Вы здесь

Государыня корова

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Когда-то, еще в так называемые застойные времена, одна из наших центральных газет вышла с заголовком «Государыня корова». Журналисты взахлеб рассказывали о том, в каких шикарных условиях ведется молочное животноводство в Бельгии и какое большое внимание оказывается обыкновенным коровам. Они и идеально чистые, и находятся в помещениях с кондиционерами, и кормятся по персональному рациону, и имеют личный паспорт с историей происхождения, и содержатся по индивидуальной программе кормления и ухода.
Но вот наши дни, ставропольский племколхоз «Россия» Новоалександровского района. Коровы здесь также содержатся в идеальной чистоте, на дойке кондиционер и даже водяной туман в жару, в коровниках вентиляторы. На каждую - паспорт, где происхождение, история жизни и отелов, каждая кормится по индивидуальной программе, она в чипе в электронном ошейнике... Чем не государыня корова?
Как тут не воскликнуть: это как же должны были измениться времена, чтобы такой громкий и с большой претензией заголовок можно было поставить к материалу о молочном животноводстве в ставропольском хозяйстве?
Каково семя, таково и племя
Современное поголовье черно-пестрых голштинофризов в основном ведет свое начало в хозяйстве от двух завозов нетелей - из Венгрии в 2006 и Германии в 2008 годах. Заменили ими коров красно-степной породы. Процесс этот проходил ой как не просто. До громких скандалов доходило. У всех в памяти история, как привезли из Германии третью партию животных из ста телок. Но таких - что все вздрогнули. Все в лишаях, худющие... Был выявлен чуть ли не весь букет карантинных болезней. Явно поставщик оказался недобросовестным, сбросил хлам, если можно так сказать о живых существах.
Руководство хозяйства тогда грудью стало на защиту своих интересов. Резонно рассуждало, что от худого семени не будет хорошего племени. Обратилось за помощью в прессу, стало обивать все пороги краевого сельхозначальства. В конце концов, добилось того, что нежелательное пополнение поставщик забрал.
Сейчас из животных, завезенных из-за рубежа, осталось всего несколько штук, костяк молочного стада составляют их потомки. В наше время на рынке, включая европейский, уже трудно найти высококачественное молодое поголовье. Ведь все регионы бросились развивать молочное животноводство. Поэтому в последние годы замещение и улучшение стада в «России» проводятся исключительно за счет улучшения генетики собственных животных. Так и дешевле, и надежнее. А результат даже лучше. Во всяком случае, ожидаем и предсказуем.
В этом плане налажены тесные связи с Краснодарской племенной фирмой «Астер». Она поставляет генетический материал, ее специалисты контролируют весь процесс воспроизводства стада. Именно благодаря такому взаимовыгодному сотрудничеству удалось сохранить и даже улучшить генетический потенциал животных. Они отличаются высокой продуктивностью: удой на одну фуражную корову здесь стабильно превышает 600 килограммов молока в месяц. А в год - семь тысяч килограммов превышает.
Новое - это хорошо подремонтированное старое
Сейчас, когда мы в ответ на санкции закрыли для себя западноевропейский рынок молока и сделали ставку на развитие собственного, много разговоров о том, что радикально изменить ситуацию в молочной отрасли можно только путем строительства крупных молочных комплексов. Мол, только они позволят и вал нарастить, и снизить себестоимость производства. То есть позволят успешно конкурировать на рынке.
- Все бы ничего, - говорит председатель племколхоза С. Пьянов, - но строительство такого комплекса, как правило, переваливает за миллиард рублей. А его найти даже такому высокорентабельному хозяйству, как «Россия», не так и просто. Но кто сказал, что история начинается с нас? Деды наши, отцы занимались молочным животноводством. Создали очень даже неплохую материальную базу. Худо-бедно, но страну кормили. Просто надо обновить существующие помещения, наполнить новым оборудованием, современными технологиями. Тогда это будет по-хозяйски: и не ломать ничего, и дотянуть до современного уровня.
По этому пути «Россия» и идет вот уже десять лет. И убедительно доказала, что тратить на молочные реки миллиард очень даже не обязательно. Затраты хозяйства на возрождение отрасли оцениваются всего лишь неполной сотней миллионов рублей. Прекрасный пример для всего края, как и результат получить, и особо не потратиться.
Начали работу в 2004 году, так что в этом году как раз своеобразный юбилей. До этого «Россия» хоть и называлась племзаводом, но завоевала это право на выращивании племенных свиней. Молочным животноводством занималось как самое рядовое хозяйство. Хотя сейчас занимается заплеменением молочно-товарных ферм вполне успешно.
Шаг за шагом стали приводить в порядок старые коровники на обеих фермах. Остеклили их, закрыли поликарбонатом потолочные «фонари», установили автоматические ворота, вентиляторы. Пол - в бетоне, стены выбелены. Так что никаких сквозняков, постоянных спутников прежних наших коровников и причины болезней животных и людей, теперь нет и в помине. Рабочие места животноводов изменились качественно. Ни грязи, ни запахов.
Да реконструкция, собственно, здесь идет постоянно. Сейчас, например, огораживают фермы металлическим решетчатым забором. Затратили на это миллион рублей. Чтобы соответствовали четвертому классу санитарной защиты - таковы современные ветеринарные требования.
«Мы то, что едим»
Человеку непосвященному покажется странным, что даже летом, когда кругом все зеленое, коров здесь потчуют кормосмесью. Мол, как же так, от витаминов отказываются?
Совсем нет. Корма приготавливаются в собственном кормоцехе согласно утвержденной рецептуре. В таких приготовленных кормах все сбалансировано, всего, включая витамины, вдосталь. Дать животным зеленую массу - это значит сразу ухудшить их рацион. Со всеми вытекающими последствиями в виде падения надоев. Чего и не делается.
Корма - это здесь святое. Отношение к их заготовке не менее ответственное, чем к уборке урожая зерновых культур или там свеклы. Люцерну, например, прессуют ночью, когда не так жарко, чтобы листик не опадал и закручивался в тюк. В нем как раз каротин и содержится. Кукурузу на силос заготавливают только тогда, когда в ней уже появился крахмал, то есть в стадии молочно-восковой спелости. От такого корма будет и энергия.
Да и требования к сохранности кормов самые высокие. Что толку, если кормов много, а качество их хранения низкое. Здесь все связано. Вскрывают, к примеру, на ферме рулон сенажа, видят плесень - сразу вызывают бригадира кормозаготовителей. Это значит, что не будет бригаде премии. Она теперь выплачивается не сразу по заготовке, а после приемки на ферме.
Коров в дойном стаде здесь восемьсот голов. Но все поголовье крупного рогатого скота - свыше двух тысяч. А значит и постоянно жующих ртов больше двух тысяч, которым на целый год нужно огромное количество корма. В этом году заготовили 14 тысяч тонн силоса, 3 тысячи тонн сенажа, 1,8 тысячи тонн сена. Понятное дело, комбикорм свой - только зерновых «Россия» собрала в этом году 64 тысячи тонн. Образцы заготовленных кормов отправляются на анализ - аж в подмосковный Клин, там независимая лаборатория. И скармливается только то, что проверено.
- Правило «мы то, что едим» распространяется и на животных. Только зная, что едят животные, мы можем надоями управлять. Да и в целом воспроизводством стада более грамотно заниматься, - рассказывает главный зоотехник хозяйства К. Юрченко.
Самое технологичное место
Самым технологичным местом на фермах «России» называют ... дойку. И это действительно так. Вмещает сразу тридцать два животных. Все надои, причем ежедневные - в компьютере. Доильное оборудование фирмы «Де Лаваль» - одно из самых надежных в данной сфере. Здесь идеально чисто, примерно одинаковая температура в любое время года. Коровы идут сюда с охотой - и это о чем-то говорит.
Заработная плата доярок - в среднем 24 тысячи рублей. Совсем неплохо для отдаленной от столицы края на полторы сотни километров станицы Григорополисской. У лучших доходит до 30 тысяч. В этом году по первой ферме лучшие Ю. Денисюк и Н. Зеленина. По второй ферме - Н. Бондаренко и Н. Щуринова.
Молоко по молокопроводам сразу поступает в охладительную емкость. До пятнадцати тонн в сутки. Откуда его забирает молоковоз с завода. Хозяйственные связи с ним отлажены уже давно. Ежегодно хозяйство зарабатывает на продаже молока свыше ста миллионов рублей. Рентабельность отрасли за тридцать процентов. И так уже несколько последних лет. То есть здесь уже давно вернули все понесенные затраты на реконструкцию.
И есть все основания надеяться, что эта цифра будет только расти. В текущем году «Россия» увеличила дойное поголовье и значительно прибавила производство молока. С января по сентябрь его реализовано уже около четырех тысяч тонн. Да и закупочные цены в виду ограничения предложения в целом на российском рынке обещают подрасти.
Вот что значит вовремя выбрать верное направление развития.
Про «государыню корову», то есть красиво, в «России» не говорят. Там на ферме висит лозунг поскромнее: «Осчастливь корову - и она осчастливит тебя!». Но мне кажется, что разницы - никакой. Так даже точнее.
Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет