Вы здесь

Вузы ожидают проверки

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Борьба за качество вузовского образования в стране продолжается. В ближайшей перспективе 750 российских вузов и их филиалов проверят специалисты Рособрнадзора.
«В плане, который мы направили на согласование в Генпрокуратуру РФ, около 750 вузов и филиалов, 85 процентов из них - те учебные заведения, которые по итогам мониторинга, условно говоря, попали в красную зону. Их ждет достаточно серьезная проверка», - отметили в ведомстве.
Напомним, всего в России 2500 вузов и филиалов. По данным последнего мониторинга минобрнауки, почти половина из них - более тысячи - должны принять меры по повышению эффективности обучения.
При этом большая часть из этого списка - негосударственные вузы и филиалы госвузов. Претензий к ним множество. Иногда филиалы располагаются в квартирах жилых домов, в читальных залах местных библиотек, Домов культуры. О качестве образования вообще говорить не приходится. Многие подобные учебные заведения, по сути, давно превратились в фабрики по выдаче дипломов. Неудивительно, что у таких вузов и филиалов в последнее время все чаще отзываются лицензии. Только за 2014 год Рособрнадзор исключил из реестра 160 лицензий вузов и филиалов. Среди других мер, которые использует ведомство, - приостановка действия лицензий, запрет приема.
Буквально на днях Рособрнадзор распространил информацию о том, что на основании решений судов приостановил на срок до 20 декабря действие лицензий еще двум организациям, осуществляющим образовательную деятельность: «Международной Гуманитарно-Технической Академии» и «Институту иностранных языков». К слову сказать, подразделения первого учебного заведения работали и у нас, в Ставропольском крае. В итоге вести образовательную деятельность эти вузы в ближайшее время не смогут.
Немногим ранее такая же мера была применена к еще 14 образовательным организациям. В их число вошли «Институт экономики и управления в строительстве и промышленности», «Столичный институт иностранных языков», Исламская религиозная организация - Институт имени Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова, «Институт Индустрии Моды», Гуманитарно-Прогностический институт», «Институт управления, экономики, права и искусства», «Международный Университет Восстановительной Медицины», «Институт практического востоковедения» и другие.
Вместе с тем проведение мониторинга вузов продолжится и в этом году. Напомним, ранее при мониторинге учитывались несколько показателей: средний балл единого госэкзамена студентов, поступивших на очную форму обучения, объем средств, которые вуз получает за собственные научные и конструкторские работы, доля обучающихся иностранных студентов, средняя зарплата педагогов, обеспеченность вуза площадями и критерий трудоустройства выпускников. Вуз или филиал относился к группе эффективных при достижении пороговых значений для любых трех и более показателей.
В перспективе Министерство образования и науки РФ собирается добавить еще один показатель к критериям мониторинга эффективности высших учебных заведений. Как пояснили в ведомстве, предлагается учитывать мнение студентов по поводу условий и результатов обучения в вузе.
Кстати, помимо голосов студентов, ведомство также планирует организовать независимую оценку знаний учащихся. По мнению экспертов, для этого может быть использована процедура промежуточной аттестации обучающихся. Считается, что проведение подобных мероприятий позволит повысить ответственность организации и профессорско-преподавательского состава.
Сам проект по внедрению нового показателя эффективности вузов будет разбит на два этапа. Для начала планируется протестировать внутреннюю систему оценки деятельности научно-педагогических работников. Для этого будет отобрано минимум два педагогических вуза и два вуза, реализующих программы стратегического развития с поддержкой государства. Вторым этапом станет уже попытка оценить удовлетворенность студентов условиями и результатами их обучения. Здесь уже будет участвовать три ведущих вуза России, два педагогических вуза и два вуза, имеющих государственную поддержку по развитию. По окончании эксперимента будет вынесено решение, как именно учитывать эти показатели при мониторинге вузов.
К слову сказать, разработка новых форм оценки вузов была возложена на Минобрнауки поручением президента еще в мае этого года.
Вообще, специалисты говорят, что использовать при мониторинге качества образования оценку учащихся - правильно. Такой подход применяется во многих странах. Так, в Великобритании есть опрос студентов о качестве их обучения. Еще один интересный показатель эффективности вуза используется в Швеции, где независимая организация проводит выборочную проверку дипломных работ, на основе которой затем вузу дают характеристику.
У нас же в России есть и сомневающиеся, которые полагают, что абсолютно доверять подобным опросам сложно. Сказать, что студенты объективно и четко понимают, как ведется преподавание и как строится содержание образовательных программ, а также какова квалификация того или иного преподавателя, вряд ли можно.
Впрочем, применять нововведение начнут не сейчас, так что время урегулировать все эти моменты еще есть.
В тему
ЕГЭ прошел, грядет - другой
Итоги выпускных экзаменов за курс средней и основной школы, которые юные ставропольцы сдавали весной-летом 2014 года, подвели в министерстве образования Ставропольского края.
Как известно, для противодействия коррупции в сфере образования и для того чтобы получить более объективную картину качества знаний выпускников, Рособрнадзор в 2014 году кардинально изменил условия проведения государственной итоговой аттестации.
Напомним, одиннадцатиклассники сдавали ЕГЭ под видеонаблюдением, в ряде пунктов проведения экзаменов была организована видеотрансляция в режиме онлайн. На экзаменах присутствовали общественные наблюдатели, в том числе федеральные. Экзаменационные материалы были доставлены из Москвы сотрудниками спецсвязи. Кроме того, по сравнению с 2013 годом уменьшено число пунктов проведения экзаменов. Одной из мер стала перепроверка работ выпускников экспертами других субъектов РФ. Кроме того, работы, оцененные более чем 80 баллами, дополнительно перепроверялись в министерстве образования края. В то же время были ужесточены требования к экзаменующимся, которым запретили проносить в аудитории любые средства связи. В пунктах проведения ЕГЭ были установлены рамки металлоискателей.
В общем, меры, предпринятые в крае, были беспрецедентными. И они дали результаты. Одним из которых, в частности, можно назвать более объективные показатели качества знаний выпускников средних школ.
Как отметил ио министра образования края Василий Лямин, результаты сдачи ЕГЭ-2014 по всем предметам оказались хуже краевых показателей не только прошлого года, но по некоторым дисциплинам слабее, чем в 2010-2012 годах. Они также ниже, кроме результатов по русскому языку и математике, общероссийских показателей (хотя и выше, чем в остальных субъектах СКФО).
По сравнению с 2013 годом увеличилась доля ставропольских одиннадцатиклассников, не преодолевших минимальный порог баллов по литературе, истории, физике, химии, обществознанию. Не обошлось без «срезавшихся» на экзамене по русскому языку и математике. В результате аттестат о полном среднем образовании не получили почти 350 человек. Меньше стало в 2014-м стобалльников и ребят, набравших 80-90 баллов.
Тем не менее 73 процента выпускников средних школ поступили в вузы, 41 процент - в университеты и институты на территории Ставропольского края.
Говорили на коллегии и о результатах сдачи ОГЭ - основного государственного экзамена в девятых классах. В этом году он впервые проводился в тестовой форме. Сдавали его 23,5 тысячи учащихся. Испытание по русскому языку не одолели 187 человек, математику - 274 учащихся. Пересдача проходила в сентябре.
Но на коллегии не только подвели итоги прошедшей экзаменационной компании, но и поставили задачи на перспективу. Ведь впереди у выпускников этого года и педагогов - ЕГЭ-2015.
Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет