Вы здесь

АНТИКУРОРТНЫЙ ЗАКОН

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В Пятигорске состоялись слушания, организованные общественной палатой Ставропольского края. Представители краевых министерств и правоохранительных органов, руководители здравниц, экологи и юристы собрались в Пятигорске, чтобы обсудить один из самых важных законопроектов последних лет, от содержания которого напрямую зависит дальнейшая судьба уникального курорта - Кавказских Минеральных Вод.
С тем, что состояние курортных городов КМВ сегодня оставляет желать лучшего, соглашаются не только эксперты, но и простые жители, а также сами отдыхающие. Но, к сожалению, исправить ситуацию только за счет бюджетов местного самоуправления не получится. Кроме того, положение курортных регионов ухудшается и стараниями местных бизнесменов, которые годами вгрызались в Кисловодский парк, отпиливали по кусочку машукские леса и застраивали особо охраняемые природные зоны. А в этом случае надеяться на сознательность местной администрации и вовсе не приходится. Ведь ни для кого не секрет, что развлекательные центры, вырастающие как по мановению волшебной палочки, строятся в соответствии со всеми разрешительными документами. В некоторых случаях сомнения вызывают и сами разрешения и постановления, подписанные власть предержащими чиновниками. Но иногда бывает и так, что незаконное по всем параметрам строительство бизнесмены легализуют, используя всевозможные лазейки в действующем законодательстве. И справится с этой проблемой, безусловно, возможно только на федеральном уровне.
Собственно осознание необходимости более тщательного регулирования жизни курортов и послужило поводом для создания нового, более качественного законодательного акта, способного навести порядок в таком важном для страны регионе, как Кавказские Минеральные Воды.
Хотели как лучше...
Этим нормативным документом должен был стать проект федерального закона, подготовленный Министерством РФ по делам Северного Кавказа, «О курортном регионе «Особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды». Однако в действительности, перекрывая существующие лазейки в нынешнем законодательстве, как выразились эксперты, новый проект открывает широкие возможности для еще более варварского уничтожения курортов. И вместо того, чтобы позаботиться о сохранности уникального природного региона, исходя из текста закона, может сложиться впечатление, что разработчики в первую очередь беспокоились о создании благоприятных условий для наживы бизнесменов.
Основная тенденция данного законопроекта, как поясняют юристы, заключается в том, что КМВ предлагается передать во владение Управляющей компании. Конечно, данным проектом предполагается 100-процентное государственное участие, но тем не менее управляющая компания - это коммерческая организация, которая будет брать на себя функции органов госвласти, органов местного самоуправления и многое другое.
«Сама по себе идея создания некого координирующего субъекта, который будет помогать участникам проекта развивать бизнес, не лишена смысла. Однако в законопроекте Управляющая компания, помимо прочего, наделяется еще и распорядительными полномочиями. В частности, согласно 13-ой статье законопроекта, ей на праве собственности передается государственное и муниципальное имущество, в том числе земельные участки, находящиеся на территории лечебно-оздоровительного кластера. Более того, Управляющая компания может ими распоряжаться, то есть извлекать прибыль», - говорит член экспертно-аналитического Совета Ставропольского регионального отделения Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук Максим Трофимов.
Единственное, что не разрешено делать управляющей компании, так это перепродавать регион в частные руки. Впрочем, большой надобности в этом и нет, ведь компания получит курортный регион в аренду на целых 70 лет. А за это время и при нынешнем варианте законопроекта экологи не сомневаются, что уникальный бальнеологический курорт будет разорен.
«Есть непререкаемая истина: регион Кавказских Минеральных Вод - это замкнутая рекреационная экосистема, а значит, имеющая конечную рекреационную, экологическую и, главное, демографическую емкость, переполнять которую - значит погубить всю систему. Нынешняя ситуация с резко возросшей демографической и техногенной нагрузкой этот баланс давно разрушила. И пора ставить вопросы о ее исправлении, о спасении региона. Ничего близкого к этой проблеме в законопроекте не просматривается», - отмечает член «Союза защиты курортов», эколог-эксперт, гидрогеолог, один из авторов «Проекта округа и зон санитарной охраны курортов КМВ» Владимир Супруненко.
А вот что просматривается в проекте, опять же поясняют юристы. После тщательной экспертизы выяснилось, что предлагаемый закон в корне меняет установленный порядок, а изменения нацелены в сторону ослабления режима охраны санитарных зон и расширения перечня возможных видов хозяйственной деятельности.
Строят все! И везде
В частности, теперь регулировать зоны застройки и хозяйственной деятельности единовластно предлагается управляющей компании, без участия в этом процессе государства. И регулироваться она должна в соответствии со следующими положениями:
Согласно имеющемуся законодательству в первой зоне запрещается любая хозяйственная деятельность за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. Предлагаемая новая редакция закона допускает в первой зоне строительство и эксплуатацию гидротехнических сооружений, объектов лечебно-оздоровительного, туристско-рекреационного, физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения, сетей инженерно-технического обеспечения. Чревато это тем, что и без того очень плотно застроенную первую зону могут пополнить новые питьевые галереи неоправданных размеров или санатории, к которым потянутся новые линии благ цивилизации. При этом давление на грунт, вызывающее смещение земельных пластов, и прокладка труб в непосредственной близости от минеральных источников незаконными считаться не будут.
Во второй зоне на сегодняшний момент запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. Одним словом, впервые за 212 лет существования минераловодских курортов бизнесмены смогут на вполне официальных основаниях вплотную подобраться к самой лакомой зоне и возводить свои торгово-развлекательные центры в двух шагах от санаториев.
При этом третья зона практически перестанет существовать, потому как рассматриваемый законопроект предлагает разрешить здесь любую хозяйственную деятельность, если она не загрязняет атмосферный воздух, а также не вредит лесам и зеленым насаждениям. Обеспокоенность экспертов по этому поводу вызвана тем, что в третьей зоне происходит зарождение минеральных ресурсов КМВ, а новая редакция закона подразумевает возможность устроить на этой территории, к примеру, скотомогильники. Атмосферному воздуху и лесам разлагающиеся в земле трупы животных никак не повредят, а тот факт, что трупный яд повредит минеральным источникам, разработчики проекта важным, видимо, не посчитали.
Впрочем, расширенные возможности бизнесменов далеко не единственный тревожный момент в данном проекте. В частности, много споров возникло вокруг создания на КМВ бальнеологических кластеров. И нужно сказать, что большинство местных экспертов к этой идее относятся более чем скептически.
Что такое «кластер» и с чем его едят?
«В контексте нынешней эколого-социальной обстановки в регионе, в проекте должны быть выделены приоритеты, направленные не на развитие новомодных «кластеров» и апробацию управленческих экспериментов, а на меры по выводу региона из кризисного состояния, его спасения и сохранения. О каком развитии можно говорить в уже сложившемся и недопустимо перегруженном, деградирующем курортном регионе?», - возмущается Владимир Супруненко.
И эти доводы поддерживают не только эксперты и руководители здравниц, но и чиновники. Как считают экологи, данный законопроект направлен не на приостановление антропогенного воздействия, а как раз наоборот, способствует усугублению уже сложившейся ситуации. Трактоваться размытые понятия и положения закона могут по-разному, соответственно и застраиваться территория будет как кому угодно. А это, в свою очередь, может привести к потере основополагающего для курортов фактора - минеральных источников. К тому же создание кластера на территории КМВ приведет к усилению антропогенного фактора, к новому объекту направится еще больше людей, вместить которых курортный регион просто не в состоянии, а вместе с ними повысится количество машин и выхлопных газов.
Кстати, при создании кластера в законопроекте не учтены не только экологические аспекты, но, как поясняют юристы, и сугубо нормативные.
«После создания лечебно-оздоровительного кластера муниципальные образования должны будут передать Управляющей компании полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и объектами недвижимого имущества, находящимися в муниципальной собственности. И этот вопрос является принципиальным. Что муниципальные образования получат взамен этой налогооблагаемой базы и тех доходов, которые могло принести муниципальное имущество?
Также согласно статье 9 данного законопроекта территория лечебно-оздоровительного кластера не может создаваться в границах особой экономической зоны. Но исходя из ныне действующего законодательства, в границах Кавказских Минеральных Вод уже создана особая экономическая зона. Более того, на территориях городов-курортов: Ессентуки, Железноводска, Кисловодска, Лермонтова, Пятигорска, Минераловодского муниципального района и Предгорного муниципального района Ставропольского края создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. Возникает вопрос: на каких территориях будет создан лечебно-оздоровительный кластер?», - недоумевает Максим Трофимов.
По сообщению заместителя председателя правительства Ставропольского края Андрея Мурги, как наиболее вероятное место расположения для кластера рассматривается район города Ессентуки. Там под его строительство уже присмотрели 50 гектаров земли, и тот факт, что действующими нормативными актами эта местность должна автоматически исключаться из списка рассматриваемых территорий, видимо, никого не смущает.
Коррупцию узаконили?
Тот факт, что предлагаемый законопроект в большей степени рассчитан на бизнесменов, а не на сохранение курортного региона, отметил и межрайонный природоохранный прокурор:
«Можно сказать, что в данной редакции основное положение закона может читаться так: охрана природных и лечебных ресурсов на территории курортного региона осуществляться не должна. Конечно, наша задача заключается в том, чтобы исполнять законы, но законы для этого должны быть прозрачными и понятными. Нужно четко прописать, что и где можно строить, а где строить вообще нельзя. А то у нас сначала примут законы, а потом пускаются в рассуждения - во второй зоне можно строить объекты курортного значений. А что такое объект курортного значения? Торговый центр, например, посещают курортники - значит у него курортное назначение! То же самое с рынком, дискотекой, клубом. Поэтому такие формулировки в законе должны быть четко изложены и исключать различные толкования и без всяких отсылов к 26-ФЗ», - говорит ставропольский межрайонный природоохранный прокурор - старший советник юстиции Сергей Белевцев.
Однако, помимо туманных и путаных формулировок, вдобавок ко всему, юристы нашли в законе и явно выраженную коррупциогенность.
Выражается она, по мнению ряда экспертов, во-первых, в «выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного исключения из общего порядка». Во-вторых, во внесении изменений в градостроительный кодекс, предусматривающих двусмысленные трактовки, дающие необоснованную свободу органам власти при принятии решений. К тому же законом не определен уполномоченный орган исполнительной власти и порядок согласования им проектов правил землепользования и застройки, а также не прописаны основания для отказа в получении подобного согласия. Также коррупционный фактор эксперты усматривают в отсутствии уточнения правового регулирования некоторых вопросов, отсутствии административных процедур и многое другое.
Подводя итоги, директор Департамента инвестиционных проектов Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа Ольга Рухуллаева пообещала, что замечания экспертов обязательно будут учтены при корректировке проекта. А также выразила желание слушать местных экспертов и не навязывать свое мнение. Однако, несмотря на общее негодование, представитель министерства все-таки пришла к мнению, что на базе КМВ необходимо создавать современный санаторно-курортный комплекс. И еще предстоит встретиться для того, чтобы определится с тем, как будет работать медицинский кластер и каким «мы» хотим его видеть. Кто эти «мы», к сожалению, не уточнялось.
Впрочем, общественники нашего края готовы к любому повороту событий и отстаивать права жителей КМВ собираются до последнего.
«Документ, обобщающий все прозвучавшие сегодня мнения, будет предоставлен губернатору, в правительство нашего края и соответственно в Совет Федерации и Федеральную думу. Это очень важно, ведь закон, который мы сегодня обсуждали, пока является антикурортным, антиставропольским, антинародным и антигосударственным нормативным актом. Конечно, какая-то кучка людей его лоббирует, скорее всего, представители бизнеса, которым не важны режимные границы, им лишь бы строить, и чем ближе к запретной зоне, тем дороже будет стоить квадратный метр. Но это не допустимо», - говорит председатель Общественной палаты Ставропольского края Николай Кашурин.
Светлана Лазебина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет