Вы здесь

С РЮКЗАКОМ, НО НАЛЕГКЕ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

415 электронных учебников издательства «Просвещение» переданы на экспертизу в Российскую академию образования и Российский книжный союз.
Речь о введении электронных учебников в школах ведется уже давно. И, наконец, в наступившем 2015 году их экспериментально введут в ряде образовательных учреждений.
Требования к таким пособиям прописаны в федеральном законодательстве. В частности, устанавливается, что по содержанию, художественному оформлению и структуре они должны соответствовать печатной форме. Кроме того, электронные книги должны содержать мультимедийные элементы - аудиофрагменты, галереи изображений, видеоролики, презентации, анимацию, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и т.п. Работать учебник должен на трех или более операционных системах, не менее две из которых - для мобильных устройств. Кроме того, в нем должна быть функция, позволяющая делать закладки и сохранять заметки.
В общем, перед издательством «Просвещение», которое занималось разработкой электронных учебников, стояла не самая легкая задача. Особенно учитывая тот факт, что необходимо было не только в кратчайшие сроки подготовить более 400 разных пособий, но и протестировать и устранить выявленные недочеты.
При этом разработчики решили множество технических задач для того, чтобы электронный учебник был понятным и простым в использовании, доступным и не требовательным к технике, на которой он будет использоваться. К примеру, в облегченной (базовой) версии он будет работать на трех основных платформах (Android, iOS и Windows Phone), а также устанавливаться на планшет за 30 секунд. Кроме того, электронные книги могут быть интегрированы для работы на интерактивных досках в школах.
В РАО также переданы планшеты с установленным приложением, через которое можно установить любой из 415 учеб-ников. Каждый планшет сопровождается брошюрой с подробной инструкцией.
Планируется, что экспертиза электронных учебных пособий будет завершена к 15 апреля, после чего учителя получат доступ к ним на месяц. За это время надо будет познакомиться с разработкой, можно попробовать что-то использовать для занятий. И, самое главное, высказать авторам свои предложения и пожелания.
Затем еще три месяца уйдут на заключительную доработку. А с 1 сентября 2015 года первые тысячи российских школьников начнут получать знания через компьютер.
К слову сказать, электронные учебники уже опробовали в ряде российских школ. Как отмечают учителя, сегодняшнее поколение школьников отличается тем, что уровень восприятия информации у них очень велик и они готовы работать с новыми технологиями, в отличие от взрослых. Электронный учебник для ребенка - это та же книга, но в новом формате, которая дает возможность получить информацию в большем объеме и гораздо быстрее. Ребенок очень быстро может найти объяснение того или иного термина. Кроме того, в электронном учебнике есть ссылки на справочный материал, а также несколько видов проверочных заданий. А поскольку планшеты детей и учителя связаны, то педагог сразу видит, кто усвоил материал, а кому еще следует повторить. Говорят и о том, что, несмотря на все плюсы, это вовсе не значит, что обычные книги уйдут в прошлое: с ними ребенок по-прежнему будет работать дома. Да и в классе интерактивный помощник не может полностью заменить учителя, ведь за монитором дети работают не больше 5-6 минут (в пятом классе), затем они должны сделать специальные упражнения для глаз, либо обсудить прочитанное или увиденное, либо выполнить задание, не связанное с планшетами.
Если говорить о нашем Ставропольском крае, то пока в регионе пользуются обычными школьными учебниками. Как озвучил в конце года на заседании Думы СК министр образования края Василий Лямин, обеспеченность в текущем учебном году учащихся общеобразовательных учреждений основным комплектом учебников составляет 99,8 процентов. Закупки учебников осуществлялись министерством образования и молодежной политики края, а также муниципальными органами управления образованием и самими общеобразовательными организациями.
При этом все школьные учебники закупались строго в соответствии с перечнями, утвержденными Минобрнауки России, и соответствуют федеральным образовательным стандартам общего образования. Осуществлялись закупки напрямую у издательств, имеющих исключительные права на издание учебников.
В 2010-2013 годах на приобретение учебников для школ Ставрополья из федерального и краевого бюджетов было выделено 564 миллиона рублей. В 2014 году в рамках субвенции на реализацию федерального государственного образовательного стандарта на приобретение учебников и учебных пособий было предусмотрено 55,9 миллиона. Кроме того, правительством Ставропольского края дополнительно было выделено в 3-м квартале 2014 года еще 106,7 миллиона рублей. Это было вызвано увеличением количества детей в первых классах, переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты в четвертых классах.
Что касается внедрения электронных учебников, то здесь позиция министерства образования и молодежной политики края неоднозначна.
С одной стороны, электронные учебники гораздо легче по весу, на одном электронном носителе можно разместить все книги. В электронной версии к текстам добавлены изображения, видеозаписи, аудиофайлы. Информация представлена в виде нескольких «слоев», рассчитанных на разные способы восприятия новых знаний.
С другой стороны, нельзя оставить без внимания и минусы использования электронных учебников. Для их применения требуется наличие соответствующего оснащения рабочих мест как учителя, так и ученика. Электронный носитель легко повредить, разбить. А самое главное, остается открытым вопрос о том, как частое и длительное использование электронных учебников влияет на зрение ребенка.
В общем, смогут ли ставропольские учащиеся 1 сентября 2015 года отправиться в школу налегке, пока неизвестно.
Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет