Вы здесь

О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Прошлый год существенно изменил российскую судебную систему. «Ведомости» попросили прокомментировать основные новшества руководителя широко известного на Юге России ОАО «Юридическое агентство «СРВ» Романа САВИЧЕВА.
- Напомню, что в феврале 2014 года президент Владимир Путин подписал поправки в Конституцию, по которым вместо трех главных судебных инстанций в стране останется только две. Высший арбитражный суд подлежал ликвидации, и его полномочия отходили «единому» - Верховному.
Реформа несколько сказалась на организации арбитражного процесса. Экономическая коллегия Верховного суда РФ была создана как кассационная инстанция. То есть если ранее система арбитражных судов предусматривала четыре стадии рассмотрения споров (первая, апелляционная и кассационная (на уровне округов) инстанции, а также надзорная, которой являлся ВАС РФ), то теперь добавилась еще одна ступень кассационного обжалования в упомянутой выше коллегии. На первом этапе кассации ничего не изменилось, а вот второй стал похож на прежний надзорный порядок обжалования в президиуме ВАС РФ - жалобу будет рассматривать судья высшей инстанции и решать, передавать дело на рассмотрение коллегии или нет.
Вторым серьезным изменением для Арбитражного процессуального кодекса стало появление - по аналогии с гражданским процессом - у председателя Верховного суда и его заместителей права восстанавливать или отказывать в восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы, если обычный судья был против, отменять отказные определения судьи и отправлять дело на рассмотрение экономической коллегии либо президиума высшей инстанции.
Сейчас принципы работы Верховного суда продолжают шлифоваться, уточняются процедуры рассмотрения некоторых споров, что в итоге должно обеспечить выработку единых подходов к разрешению споров.
При этом на фоне столь глобальной ломки мало говорилось об изменениях законодательной основы и для функционирования Конституционного суда. Так, в прошлом году минимально допустимая численность действующих судей там была снижена с пятнадцати до тринадцати. Кроме того, установлено, что суд может работать при наличии в его составе не менее двух третей от общего числа судей вместо нынешних трех четвертей. То есть заседание может быть проведено, если на него пришли только девять судей. Кроме того, достигший предельного возраста судья больше не будет ждать назначения на свое место нового, а будет сразу уходить на заслуженный отдых, но президент при этом не ограничен временными рамками для внесения новых кандидатур.
Не могу ничего не сказать о том, что судебная система в 2014 году приросла географически. Присоединение к России Крыма и Севастополя потребовало создания там российских судов. С 26 декабря федеральные суды Крыма и Севастополя, практически созданные на месте прежних украинских, официально начали функционировать в системе судебной власти РФ. Кассация для расположенных в Крыму арбитражных судов вынесена за его пределы. Изначально планировалось, что это будет Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Однако в конечном итоге было решено все поменять, и эта роль отошла Арбитражному суду Центрального округа.
В самом конце 2014 года, как говорится, задним числом, проведено повышение вознаграждения судей с октября. Это часть трехлетней программы, по итогам которой, по словам замминистра финансов Юрия Зубарева, к 2017 году среднемесячный уровень оплаты труда судей увеличится в диапазоне 12,5 - 42,5 процентов. Вместе с тем усиливается контроль за судьями: им придется отчитываться о расходах, если общая сумма сделок по покупке акций, недвижимости или автомобилей будет больше семейного дохода за последние три года.
Получить судейские льготы и выплаты теперь сложнее: в октябре федеральный закон вдвое - с 5 до 10 лет - увеличил минимальный срок работы судьей, необходимый, чтобы в судейский стаж засчитали и время работы прокурором, следователем или адвокатом. Минфин - разработчик этого документа - объяснил его появление тем, что такая реформа позволит сократить поток в судьи кандидатов-юристов, стремящихся быстро обеспечить достойную пенсию. Такой подход, на мой взгляд, вполне справедлив.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет