Вы здесь

СВЕТЛАНА РУБАНОВА: «НАША КРИМИНАЛИСТИКА НА ПЕРЕДОВЫХ ПОЗИЦИЯХ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

1 марта - День эксперта-криминалиста. Представители этой профессии собирают и исследуют улики с места преступления. Они выезжают вместе со следователем на место происшествия, участвуют в осмотре, изымают следы крови, обуви, отпечатки пальцев, которые могут оказаться важными вещественными доказательствами. Однако на месте, большей частью, проводится только предварительный анализ, а полное и доскональное исследование улик осуществляется в лаборатории. В нашем регионе этим занимается экспертно-криминалистический центр Главного управления МВД России по Ставропольскому краю. Накануне профессионального праздника с его начальником - Светланой Николаевной Рубановой - встретился наш корреспондент.
- Светлана Николаевна, расскажите, какие новые технологии вы используете в своей работе сегодня?
- Недавно мы научились разбирать вирусы, которыми мошенники заражают мобильные телефоны. Мы видим, как вирусы действуют, что хотел получить тот, кто их запустил, а главное, теперь знаем, как с ними бороться. Стоит заметить, что сегодня в стране значительно продвинулись в этом только два центра - московский и наш.
- А что это за вирусы?
- Это вирусы, специально созданные для мобильных приложений. С телефонов воруют то же, что и с компьютеров - пин-коды пластиковых карт, логины и пароли от онлайн-кабинетов. Дальше все просто - деньги на вашем счете испаряются. Наша задача - выявить вирус, найти организатора хищения.
- Одни умные мальчики против других умных мальчиков?
- Да, на каждого умника найдется другой - только в погонах. Я с удовольствием наблюдаю, с каким азартом работают наши молодые сотрудники. Головастые, с блестящими глазами, а самое главное - желающие расти и развиваться! Если зацепили какой-то вирус, то могут над ним просидеть весь день и всю ночь - и даже отгул за это не попросят! Кстати, по-настоящему талантливых авторов вирусов не так уж много. Но именно их я хотела бы сегодня предупредить - не надо, ребята! Мир хоть и виртуальный, а сроки-то у нас реальные!
- Уже кого-то посадили?
- Мы занимаемся вирусами всего полгода. Но положительные экспертизы уже есть - мы подсказываем оперативникам, где следует искать предполагаемого преступника. Более подробно говорить об этом пока не могу - все в процессе следствия.
- Своих вирусологов как-то поощряете?
- Специальных надбавок за обнаружение вирусов нет. Но у сотрудников достойная для нашего региона зарплата - 45 тысяч рублей. Поэтому к нам с удовольствием идет продвинутая молодежь.
- Светлана Николаевна, а старое поколение криминалистов с вирусами дружит?
- Не всегда, это слишком сложно для них. Зато в исследовании улик с мест преступлений им равных нет! Здесь, кстати, тоже используются новые технологии. У нас есть электронный микроскоп, который может мгновенно проанализировать следы выстрела.
- А поподробнее можно?
- Следы выстрела - это то, что оседает после выстрела на месте преступления. Их также можно найти на человеке, в которого стреляли, или на преступнике. Вот сейчас мы работаем по одному убийству, где были использованы патроны Тульского завода, и благодаря чудо-микроскопу, мы дали следствию всю информацию о капсюльном составе, он у туляков индивидуальный и различается по годам выпуска.
- Может ли ваш микроскоп определить, что за вещество или металл перед вами? Типа фальшивое это золото или настоящее?
- Легко! Этот микроскоп позволяет проводить такие экспертизы, о которых раньше мы могли только мечтать. Конечно, это очень дорогое оборудование, стоит он порядка 22 миллионов рублей. Произведено в Оксфорде, Великобритания. Но оно стоит того.
- А отпечатки пальцев он может анализировать?
- Может. Хотя мы в своей работе используем другие аппараты, попроще! Например, переносной сканер «Папилон». Приложил пальцы к стеклянной пластине, и через пару секунд мы уже знаем - есть этот человек в нашей базе данных или нет. Хотите попробовать?
- Спасибо вашим сотрудникам - уже пробовал!
- Ну и как?
- Неприятное ощущение. Перед процедурой сканирования я грешным делом подумал, а вдруг рисунок моих отпечатков случайно совпадет с отпечатками настоящего преступника? Но все обошлось - нет меня в вашей базе!
- И не могло быть. Рисунок уникальный, как тот же ДНК.
- Кстати, о ДНК - что здесь нового?
- В январе этого года мы заключили соглашение с институтом генетики Москвы о предоставлении доступа к хромосомной базе данных, что позволит нам предположительно определять национальность преступников.
Но старые способы тоже работают. Недавно задержали вора, который совершил серию квартирных краж в городе Изобильном и Ставрополе. Он использовал для вскрытия замков жвачку. По ДНК, выделенной из слюны, мы его и вычислили. Преступником оказался студент одного из ставропольских вузов.
- Неужели у каждого студента пришлось брать пробы?
- Нет, не у каждого. Этот парень засветился еще и на одной из камер наружного наблюдения. Боковой план, но он помог оперативникам выйти на вора.
- Во сколько обходится государству одна экспертиза?
- 4.5 тысячи рублей. Но одной экспертизы бывает мало. Вот сейчас мы работаем над исследованием ДНК с одного убийства. На данный момент по этому преступлению уже назначено полторы тысячи генетических экспертиз и, наверное, будут еще.
- Насколько сейчас загружена лаборатория ДНК?
- В производстве у нас сейчас на десять экспертов две тысячи экспертиз. Лаборатория загружена на тысячу процентов. Мы, конечно, понимаем, что следователям и потерпевшим нужны быстрые результаты, но ведь наши эксперты работают и так круглосуточно. Поэтому прошу всех относиться с пониманием, если будут небольшие задержки!
- Три года назад вы создали на своей базе пулегильзотеку - как она пополняется?
- Увы, пополняется, и достаточно быстро. Пулегильзотека у нас региональная. Сюда свозятся пули и гильзы со всего Северного Кавказа. Это помещение, в котором на полках хранятся кассеты. В каждой по сто пуль и гильз. Все это просканировано и в электронном виде занесено в систему «Поиск».
- Каждый пистолет оставляет на гильзе свои насечки?
- Да, они индивидуальны. На гильзе это следы отражателя, бойка, патронного упора, на пулях - следы нарезов. По ним мы определяем - был ли данный ствол использован где-либо еще. Обычно компьютер выдает нам от 20 до 200 совпадений. Затем наши эксперты достают из кассеты эти самые пули или гильзы и работают с ними более тщательно. В итоге выдают заключение - использовалось это оружие на территории СКФО или нет.
- Много ли стреляют у нас и из какого оружия?
- Чаще всего - из пистолета Макарова и автомата Калашникова. Всего со дня создания пулегильзотеки наши баллисты проверили 2196 неизвестных стволов. По следам на пулях и гильзах удалось объединить 670 преступлений, совершенных на территории СКФО. Например, мы выяснили, что пистолет, из которого в 2013 году был убит охотник в Кировском районе, уже засветился более 40 раз. Это были разные регионы, но чаще всего упоминалась Кабардино-Балкария. Полиция вышла на след преступников, данный пистолет был изъят в ходе спецоперации по уничтожению боевиков.
- Работаете ли вы с запахами?
- Ольфакторные экспертизы, то есть исследования запаха, мы развиваем с 2012 года.
- Оборудование тоже импортное? Я как-то видел в одном московском НИИ искусственный нос, но он, увы, оказался недоделанным...
- У нас это оборудование отечественное и оно... на четырех ногах! Тринадцать лабрадоров, такс и спаниелей. Их обучают наши эксперты. Животные уже помогли раскрыть нам не одно преступление. Недавно конституционный суд признал ольфакторные экспертизы допустимыми в нашей стране при предъявлении обвинений - нас это откровенно порадовало.
- То есть собачкам доверяют?
- Да, они же беспристрастны!
- Если в целом сравнивать оснащение вашего центра с мировым уровнем?
- Ну, с мировым - не знаю, а вот с общероссийским сравнить могу. Недавно я была в командировке в Сибири, посмотрела, как идут дела у коллег. И могу сейчас твердо заявить - мы находимся в Российской Федерации на передовых позициях!
Евгений Глуховцев.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет