Вы здесь

Настоящий герой не знает времени

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Со дня смерти Лермонтова прошло уже более 200 лет, но память о нем, как и любовь к его произведениям, с каждым годом только набирает силу. В обычный будничный день для того, чтобы рассмотреть экспозицию в музее Лермонтова, приходится буквально пробираться сквозь толпу туристов. Что же привлекает людей в маленькую хатку под соломенной крышей и какие тайны хранят в себе экспонаты музея?
Пятигорск по праву считается одной из жемчужин в ожерелье Северо-Кавказских курортов. Как и многие города Кавказских Минеральных Вод, Пятигорск был построен изначально как крепость для отражения нападений горцев. Но позже, когда обстановка на границе успокоилась, в маленький городок, расположенный среди живописных гор и славящийся целебными свойствами более чем 40 источников, потянулись обозы знатных дворян. По тесным улочкам, до сих пор сохранившим дух того времени, прогуливались такие известные люди, как Толстой, Шаляпин и Балакирев. Наверное, во всей России не осталось человека, которому бы не были знакомы слова «Машук» и «Провал». Достопримечательности Пятигорска в разное время воспевали и описывали великие гении русской литературы. Сегодня поблескивая носами (ведь по поверью, если потереть статуям нос, то они принесут богатство и удачу), миллионы туристов встречают скульптуры Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова. Но теснее всего с историей Пятигорска связана судьба одного из самых талантливых поэтов, творчество которого продолжает волновать сердца людей.
Все верно, речь идет о Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Ни одна экскурсия по городу сейчас не обходится без прогулки по лермонтовским маршрутам, посещения места дуэли, первоначального места захоронения поэта и, конечно, домика Лермонтова, где под соломенной крышей в походной простоте и строгости увидели свет многие произведения, в числе которых и «Пророк» - последнее стихотворение, написанное Михаилом Юрьевичем.
Сегодня этот домик является частью музея Лермонтова. Здесь же, в домике, где Лермонтов провел последние 2 месяца жизни, в день гибели поэта - 27 июля, был открыт первый литературный музей. Раньше этот дом принадлежал отставному майору Чилаеву, и сегодня в домовой книге хозяина можно найти такую запись: «С капитана Алексея Аркадьевича Столыпина и поручика Михаила Юрьевича Лермонтова из С.-Петербурга за весь средний дом получено 100 рублей серебром». Такая плата полагалась за довольно небольшое по современным меркам строение. Маленькая прихожая, тесный коридор, кухонька, рассчитанная на одного человека. Дальше спальня с низкой и жесткой кроватью, такой же небольшой, но светлый кабинет, общая зала, явно не предназначенная для больших и шумных компаний, и балкон, с которого раньше, когда дом Лермонтова был околицей Пятигорска, открывались потрясающие виды на Эльбрус с обрамляющими его горными хребтами. Убранство дома было воспроизведено в точности, к тому же здесь до сих пор стоит небольшой стол из черного дерева, все еще помнящий прикосновения рук поэта и пара сундуков, изготовленных мастерами XVII века. Они настолько привлекают общественность, что экскурсоводы просто не успевают просить людей не прикасаться к древностям, ведь это те самые, в которых были привезены вещи поэта в его последнюю поездку на Кавказ.
Уже во времена Советской власти музею был передан расположенный на соседнем участке бывший дом генерала Верзилина. Сегодня череда не слишком светлых и просторных комнат наполнена огромным количеством карандашных зарисовок, которые чудным образом лучше любой картины маслом позволяют проникнуться атмосферой и бытом горцев и казаков, населявших Северный Кавказ 200 лет назад. Любителей музыки ждут флейты, струнные и щипковые инструменты, бубны, отделанные слюдой. И все это перемежается портретами прекрасных дам и видами горного Кавказа, нарисованными как самим Михаилом Юрьевичем, так и его современниками. Ну и, разумеется, оружие! Луки, кинжалы и ружья, некогда стоявшие на вооружении, они и теперь готовы служить верой и правдой, если, конечно, в том будет надобность. Чего стоит только «ИЖ» 1802 года выпуска - смертоносная мощь, облаченная в изящные формы. Но вот вы открываете тяжелую деревянную дверь и оказываетесь в той самой комнате, где произошла судьбоносная ссора Лермонтова с Мартыновым... Небольшие диваны, старинные ковры, стол на резных ножках, покрытый бледной скатертью, на которой и сейчас покоится вышивка хозяйки дома, которую она так и не окончила в тот вечер. А рядом все также блестит старый рояль. По одной из версий, в тот вечер за роялем сидела дама, симпатии к которой поэт не скрывал и, увидев, что Мартынов, низко наклонясь, беседует с девушкой, отпустил неуместную шутку в адрес Мартынова. Как говорят экскурсоводы, именно это и послужило причиной дуэли между двумя давними друзьями.
Третий отдел музея посвящен изобразительному искусству, он открыт в одном из домов, ранее принадлежавших коменданту Уманову. Здесь собрано великое множество картин, нарисованных на сюжеты лермонтовских произведений. Конечно, лидерами по источнику вдохновения, как утверждают, остаются «Демон» и «Тамара», написанные в этих стенах незадолго до смерти поэта. Не обошлось и без «Героя нашего времени», достойное место в экспозиции занимает и «Маскарад».
Впрочем, на этом путешествие во времени не заканчивается. За углом всего в нескольких шагах от ссыльного дворянина жил еще один его друг, знаменитый своей безграничной любовью к искусству - композитор Алябьев. Этот дом, спроектированный как будто специально для натуры возвышенной и утонченной, как рассказала смотрительница, был разрушен до фундамента и полностью восстановлен, и отреставрирован буквально пятнадцать лет назад, сохраняя все размеры, планировку и, конечно, внутренний декор. Даже паркет, по какому-то случайному недоразумению положенный на неподходящую основу, сегодня благодаря поскрипыванию и проступившим темным пятам только дополняет образ дома, создавая антураж глубокой старины. Так что если не вдаваться в подробности, то можно сполна насладиться атмосферой эпохи прекрасных дам, стыдливо прячущих улыбки за перьевыми веерами, и галантных кавалеров, жадно искавших этих улыбок, как солнечных лучей, зимними вечерами.
Вообще музей Лермонтова - это невообразимое количество старинных книг, рукописей, блокнотов, альбомов, картин. Особо придирчивая публика может полюбоваться локоном вьющихся, темно-русых волос поэта, предусмотрительно припасенным одним из его товарищей. И все это вместе с соломенными и деревянными крышами, сундуками, коврами, диванами, мощенными камнем тропинками производит неописуемое впечатление. Но самое главное, как заметила одна из посетительниц, это особый дух старины, возможность погрузиться в атмосферу жизни великого поэта.
Спустя 200 лет Лермонтов по-прежнему остается героем нашего времени. Музей его имени ежедневно посещает порядка 30-40 экскурсионных групп, не считая одиночных посетителей. Каждый находит здесь что-то свое, неповторимое и увозит с собой набор своих, исключительно индивидуальных впечатлений о Лермонтове, которого, независимо от возрастов и званий, все считают героем своего времени. А это значит, что народная тропа к великому искусству не зарастет никогда.
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет