Вы здесь

КТО В ОТВЕТЕ ЗА ДТП?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

По аварийности прошлый год стал одним из самых напряженных для Ставропольского края. Конечно, в первую очередь на цифры статистики влияет все увеличивающееся количество автомобилей. Пожалуй, не проходит и дня, чтобы мы не стали свидетелями очередной пробки на дорогах городов из-за того, что кто-то кому-то поцарапал бампер или крыло. Однако далеко не редкость и более трагичные столкновения. Причем виной смертельных аварий иногда становятся достаточно нелепые причины, говорящие не только о сомнительных навыках водителя. От кого зависит число ДТП, а также жизни пешеходов и водителей, на прошлой неделе на пресс-конференции в Пятигорске рассказал начальник УГИБДД МВД России по Ставропольскому краю Алексей Сафонов.
Как сообщил главный инспектор края, только за прошлый год на Ставрополье было зафиксировано более трех тысяч ДТП, в которых погибло порядка 550 людей и больше 4 тысяч получили ранения. Кроме того, сотрудниками ГАИ было зарегистрировано около 700 тысяч нарушений, из которых за превышение скорости было остановлено 350 тысяч водителей, а 13 тысяч человек инспекторы удалили с дороги, поймав в состоянии алкогольного опьянения. То есть как минимум спасли еще несколько сотен жизней.
«С каждым годом мы все больше наказываем недобросовестных водителей, больше привлекаем к ответственности, но ситуация не меняется. Из чего можно сделать вывод, что только административные и карательные меры не могут стабилизировать обстановку. Необходимо, чтобы в безопасности на дорогах были заинтересованы все органы исполнительной власти, работа велась сообща», - говорит Алексей Сафонов.
И проследить это взаимодействие на практике не так уж и сложно. К примеру, треть граждан, а это приблизительно 150 человек, как сообщил инспектор, погибает в больницах. На месте ДТП многие из пострадавших еще остаются живыми, но пока их доставляют в больницы, время упущено, и спасти жизни уже не удается. Но после того как вопрос стали решать сообща, министерство здравоохранения приняло участие в федеральной программе, и нашему краю выделили более 280 миллионов рублей, за счет чего удалось отстроить 20 современных пунктов для оказания помощи при ДТП. Нужно отметить, что на количество аварий данная мера не повлияла, однако уже на сегодняшний момент удалось спасти на десятки жизней больше.
В качестве другого примера можно привести статистику по количеству доли молодых водителей в общем числе ДТП.
«Участие молодежи в авариях на дорогах снизилось на 15 процентов, это, конечно, не большой показатель, но он есть. Нормализовать ситуацию удалось благодаря тому, что у нас появилась возможность проверять работу автошкол. Раньше мы не могли контролировать материальную базу, на каких стендах обучаются кандидаты в водители, на каких машинах и каких автодромах приобретают первый опыт. Но после того как нам дали право контролировать состояние материально-технической базы, оказалось, что 40 процентов из существовавших учебных центров не соответствуют требованиям, и сейчас они не аккредитованы», - рассказывает Алексей Сафонов.
Впрочем, что касается обучения, то, как показала практика, справиться с аварийностью на дорогах гораздо проще, если обучать правилам дорожного движения не только водителей. И в этом плане, как отмечают в ГИБДД, очень важно налаживание контактов с министерством образования. Мы неоднократно писали о том, что сотрудники ГАИ посещают детские сады и школы, раздают листовки, устанавливают возле учебных заведений обучающие стенды. И хотя некоторые горожане к подобным мерам относились скептически, за последние 4 года ДТП по вине детей и с их участием снижаются. Мало того, дети становятся грамотнее, законопослушнее, и, по словам самих родителей, уже чада учат их соблюдать правила.
В наступившем году ГИБДД продолжит совместную работу и с МЧС. Совместные учения позволяют отработать практику быстрого реагирования, точно определить, кто за какие функции отвечает.
Однако, кроме министерств и спасателей, немалая доля нарушений, способных привести к трагедии, возникает и по вине органов местного самоуправления: отсутствие парковочных мест, дорожных знаков, разметки пешеходных переходов и искусственных неровностей, в народе называемых «лежачими полицейскими». Все это в значительной мере затрудняет процесс регулирования движения и приводит к всплескам аварийности на особо сложных участках дорог. Однако, несмотря на многочисленные представления, выписываемые сотрудниками ГАИ главам администраций, далеко не всегда эти проблемы удается решить.
Пожалуй, наиболее животрепещущей темой как для пешеходов, так и для автомобилистов по-прежнему остаются парковки.
«На сегодняшний день улично-дорожная система практически во всех городах края работает на пределе пропускной способности. Количество автомобилей постоянно увеличивается, при этом строительство или реконструкция улиц и дорог фактически прекращена. А это, в свою очередь, вынуждает водителей нарушать правила остановки и стоянки транспортных средств, что порождает совершенно справедливые жалобы и обращения и от пешеходов, и от водителей», - отмечает Алексей Сафонов.
То есть отсутствие надлежащей инфраструктуры не оставляет шансов соблюсти правила ПДД даже самым законопослушным водителям. А на законодательном уровне этот вопрос, к сожалению, никак не урегулирован. Города полностью открыты для частного транспорта, пригородных парковок, где можно было бы оставить машину приезжим, нет, внутригородских парковок также не хватает. И все что может сделать инспектор ГАИ, так это оштрафовать водителя за парковку в неположенном месте, не имея при этом возможности предложить ему альтернативу.
Что касается краевого центра, то проект по разгрузке хотя бы центральной части города существует уже не первый год, однако на его воплощение потребуется немало средств, поэтому говорить о точных датах перенесения теории на практику пока сложно.
А вот в Пятигорске дела обстоят еще хуже. О том, чтобы разгрузить от машин центральную часть города, прилегающую к курортной территории, а вместе с тем сократить и количество выхлопных газов, речи пока не идет. Но, как сообщил Алексей Сафонов, до 2020 года при благополучном стечении обстоятельств вокруг города должна появиться объездная трасса, и это позволит вывести за пределы курорта хотя бы транзитный транспорт.
«С решением этой проблемы либо поможет край, либо федеральный центр. Пока примеров запрета проезда по центру транзитного транспорта в крае нет. Но количество машин растет постоянно. К примеру, десять лет назад их было зарегистрировано 600 тысяч, сегодня число личного автотранспорта перевалило уже за миллион. Поэтому уделить внимание этой проблеме нужно как можно быстрей», - говорит начальник УГИБДД МВД России по Ставропольскому краю.
А вот что касается парковок, то их по-прежнему предлагается создавать только за счет газонов. Иных мер при нынешней застройке в ГИБДД не видят.
Впрочем, если парковки тема на данный момент, с учетом возможностей бюджета, несколько абстрактная, то дорожные знаки и разметку сделать гораздо проще. Но и здесь между инспекторами ГАИ и местным самоуправлением возникает некоторое недопонимание.
Дело в том, что водитель не всегда имеет возможность поднимать глаза к небу и отыскивать регулирующие знаки (которых, кстати, иногда просто нет). Поэтому в некоторых случая автомобилистам сложно понять, где именно нужно уступить дорогу пешеходу или снизить скорость, что нередко приводит к плачевным последствиям. И решить эту проблему могла бы дорожная разметка, но именно с этим возникают затруднения.
«К сожалению, у нас в крае зебру наносят три четыре раза в год эмульсионной краской, хотя уже давно существует термопластик. Да это стоит дороже, но его можно нанести один раз, и на три года хватит, тогда как эмульсионная краска недолговечна и, по сути, приводит к еще большим затратам. У нас переходы красят в мае, а уже к июлю их не видно. Мы выдаем предписание, дорожное хозяйство в течение 10 дней снова перекрашивает зебру, наказать никого нельзя, но уже через две недели опять такие же проблемы. Возможно, это кому-то выгодно, - говорит Алексей Сафонов. - А что касается работы администрации, будем доносить ситуацию до губернатора. В прошлом году Владимир Владимиров возглавил комиссию по безопасности дорожного движения, поэтому сейчас информация напрямую попадает к первому лицу края, и поручения даются также напрямую, а выполняются под постоянным контролем».
Кроме того, на очередной комиссии главный инспектор края собирается обратить внимание губернатора еще на один немаловажный фактор, влияющий как на стабилизацию ситуации на дорогах, так и пополняющий казну, а именно - муниципальные эвакуаторы.
В Ставрополе сегодня вместе с сотрудниками ГИБДД работают семь муниципальных эвакуаторов. Их нельзя нанять для частных целей, за каждым из них закреплены свои улицы, поэтому весь день эвакуаторы занимаются прямыми обязанностями - расчищают проезжую часть. И результат не замедлил сказаться - водители, по мнению инспекторов, стали гораздо реже оставлять машины в неположенном месте. Плюсов у этой деятельности также обнаружилось много. Во-первых, сократилось количество пробок, а во-вторых, за счет штрафов, уплаченных нерадивыми водителями, существенно пополнился бюджет. Поэтому в этом году эвакуационный парк Ставрополя пополнят еще три единицы спецтехники. Правда, на местах перенимать опыт краевой столицы не торопятся.
«В Пятигорске до сих пор работают не муниципальные эвакуаторы, а частные по договору. То есть власти формально исполнили постановление о формировании парка эвакуаторов, но, по сути, от этой техники нет никакого эффекта. Поэтому жалобы продолжают поступать», - замечает Алексей Сафонов.
И, к сожалению, это далеко не единственная претензия у ГИБДД к главам муниципалитетов. Предписание об установке «лежачих полицейских» было выписано каждому муниципалитету. Но кто-то, по словам Алексея Сафонова, отреагировал моментально, а кто-то до сих пор ничего не сделал. В частности, в столице СКФО дела с этим обстоят очень плохо.
Светлана Лазебина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет