Вы здесь

ЗА ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТОЙ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В краевом академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова состоялась четвертая в этом сезоне премьера. Театралы увидели спектакль, поставленный народной артисткой России Натальей Зубковой по пьесе современного драматурга Никиты Воронова «Страсти по Торчалову» - историю о людях, которые еще никуда не пришли, но уже откуда-то ушли.
Скажу сразу, что лично для меня этот спектакль стал не просто очередной премьерой нашей драмы. Эту постановку я ждала с середины сентября, когда директор театра Евгений Луганский только обозначил планы на предстоящий сезон. Интриговал и сюжет, и состав актеров, которые уже приступили к репетициям, и слова Евгения Ивановича «... думаю, что после спектакля каждому захочется заглянуть в себя, постараться хоть раз быть честным перед самим собой и дать самому себе отчет о прожитой жизни...».
Одним словом, до премьеры я дни считала. И, надо сказать, спектакль превзошел все мои ожидания, причем многократно. Успех был ошеломляющим! Таких оваций я давно не видела. Ну, обо всем по порядку.
У реформатора Павла Максимовича Торчалова (заслуженный артист России Михаил Новаков) большие неприятности...он умер. Вот тут по идее должно все и закончиться. Но не тут-то было! Все только начинается! Торчалов, при жизни крупный партийный функционер и реформатор, теперь вынужден вспоминать свой главный грех, пребывая в убогой комнате вместе с шофером Семеном Кушкиным и революционером Сашкой Пыжовым. Казалось бы, вспомнил, колокол прозвенел, и ты пошел дальше. Но все не так просто. Кушкин здесь уже 40 лет, Пыжов - 80, а есть еще Лиза, которая еще при крепостном праве жила! И все они не могут вспомнить свой главный грех. Потому что все, что при жизни было налицо, здесь оказалось наизнанку... Оказывается, что расстрел царской семьи еще не самый страшный грех. Тогда что страшнее? Оставить подлеца в живых? Отвергнуть любовь?
Встреча с этими людьми помогает Торчалову пройти путь от сноба, уверенного в своей исключительной ценности для народа и мира, до сомневающегося в себе и во всем человека, вдруг обнаружившего в себе множество грехов. Только здесь он понял, что всю жизнь лгал, обворовывал народ, что он стукач, погубивший человека. Только здесь он встретил свою утраченную любовь и понял, что предал ее. «Я по-другому ее любил. Я над землей летел, я сквозь стены проходил, я с облаками разговаривал», - вспоминает он. В тот вечер, когда она позвала его к себе, он не пошел, смалодушничал, боясь осквернить святое чувство к ней, а на следующий день она бесследно пропала...
Пересказывать дальше спектакль я не буду, все равно хорошо не получится. Да и народную мудрость «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» никто не отменял. Но два события в пьесе, которые потрясают особенно, отмечу. Это разговор Павла Максимовича с Риммой, с той единственной женщиной, которую он любил, но, как оказалось, не верил даже ей...
Она звала его Андрюшей. Почему? Известно только им двоим. Она попросила побыть с ней до утра, но они не поняли друг друга... Он думал о морали, осквернить ее боялся... А ей страшно было оставаться в пустой квартире одной... И ей просто хотелось, чтобы кто-то был рядом...
Это невероятная по силе сцена просто потрясает. Римма (актриса Ирина Баранникова) - из железной леди без эмоций, следователя и психиатра одновременно, на глазах превращается в бесконечно несчастную и бесконечно усталую женщину, которая так хотела, чтобы ее просто пожалели, которая так и не смогла понять, почему от любви говорят «нет»...
Не знаю, наверное, у каждого свое понятие греха, но после этой сцены, после монолога Ирины, наверное, многие задумаются, что главное в жизни все-таки Любовь. Именно так, с большой буквы. Во имя которой совершаются все безрассудства мира! Благодаря которой и есть сама Жизнь!
А еще - это молитва, произнесенная Торчаловым, чтобы отсрочить Сашкин третий круг возвращения на Землю. На краю сцены человек в больнично-казарменном одеянии стоит на коленях. Видно, как мучительно и сложно Максимычу разговаривать с Господом, тем более в первый раз. В этой сцене Михаил Новаков играет буквально на пределе своих возможностей, кажется, что и душа и сердце его начинают оттаивать... Ведь ему удалось отмолить Сашку от третьего круга. Читай - от жизни, где больно почти всегда.
А что касается работы актеров, то коротко - это звучит так: «Тысяча раз - БРАВО».
Заслуженный артист России Борис Щербаков очень достоверно играет Семена Кушкина, доброго и сострадательного по натуре человека, главный грех которого оказался в том, что он спас жизнь подлеца, погибнув сам.
Очень органична в роле Лизы Мадина Шарипова, главный грех которой не в том, что она зарубила бывшего возлюбленного, а в том, что в 1812 году «спалила Москву»: оставила горячий утюг в доме барыни - и сгорел барский дом, а от него занялась Москва.
Смотришь на «товарища» Сашку (заслуженный артист России Александр Жуков) и понимаешь, что только Жуков смог так сыграть «тамашнего» цареубийцу и «здешнего» главного нарушителя режима, дебошира и пьяницу, что жалко его становится невыносимо. И так хочется, чтобы его не отправили на третий круг, где ему обещано стать хромым кастратом-эпилептиком, в детстве - жертвой изнасилования, в старости - паралитиком, а в итоге он примет смерть от своей собственной собаки.
Тамерлан Коченов (сын Кушкина Женька) играет своего героя очень точно: ни одного лишнего штриха, все в десятку.
Скажу честно, не могу оценивать никого из актеров, впрочем, после таких работ очередной раз понимаешь, что и права ты, в общем-то, и не имеешь. Просто веришь и просто благодарен им за те чувства и эмоции, которые тебе они подарили.
В «Страстях по Торчалову» хватает и трогательных, и пронзительно грустных, и смешных моментов. И все-таки спектакль дерзко хватает за самые потаенные струны души, заставляя задуматься о том, что за все свершенные дела придется отвечать. И если не здесь, так там. А мы так редко находим время оценить себя объективно, подумать, как наши поступки повлияли на окружающих, как мы наследили в чужой жизни.
Так что если есть желание остановиться, задуматься, постараться хоть раз быть честным перед самим собой и, пока еще есть время, изменить себя, то «Страсти...» ждут вас. Два с половиной часа вы будете погружены в удивительную атмосферу причудливой смеси фарса, комедии и трагедии. Посмеетесь над шутками и сделаете выводы для себя. Или просто посмеетесь. Ведь колокол пока не прозвонил.
Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет