Вы здесь

Блестящий и коварный «Маскерад»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Всю минувшую неделю в Ставропольском академическом театре драмы царил его величество аншлаг. 15 октября ставропольский храм Мельпомены 170-й раз распахнул для зрителей свои гостеприимные двери.
В этом году открытие нового сезона было посвящено юбилею великого русского поэта, писателя и драматурга М.Ю. Лермонтова, значительный этап жизни и творчества которого связан с краем и чье имя много лет с честью носит ставропольский театр - на суд зрителей был представлен спектакль «Маскарад».
Вообще, это произведение считается мистическим, его не очень-то любят ставить режиссеры и особенно не любят играть в ней роль Арбенина актеры. Не обошлось без прямо-таки мистических происшествий и в Ставрополе. Достаточно сказать, что премьеру откладывали два раза: в первый раз из-за очень серьезной болезни режиссера, второй - за несколько дней до премьеры сломался сценический круг. Наверное, сам Михаил Юрьевич Лермонтова захотел, чтобы премьера одной из самых его блистательных и известных пьес была сыграна на ставропольской сцене именно 15 октября 2014 года - в день, когда во всем мире отмечали его 200-летие со дня рождения. Как бы там ни было, но новая работа Юрия Еремина на ставропольской сцене - это не просто очередная премьера. В тот вечер и артисты, и зрители находились под мощным воздействием гениально соединенных лермонтовской драматургии, вдохновенной актерской игры, уникальной режиссерской концепции, замечательной музыки, декораций, которые играют сами за себя - все это сделало спектакль событием культурной жизни Ставрополья.
История постановок драмы «Маскарад» насчитывает более полутора веков - жизнь за это время кардинально изменилась, однако пьеса до сих пор не сдала своих репертуарных позиций и остается одним из самых востребованных произведений русской драматургии не только в России, но и во всем мире. И в этом нет ничего удивительного. Даже несмотря на то, что традиция устраивать пышные маскарады давно ушла в прошлое - вряд ли со времен Лермонтова изменилось общество, способное уничтожить человека, разрушить его мечты, надежды, веру.
Если говорить о сюжете, то он всем известен еще со школьной скамьи: потерянного в пылу маскарада браслета вполне достаточно для того, чтобы началась трагедия, которая уже не разбирает, кто прав, кто виноват. В итоге - князь Арбенин, обожавший свою жену, поверил наговору и, не добившись признания в измене от жены, отравил ее. Даже смерть Нины не оправдала ее в глазах мужа-убийцы. После признания друзей в том, что все это неправда, и осознания всей глубины своего преступления князь сошел с ума ...
В спектакле много по-настоящему сильных сцен. Это и завораживающий по своей энергетике вальс Нины и Арбенина, и бешенные по своему азарту карточные игры, во время которых в то время решались политические дела, возникала любовь и ломались судьбы, и сцена, где князь кормит отравленным мороженым свою молодую жену... Но самое сильное впечатление - это игра актеров.
Ключевая фигура драмы, бесспорно - Арбенин, его преступление и его наказание. Вообще, роль Арбенина считается одной из сложнейших в мировом репертуаре. Но Игорь Барташ со своей задачей справился успешно. Образ Арбенина, созданный актером, - это путь длиною в целую жизнь: от холодного и сухого цинизма до полнейшего и безвозвратного помешательства. Ревнивый, подозрительный, он осуждает свою невиновную, юную жену на смерть, толком не разобравшись во всей ситуации. Как будто яд, подсыпанный в мороженое, может решить все проблемы.... И только после смерти Нины, видишь боль души человека, потерявшего веру в людей и смысл жизни.
В роли Нины - молодая актриса Полина Полковникова. Она так легка, нежна, невинна и трагична уже изначально. Смотришь на нее, слушаешь ее слова и понимаешь, что она вызвала любовь к себе у такого человека на свою беду. Он убил ее, но убить свою любовь к ней ему не по силам. Полина играет интересно, ее понимаешь, чувствуешь, сострадаешь.
Не менее удачны в спектакле и другие образы. Замечательно играет молодой актер Александр Кошелевский (князь Звездич). Вначале - это игрок, ловелас и повеса, задумавший легким флиртом разнообразить свое наскучившее существование, в конце - раздавленный несчастный изгой.
Александр так показал своего героя, что даже если для вас этот герой другой, искренне веришь, что Звездич именно такой и другим быть не может.
Не менее убедительна в своей роли и Лариса Урбан (баронесса Штраль), стараниями которой весь этот «маскерад» завертелся и закончился самой что ни на есть трагедией.
Сегодняшний «Маскарад» в ставропольской драме - спектакль, соединивший в себе все: и хитросплетения любви, и клубок интриг, и водовороты пороков человеческих. Можно не сомневаться, что даже те, кто обожает Лермонтова и готов цитировать эту драму наизусть, наверняка с интересом окунутся в трактовку Юрия Еремина.
Но, безусловно, это далеко не единственная премьера, которая ожидает ставропольских зрителей в новом сезоне.
«Если говорить о том, как строится репертуар, то нас в первую очередь волнует человек, его душа, его внутренний мир, - отмечает директор театра Евгений Луганский. - Мы ищем пьесы, в которых есть свет и добро. Если артиста пьеса затрагивает за живое, то тогда она пользуется успехом и у зрителя».
Итак...
Уже в ноябре зрители увидят яркий искрометный спектакль по пьесе французского комедиографа Марка Камолетти «Ох уж эта Анна». Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков, в главной роли - народная артистка России Наталья Зубкова.
...Поначалу все выглядит достаточно просто и обыденно. В дом к богатой семейной паре на службу поступает молодая девушка Анна, приехавшая из небольшой деревушки. Единственная страсть девушки - деньги, и она готова сэкономить даже на поездке домой, когда хозяева принимают решение покинуть дом: супруг отправляется в командировку, а супруга - в гости к родителям. Каково же удивление Анны, когда в огромный дом с небольшим интервалом во времени возвращаются и хозяин, и хозяйка, но уже с любовниками. Вот он, звездный час служанки! Она готова сделать все возможное, чтобы в огромном особняке хозяева не столкнулись друг с другом, но взамен молчания требует с каждого из любвеобильных супругов кругленькую сумму...
«Ох уж эта Анна» - классическая комедия положений, которую так любят зрители. Она полна интриг и держит зрителя в напряжении до самого финала, - отмечает директор театра. - Думаю, что зрителям гарантированы пара часов смеха и хорошее настроение надолго».
А вот следующая премьера - «Страсти по Торчалову» по пьесе Никиты Воронова - наверняка заставит зрителей заглянуть в себя, дать самому себе отчет о прожитой жизни, подумать о своих поступках. Коротко о сюжете: бывший партийный функционер Павел Максимович Торчалов умер. После смерти он попадает в своеобразный «зал ожидания» перед входом в загробную жизнь. Здесь все обречены маяться, пока не вспомнят свой основной грех...
«Страсти по Торчалову» - это такой эмоциональный коктейль в одном спектакле. Тут есть о чем подумать, чему посмеяться и о чем погрустить. Это пьеса о вечных истинах», - говорит исполнительница одной из ролей актриса Ирина Баранникова.
Ставит пьесу Наталья Зубкова. В спектакле заняты заслуженные артисты России Михаил Новаков, Борис Щербаков и Александр Жуков, артисты Ирина Баранникова, Тамерлан Коченов, Мадина Шарипова и другие.
К Новому году по традиции маленьких зрителей ждет сказка «Новогодние приключения гномов» по пьесе заслуженного артиста России Михаила Новакова и музыкальная сказка «Кошкин дом».
В начале следующего года в театре планируют начать работу над комедией положений Александра Коровкина «Тетки».
70-летию Победы в Великой Отечественной войне театр посвятит спектакль «В списках не значился» Бориса Васильева.
«Это спектакль - баллада, спектакль - песня о великом подвиге русского солдата. Он вскрывает истоки нравственной силы, величие веры в наши идеалы и адресован сверстникам тех, кто отдал свою жизнь за их будущие. Много лет назад театр ставил эту пьесу. Но мы решили вернуться к ней вновь. Думаю, современной молодежи будет полезно посмотреть на 19-летнего мальчишку, который своим мужеством и стойкостью заставил восхищаться даже врагов. А уж последние слова Николая Плужникова: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я - последняя ее капля» вообще нельзя читать без слез», - говорит директор театра.
Также в планах театра - спектакль «Дети Ванюшина», автора Сергея Найденова. В пьесе главным героем выступает человек, который прожил немало лет и размышляет о судьбе собственных детей, как сложится их жизнь после его смерти. Его искренняя забота о своих чадах не находит отклика в их сердцах. Они заняты поиском своих путей и не обращают внимания на постаревшего отца.
«Тема отцов и детей стара, как мир, но все еще не теряет своей актуальности. Зритель может сам оценить всю необходимость говорить о том, что дети и родители перестают заботиться друг о друге», - говорит Евгений Иванович.
Но премьеры - премьерами, а от старых, но уже полюбившихся ставропольцам спектаклей в театре тоже никто отказываться не собирается.
«Леонардо», «Одноклассники», «Знакомьтесь, ваш Сергей Есенин», «Сотворившая чудо», «Недоросль», «Безумный, безумный день (Женитьба Фигаро)» и другие также будут заставлять зрителей смеяться и плакать, размышлять и сопереживать.
Сезон открыт. В субботу в театре открывается Межрегиональный фестиваль «Театральные встречи на Кавказе. Лермонтов и Кавказ», также посвященный 200-летию поэта. Ставропольские зрители смогут увидеть «Маскарад» Ростовского академического театра им. М. Горького, «Мцыри» в постановке московского театра «Школа драматического искусства», а пятигорский театр оперетты представит литературно-музыкальный спектакль «И звезда с звездою говорит». И, конечно же, в программе фестиваля - «Герой нашего времени» - постановка, которая уже несколько сезонов с аншлагом идет на ставропольской сцене.
Одним словом, волшебное и завораживающее действие, длиною в несколько месяцев, началось. Театр ждет своих зрителей.
Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет