Вы здесь

АВТОпирамида

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Почему при явном мошенничестве и обмане свыше 500 ставропольцев на сумму более 100 миллионов рублей ее конструкторы до сих пор не названы и остаются безнаказанными?
Вы решили сменить машину? А может даже мечтали о ней всю жизнь и вот, наконец, накопив необходимую сумму, переступили порог автосалона? Выбираете понравившуюся модель, заказываете комплектацию и цвет, вносите предоплату, тысяч сто, и подписываете предварительный договор, согласно которому уже спустя пару месяцев вы станете счастливым обладателем собственного железного коня. В назначенный день вы снова приходите в салон, где вам показывают блестящую машину и говорят: «Это - ваша!». Теперь дело за малым - подписать основной договор, внести оставшуюся сумму (может быть, даже взять кредит для этой цели) и подождать еще три недели, после чего вам обещают выдать ПТС, автомобиль и пожелать счастливого пути. Но вот незадача: по прошествии трех недель теоретически уже ваша машина вам не отдается. «Не прошла авторизацию - вежливо говорит менеджер салона, - придется подождать еще чуть-чуть». За этим выражением - отсутствие паспорта транспортного средства, в обиходе - ПТСки. С этого момента вы становитесь завсегдатаем салона на ближайшие полгода, где вас исправно кормят «завтраками». При этом продолжаете ходить пешком и платить кредит за несуществующее авто. Знакомая ситуация? Если да, то знайте - вы не одиноки, только в Ставрополе людей, обратившихся в правоохранительные органы за помощью, уже около 550 человек. А сколько всего пострадавших - даже представить сложно.
Все началось не вчера. Пару месяцев назад на своем официальном сайте Роспотребнадзор выложил информацию о неправомерных действиях автосалонов, в частности, задержке ПТС. Эстафету информирования подхватили практически все местные СМИ, наперебой предлагая читателям и слушателям истории обманутых граждан. Новость прогремела, автовладельцы негодовали, покупатели высказались, работники салонов развели руками и ... до недавнего времени все оставалось на своих местах.
Как официально заявляют представители Роспотребнадзора, на Ставрополье первые жалобы от обманутых автосалонами граждан стали поступать только в конце 2012 года. Однако на сайте управления находим от 30.06.2009 года информацию том, что в управление уже поступают обращения граждан на нарушение сроков поставки автомобилей автосалонами края. А договоры составлены с явными нарушениями. Получается, что информация пятилетней давности считается устаревшей и в расчет не принимается? Но, так или иначе, из этого заявления видно, что проблема взаимоотношений потребитель-автосалон в крае существует и достаточно давно. А судя по тому, что она до сих пор более чем актуальна, с ее решением, по всей видимости, возникали какие-то трудности.
Однако вернемся к официальным данным. Следующая информация, касающаяся автосалонов, появляется на сайте Роспотребнадзора в 2013 году.
Как сообщается, за первое полугодие 2013 года в адрес Управления по СК поступило 84 обращения граждан с жалобами на автосалоны. При этом в корне они не поменялись: нарушение сроков передачи автомобиля, в том числе задержки ПТС, включение в договор условий, ущемляющих права потребителей в части уменьшение предусмотренной законом неустойки (пени) в случае непредоставления продавцом автомобиля в срок, указанный в договоре, удержание штрафных санкций при расторжении договора купли-продажи и прочее.
Среди фигурантов жалоб отмечены: «АльфаКар», «Артек Авто», «Франсмобиль», «АльфаКар Юг», «Франсмобиль КМВ», «Автостар», «ТЛ-Авто», «Атака Моторс КМВ», «АльфаКар КМВ», «АльфаКар Кавказ».
Меры, скорее всего, приняты были. Но вот уже спустя два месяца появляется еще одно послание потребителям, где говорится о том, что от граждан по прежнему поступают обращения на следующие организации - ООО «Альфакар», ООО «Альфакар Юг», ООО «Артек Авто», ООО «Франсмобиль».
То, что на замечания госструктур салоны не реагируют вообще, сказать нельзя: «Учредителями данных организаций в июне текущего года принято решение о переименовании: ООО «Альфакар» - на ООО «Альфазапчасть», ООО «Альфакар Юг» - на ООО «Альфамото», ООО «Артек авто» - на ООО «Артмотоспорт», ООО «Франсмобиль» - на ООО «Францвелоспорт»».
Кроме того, сумма штрафных санкций, примененных к салонам, составила 2 миллиона 396 тысяч рублей. А «по направленному в суд иску управления Роспотребнадзора в защиту неопределенного круга потребителей в отношении ООО «АльфаКар» в июле 2013 года Промышленный районный суд Ставрополя поддержал позицию Роспотребнадзора и обязал ООО «АльфаКар» исключить из договоров купли-продажи автомобиля условия, ущемляющие права неопределенного круга потребителей».
Логично было бы предположить, что автосалоны, наказанные рублем и призванные судом к справедливости, впредь обманывать граждан не должны. Но, видимо, их владельцы подумали несколько иначе. Уже с начала этого года на сайте ведомства появляется целых четыре информационных материала, содержание которых сводится к следующему:
«Управлением Роспотребнадзора по СК отмечен значительный рост обращений граждан на нарушения их прав при реализации автомобилей. Наибольшее количество обращений на организации: ООО «ОШ-1», ООО «ОШ-2» (автосалоны Опель и Шевроле), ООО «Р-1» (автосалон Рено), ООО «Н-1», ООО «Н-2» (автосалоны Нисан), управляющей компанией которых является ООО «АА-1». Несмотря на принимаемые Управлением меры (штрафные санкции, подача исков в суды в защиту неопределенного круга потребителей и др.) вышеуказанные организации продолжают свою деятельность с нарушением прав потребителей».
В прокуратуре края с подобными нарушениями также знакомы и даже получили в этом году 32 обращения от граждан, и среагировали, как положено.
Сообщается, что в результате прокурорской проверки были выявлены нарушения прав потребителей, выразившиеся в несоблюдении срока передачи оплаченных автомобилей более чем на 6 месяцев. Договоры купли-продажи содержали обязанность покупателя в случае отказа от автомобиля, либо расторжения договора купли-продажи по инициативе покупателя, уплачивать штраф в размере от 3 до 10 процентов от стоимости автомобиля, в связи с чем они противоречили требованиям федерального законодательства и так далее. То есть ничего не меняется. А люди по-прежнему вынуждены месяцами дожидаться своих авто.
Что в это время происходит с деньгами граждан, сказать сложно. Либо средства, потраченные вами на автомобиль, преувеличивают благосостояние владельца салона на биржах. Либо уплаченные покупателем деньги используются на покрытие ранее существовавших задолженностей, и для того, чтобы получить свою машину, вам придется ждать следующей покупки, сделанной в этом салоне, а следующему покупателю нужно подождать еще одного и так далее - принцип пирамиды.
Кстати, на действие в крае некой автопирамиды осторожно намекают члены общественных организаций. Негласно соглашаются с этим и представители организаций государственных. То есть как же получается: есть преступная группировка, которая даже не пытается спрятаться, есть закон, но сделать ничего нельзя? И как же должна быть высока вышеупомянутая пирамида и каким же золотом обшита ее макушка, что при взгляде на нее глаза всей стране слепит?
Еще не так давно на Интернет-портале Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Правосудие», вводя в поисковое поле слово «Автосалоны», можно было получить огромный список судопроизводств, направленных против правонарушений, совершаемых автосалонами на всей необъятной территории России.
Судя по датам, начиналось все приблизительно в 2006 году. Во всяком случае, первые и очень редкие дела относятся еще к этому году. То ли хозяева салонов только закидывали удочку и прощупывали почву, на которой предстояло развернуть строительство тех самых пирамид, то ли граждане, будучи недостаточно осведомленными о своих правах, неохотно обращались в суды. Но, как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров. И с каждым годом таких дел становилось все больше. Всего же к 2014 году их скопилось 1292, при этом подавляющее большинство из них возбуждено все по той же причине - задержка ПТС.
Впрочем, люди сведущие настаивают на том, что у ставропольских автомахинаций корни исключительно местного характера. Ходят и такие слухи: якобы владелец сети салонов - а это в большинстве случаев хорошо известный в деловых кругах Эмиль Гашимов - перестал справляться с кредитными обязательствами и кое-как рассчитывается с кредиторами деньгами покупателей, при этом ни на минуту не прекращая принимать заявки на поставку новых автомобилей. Как обстоят дела на самом деле, сказать сложно. Однако в последние дни ситуация значительно изменилась.
По информации главного управления МВД России по Ставропольскому краю возбуждено уже 162 уголовных дела в отношении автосалонов, действующих в составе группы компаний. Как сообщается, следствие все-таки установило, что представители автосалонов грубо нарушали сроки поставки автомобилей, приобретенных гражданами. Более того, полученные от клиентов денежные средства владельцы автосалонов использовали по своему усмотрению. В итоге причиненный обманутым покупателям ущерб составил около 100 миллионов рублей. И в настоящее время решается вопрос о соединении всех уголовных дел в одно производство и передаче в следственную часть по расследованию организованной преступной деятельности.
В сообщении, приводимом ранее, говорилось, что полученные от клиентов денежные средства работники автосалонов использовали по своему усмотрению. Но тут возникает логичный вопрос, как это работники умудряются обманывать ни о чем не подозревающих директоров и учредителей, да еще и не в одном салоне, а сразу в сети автомагазинов, по какому-то невероятному совпадению принадлежащих одному и тому же лицу? И почему уголовное дело возбуждено по факту, а не в отношении конкретно Гашимова? Еще сложнее понять, почему с подобными нарушениями в нашем крае не могут разобраться уже в течение пяти лет и если у этого клубка когда-нибудь появится конец, то кто и по каким статьям понесет наказание?
Впрочем, пока представители официальных органов ищут ответственное лицо, простым покупателям ничего не остается, как проявлять больше бдительности при покупке транспорта, дабы обезопасить себя от мошенничества и сберечь не только деньги, но и нервные клетки, которые, как известно, не восстанавливаются. А нужно для этого не так уж и много:
Шаг 1. Прежде чем выбирать машину, ознакомьтесь с отзывами о салонах и не только на официальных сайтах, но и на независимых форумах. И если вы нашли хотя бы одно замечание по поводу задержки авто, то лучше воспользоваться услугами другого дилера.
Подписывая договоры, будь то предварительный или основной, читайте их как можно внимательней. Вас должно насторожить условие, при котором, в случае расторжения сделки, вы обязуетесь оплатить штраф в размере от 3 до 10 процентов - это незаконно. Неустойка, взыскиваемая с салона за задержку авто, должна составлять 0,5 процента, если эта цифра занижена - значит, салон нарушает законодательство. Также условия договора могут ограничивать право покупателя на судебную защиту. Помните, что подавать иск вы вольны в любой суд и владелец салона не вправе указывать вам конкретные адреса. А если есть возможность, то воспользуйтесь помощью независимого юриста, который перестрахует вас от нежелательных последствий.
Шаг 2. Вы подписали предварительный договор и спустя два месяца, как и положено, пришли за машиной. Прежде чем предложить вам на подпись основной договор, продавец обязан показать вашего железного коня. И тут, главное, не стесняться. Тщательно проверьте машину - откройте все, что открывается, и загляните везде, куда только можно. Это обезопасит вас от неприятных сюрпризов в виде царапин, повреждений на обшивке и прочего. А также обязательно сверьте указанные в договоре VIN-код с тем, что выбит под капотом авто - прежде чем платить деньги, убедитесь, что перед вами ваша машина. Поверьте, случаи бывают разные. Как сообщает один из покупателей на автомобильном форуме, после того как спустя четыре месяца он так и не получил ПТС на свой автомобиль, пришлось связываться с генеральным дилером, и каково же было его удивление, когда выяснилось, что машина, на которую он претендует, уже давно продана в славном городе Чебоксары.
Шаг 3. Если до этого момента вы все сделали правильно, но ПТС по какой-то причине все равно задерживают, не стесняйтесь и сразу звоните генеральному дилеру, который, как правило, находится в Москве. Сообщите ему VIN-код, указанный в вашем договоре, и узнайте, были ли перечислены деньги за вашу машину. Как правило, ответ бывает отрицательным. А это значит, что пора переходить к следующему пункту.
Шаг 4. Некоторые обманутые покупатели советуют подождать подольше и потом взыскать с недобросовестного салона большие проценты, или так называемую неустойку. Если вы игрок и человек азартный, то, возможно, этот вариант придется вам по вкусу. Но, как и в любой игре, не взяв банк, можно потерять и то, что было. Как самое малое салон объявит себя банкротом. Конечно, спустя N-ное количество времени, после нескольких судов, его, скорее всего, обяжут выплатить долги. Но с учетом того, что на очереди вы не единственный, ни денег, ни машины вы можете не увидеть еще очень долго.
Впрочем, как говорится, в любой ситуации нужно искать положительные моменты. Как заявляют все без исключения ведомства, задержка ПТС - это проказа, болеют которой исключительно салоны, занимающиеся продажей зарубежных авто. А вот если вы решите поддержать отечественного производителя, то проволочек никаких не будет. Подобные истории имели место быть в прошлом году, но после ряда штрафов и предписаний, говорят, продавцы излечились.
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет