделкой, поскольку такого рода договора заключаются по закону между юрлицами или ИП, а Тарасов таковым не являлся. Пятое - по договору полномочия между Анастасовым и Тарасовым разделены, именно первый взял на себя обязательство совершать все юридически значимые действия, направленные на получение градостроительного плана и разрешения на строительство. Попытка Тарасова добиться этого через суд - нарушение договора. И, наконец, шестое и самое существенное - территория в районе Дворца культуры отнесена к скверам и включена в Перечень озелененных территорий общего пользования еще в 2008 году, то есть до предоставления участка Анастасову. По проекту красных линий от 2009 года, то есть также до выделения участка по решению суда Анастасову, территория участка находится внутри них, что недопустимо по градостроительным нормам.
Апелляция пока не рассматривалась краевым судом.
В судебных решениях, как в путах
Руководствуясь решением Арбитражного суда, который, напомним, признал законным отказ Анастасову в выдаче разрешения на строительство на территории сквера, Администрация города в начале года передала в постоянное (бессрочное) пользование весь участок под сквером, включая временно занимаемые анастасовским кафе пять соток, администрации Ленинского района. И возложила на нее обязанность осуществить государственную регистрацию права на земельный участок. То есть городская власть попыталась найти владельца для участка и тем самым пресечь всяческие попытки его урвать.
Однако Анастасов и тут не дремлет - оспорил распоряжение главы города А. Джатдоева на этот счет в том же Октябрьском суде. Судья С. Гусева удовлетворяет жалобу. Администрация ее обжаловала. Рассмотрения апелляции еще не было.
Одновременно Анастасов пишет заявление в прокуратуру - опять же жалуется на нарушение своих прав и Генеральный план. Та требует с города устранить нарушение прав. И одновременно же Анастасов подает жалобу в Октябрьский суд, оспаривает Генеральный план города в части включения в него красных линий в районе своего кафе. Судья З. Кравченко проявляет удивительную оперативность - в порядке обеспечения иска приостанавливает с 10 марта с.г. действие проекта красных линий до вступления в законную силу решения суда. Самого же рассмотрения еще не было. Получается, что на несколько месяцев город остался без красных линий в самом центре.
Закладная жалоба
Но отдельного рассказа требует жалоба Анастасова губернатору края В. Владимирову.
О, на этой эпистоле стоит остановиться подробнее. Янис просто закладывает Джатдоева, администрация которого, как мы могли убедиться, на первом этапе спора особо не сопротивлялась судебному произволу. Выполняя решения судов, дала Анастасову возможность построить «временное» постоянное летнее кафе с огромным залом. Теперь, когда Джатдоев пытается остановить непомерно возросший аппетит хозяина кафе, старается интересы горожан отстоять, которым уж никак не нужна громада капитального строения перед самым Дворцом культуры, которая и сам Дворец заслонит, и сквер на целых пять соток сократит, Анастасов выдвигает версию, что «администрация хочет согласовать другой коммерческий проект, и участок необходим для размещения парковки». А «сам Джатдоев ходит по всем судебным инстанциям и пытается оказать давление на принятие судом решений, поясняя, что это прямое указание губернатора». И «... у Джатдоева имеется личная заинтересованность». Наконец, самый убойный довод жалобы: «от многих знакомых предпринимателей мне известно, что во всех случаях злоупотребления своими правами Джатдоев ссылается якобы на указание губернатора». Анастасов просит, ни много ни мало, принять «организационные меры». На языке родных осин - это чуть ли не с работы выгнать.
Понятное дело, что все эти измышления ничем конкретным не подтверждены. Ни о каком новом проекте, тем более о парковке, речи не идет. Цель у администрации только одна - сквер перед Дворцом культуры сохранить. Один из немногих, еще оставшихся в городе. Но это как раз тот самый случай, когда не доказательства жалобщику важны. Важно черной краской мазнуть. Пусть отмывается. Глядишь, и не будет упираться особо.
При имени Янис сразу вспоминается мифологическое Янус Двуликий. То землю у Джатдоева просил и был благодарен за малое, то топит по полной, когда не получил большое. Что бы ни говорили, а я верю, что имя отражается на личности.
Александр Емцов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 1 (1 голос)