Вы здесь

ЕСЛИ СТЕЛЫ ПЕРЕСТАВЛЯЮТ, ЗНАЧИТ ЭТО КОМУ-ТО НУЖНО?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

О том, что памятную стелу, возведенную в Пятигорске в честь 25-летия со дня освобождения города от нацистских оккупантов, хотят «выселить», стало известно несколько месяцев назад. Общественность буквально с первого дня встала на защиту памятника: проводились неоднократные опросы, достучаться до властей народные массы пытались и через телевидение, и через прессу. Но, нужно признать, до последнего никто не верил, что обелиск действительно уберут с глаз долой. А когда около двух недель назад вокруг стелы появились пустые цветочные вазоны, горожане обрадовались - значит, услышали, оставят! Но не тут-то было...
Когда мы приехали к монументу, работы шли полным ходом. Таблички с обелиска были сняты, а земляные валы вокруг стелы напоминали воронку от только что разорвавшейся мины. А там внутри котлована фундамент памятника неустанно дробил отбойник. Судя по всему, даже «память» о былой славе решила просто так не сдаваться.
Для тех, кто еще не в курсе событий, напомню, что памятная стела до недавнего момента располагалась напротив первой школы, недалеко от парка имени Кирова. И нужно отдать должное архитекторам, место для памятника было выбрано очень удачное. Монумент располагался недалеко от курортной зоны, рядом городской парк, в шаговой доступности сразу от нескольких учебных заведений, в зоне крупнейшей трамвайной развязки. Практически пятигорский «Рим», куда, как известно, ведут все дороги. Даже в будний день за несколько минут мне удалось насчитать больше ста прохожих, после чего просто сбилась со счета. Но если в таком месте стелу демонтируют, значит это кому-то нужно? С этим вопросом я и отправилась в народ, да только вот найти человека, которому мешает стела, так и не удалось.
«Я, конечно, против переноса, но, может, что-то новое сделают... поприличней... Здесь же раньше аллея знаменитая была. На этой аллее были имена наших героев, - рассказывает Валерия Алексеевна, пытаясь перекричать отбойный молоток. - И мне так приятно было сюда приходить, потому что один из героев когда-то жил в моем доме. Это не при мне было, я только в 1963 году сюда переехала, но знаю, что в моем дворе жил герой Советского Союза. Ну а теперь тут видите, что сделали».
Сообщать пенсионерке, что власти якобы хотят отдать это место под парковку, я не стала, потому что с последними словами она и так начала плакать и растирать слезы по щекам. Но оно и понятно, ведь с памятной стелой и парковкой, где когда-то была аллея, у каждого пятигорчанина старше сорока лет свои воспоминания. Здесь когда-то были герои войны, герои их юности, рядом с которыми многих принимали в пионеры, здесь прошла молодость, да и вся жизнь невидимыми нитями связана с этими местами.
Довольно ярко с пожилыми горожанами, как внешне, так и во взглядах, контрастируют студенты. Однако и молодое прогрессивное поколение не вполне понимает, зачем памятник решили убрать.
«Наверное, это хорошо. Только если они тут что-нибудь красивое сделают, - говорит молодой человек, но когда узнает, где приблизительно будет стоять монумент и что предполагается сделать на месте стелы, мнение о мероприятии у него меняется сразу. - А куда переносят? Парк Победы? Нет, не слышал, а это в Пятигорске? Ну, тогда, конечно, зря они это делают. Зачем нужно было убирать, здесь же больше людей ходит, все бы ее видели. А там... Вообще мало кто знает о том месте. Лучше бы уже здесь оставляли, да и все».
Для чего убирают стелу, не знают и сами рабочие. Продолжая разрушать монумент, вся бригада пытается не обращать внимания на меня и мои вопросы, и только один работник бурчит себе под нос что-то вроде: «Раз делается, значит надо». Логика железная, не поспоришь, только вот кому надо, так и не понятно. А тем временем события продолжали развиваться.
Но тут нам сообщают, что у демонтажа было, так сказать, торжественное открытие и перед началом работ к стеле приезжал представитель от Совета Ветеранов Николай Сегеда и даже давал комментарии. Поэтому узнавать, кому это нужно, мы отправились к ветеранам. Но и там ожидал очередной сюрприз.
Вместо Николая Сегеды нас встретил председатель общественной организации Николай Лега и пояснил, что давать комментарии каждой газете (работающей для информирования общества) он не обязан. Ищите все в Интернете, там все есть. А сам Николай Лега был очень занят и очень торопился в администрацию. Что же получается, администрацию (которая тоже вроде бы работает для народа) нельзя заставлять ждать, а общество подождет? Но как бы там ни было, я решила последовать совету председателя и поискать в Интернете, где черным по белому написано, что инициатором переноса стелы выступил Совет Ветеранов... Стало быть то, чего не понимает весь Пятигорск, инициировали ветераны? Но, как говорится, свежо предание, да верится с трудом.
Официальных комментариев, конечно, никто не дает, поэтому верить ли во все нижесказанное, думайте сами. Однако поговаривают, что перенести стелу в более достойное место ветераны действительно хотели, так как на прежнем месте должного внимания и ухода ей уже давно никто не оказывал. Правда, говорят, Новопятигорское озеро как достойное место для новой дислокации памятника никто не рассматривал...
Только вот пятигорским властям идея пришлась по вкусу, а городская дума так быстро ее одобрила, что, видимо, и опомниться никто не успел. Такую бы прыть депутатам, когда рассматривался вопрос о сокращении времени работы питейных заведений. Но тогда весь край отреагировал на распоряжение губернатора, а Пятигорск медлил. Но стела, надо полагать, дело другое.
Впрочем, предположить, что перенос стелы нужен чиновникам, тоже как-то не очень получается. Ведь если бы городские власти нашли в бюджете немного денег и облагородили стелу, то проблема дорогостоящего демонтажа, установки и создания новой аллеи специально для обелиска отпала бы сама собой. В общем-то, и возмущало пятигорчан недостойное отношение к памятнику, а не само его место нахождения.
Получается, перенесение стелы никому не нужно, но ее все равно демонтировали? Одним словом чудеса, да и только. Но каким бы сказочным ни казалось решение, реальную стелу все-таки отбили от фундамента и увезли на заслуженный отдых... Оккупация Пятигорска длилась - один год. Великая Отечественная война - четыре года. Раны от военных потерь не зарубцовывались в сердцах пятигорчан - 25 лет (тогда и была возведена памятная стела). Да и сегодня вряд ли они затянулись. А решение о переносе стелы приняли за несколько дней, а на то, чтобы вытащить памятник из земли, понадобилась всего пара часов.
И признаться, звонки пятигорчан и последующие ответы прохожих произвели на меня тягостное впечатление. Столько печали и негативных эмоций можно услышать, разве что разговаривая с неизлечимо больным человеком, понимающим, что операция только усугубит положение. Может быть, поэтому, придя к стеле, я увидела не простой камень, а часть человеческой души. Той души, что ветераны вложили в освобождение города, а мастера - в этот монумент. Души, которую теперь безжалостно ампутировали посредством отбойных молотков, как рудиментарный орган на теле города.
Однако отвлечемся от ощущений и перейдем к реальности. Так вот если оставить все ахи и вздохи, отмахнуться от слез пенсионеров и взглянуть на проблему глазами рассудительного человека, то вполне может показаться, что ничего криминального в переносе стелы нет. Ну, подумаешь - памятник. Перенесли, да и ладно. Ведь не уничтожили же, а просто переставили туда, где мешаться под ногами не будет. К тому же был бы монумент значимый или на каком знаковом месте стоял... А то ведь так, увековечивает общие положения какого-то там освобождения. Поставили деды, где место было, но теперь приоритеты сменились, город вырос, можно и подвинуть. Людям машины ставить негде, а кучка активистов о каком-то там патриотизме рассуждает. Переставят памятник в другое место, туда и ходите со своими воспоминаниями, а деловым людям жизнь обустраивать не мешайте. Да и потом, столько лет стояла стела, и никто о ней не думал, а как переносить, так сразу вспомнили, что деды у них воевали.
Да простят меня ветераны и все, кому довелось увидеть войну не только на картинке, но такая точка зрения действительно существует. А вот хорошо это или плохо, каждый для себя решает сам. Но прежде чем оправдывать или осуждать «деловой» взгляд на вещи, давайте вспомним, почему эта стела вообще появилась в Пятигорске. И что скрывается за словами пенсионеров, когда они говорят о вечной памяти.
Последнее время со всех сторон только и слышно - стела в честь освобождения! Но при этом многие упускают из виду тот факт, что современному человеку термин «освобождение» не говорит ни о чем. Единственный гнет, который испытали наши поколения - это тяжесть собственной подушки.
Сегодня даже единичный случай убийства, как, например, в Минводах, вызывает у нас опасения и панику. Из-за каждого вырубленного квадратного метра лесов экологи начинают бить тревогу. А что значит двадцатичасовой рабочий день за одну корочку хлеба, и представить себе невозможно. Но 73 года назад, когда все эти беззакония учиняли над пятигорчанами, им приходилось молчать и повиноваться. Ведь не было полиции, судов и прокуратур. Можно было просто смотреть, как в упор расстреливают их матерей, как угоняют в плен братьев и сестер, разоряют дома. Смотреть на все это, плакать и молчать. Ни день, ни два, а целый год. Да и потери исчислялись не единицами.
За это время немецкими войсками было уничтожено 3 тысячи мирных жителей, таких же, как мы с вами, обычных горожан, 800 человек угнано в нацистские лагеря, разрушено 350 домов и зданий, уничтожена львиная доля курортных лесов. Вот от чего освобождали Пятигорск! Вот почему стела была так важна для тех, кто ее ставил! Для тех, кто еще помнил, какого это - «освободиться». Знали, что такое «освободить» и те жены, что так и не дождались с фронта мужей. И те дети, что остались сиротами, когда их отцы сложили головы, освобождая пятигорчан...
Сегодня людей, прошедших ад войны и преисподнюю оккупации, осталось считанные единицы. Немного и тех, кто помнит, как их матери и бабки, даже в годы довольствия, собирали крошки со стола, потому что в памяти навсегда остался голод военных лет. И с каждым днем становится все меньше тех, кто знает истинное значение «каменных глыб», мешающих стоянкам автотранспорта.
Впрочем, возлагать всю ответственность только на пятигорских бизнесменов и власти было бы не логично. Ведь подобная тенденция прослеживается не только на краевом или общероссийском уровне. Пренебрежение ценностями прошлых поколений это мировая беда.
Помните, как громили памятники российским лидерам в Прибалтике? А как в сентябре прошлого года под всеобщее улюлюканье был распилен и низвержен памятник Ленину на площади Свободы в Харькове? Сейчас, по сообщениям некоторых СМИ, «незалежный» дедушка Ленин (вернее, то, что от него осталось), благодаря стараниям местных активистов, был вывезен за пределы Украины и направляется на новое место жительства - в Ставропольский край. И все бы ничего, но проблема в том, что пока одни памятники мы пытаемся спасти, другие продолжают уходить в небытие.
Безусловно, ставить в один ряд разгул украино-прибалтийского фашизма и рационального подхода местных властей к градостроительному плану нельзя. Там «у них», под прикрытием нового правительства, балом правит кучка националистов, впадающих в состояние эйфории от того, что они смогли победить монумент, при этом называя русских патриотов «колорадами». Здесь, «у нас», памятники не валяют, а с официального разрешения властей демонтируют и, отдав предпочтение сиюминутной выгоде, переносят на другое место.
Пожалуй, единственное, что объединяет оба фронта - это недальновидность. Понимание того, что все эти действия разрушают собственную историю, придет, правда, значительно позже. Когда изменить уже будет ничего нельзя. В качестве примера можно привести историю со ставропольской стелой. Восемь лет назад городские власти краевого центра искренне полагали, что расширение кольца по улице Доваторцев за счет сноса стелы станет панацеей от всех заторов на дорогах. Но, к сожалению, уже сегодня можно констатировать печальный факт - пробки по-прежнему есть. А вот стелы - нет. Вернее, после прокурорской проверки ее снова восстановили, пусть и в уменьшенном виде. Да только ни один из ставропольцев уже не знает, где она расположена и как выглядит. Все по тому, что современный ритм жизни не оставляет возможности для целенаправленных поездок на окраину города, где можно почтить память героев. А ведь раньше стела героям-доваторцам была практически визитной карточкой города. Стоит ли говорить о том, какая судьба ждет пятигорскую стелу, которая в самом центре города едва не ушла в небытие.
Но, откровенно говоря, гораздо больше во всей этой ситуации пугает не малюсенькое сходство харьковских и пятигорских сценариев, а их колоссальное различие. Ведь там, «у них», памятники громят фашисты и стирают с лица земли все, что считают инородным для собственной культуры. А здесь, «у нас», в угоду техногенным факторам на задний план задвигают собственные ценности. И ни какая-нибудь шпана с улицы, а муниципальные власти. И какими бы благими целями мы ни пытались оправдать то, что происходит сегодня в Пятигорске, последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Ведь, по сути, убирая обелиск на окраину и предоставляя центр парковкам, мы фактически говорим подрастающему поколению: не важно, что твой дед проливал кровь и пережил не одну контузию ради мирного неба над твоей головой, не важно, что миллионы людей умерли, для того чтобы ты родился свободным. Важно, что твой папа сможет припарковать машину рядом с развлекательным центром и тебе не придется идти пешком лишние сто метров.
Да и сама по себе стела, или любой другой монумент, это даже не символ памяти, это, прежде всего, символ человечности. Своеобразная лакмусовая бумажка, показывающая насколько мы с вами еще - люди...
Светлана ЛАЗЕБИНА.
Фото Алексея ЗАБАБУРИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет