Вы здесь

Почему тормозит социальный лифт?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Краевой рынок труда пополнился сотнями молодых специалистов, закончивших обучение в высших и средних специальных учебных заведениях. Некоторые еще до получения дипломов сумели трудоустроиться по избранной специальности. Другие, и таких - большинство, в активном поиске работы. Понятно, что все мечтают о достойной зарплате, многие - о карьерных перспективах, высоком социальном статусе. Один из Интернет-порталов обнародовал данные опроса выпускников. Около 70 процентов хотят на первом месте работы приобрести опыт и полезные навыки. У каждого пятого в приоритете - деньги. Треть нацелена на карьеру. Однако лишь пятая часть опрошенных определилась с организацией, компанией, в которую планирует трудоустроиться. Что же предлагает молодым амбициозным соискателям ставропольский рынок труда?
Более всего вакансий - свыше 600 - в сфере торговли. На втором месте - производство, сельское хозяйство, но здесь нужен преимущественно рабочий персонал. Более 500 свободных рабочих мест предлагается для работы на транспорте, в складском хозяйстве, в строительстве, в сфере недвижимости. Такие притягательные для многих структуры, как банки, страховые компании, аудит, бухгалтерская сфера, готовы трудоустроить свыше 200 человек. А вот государственная служба, куда стремятся многие выпускники вузов, располагает лишь парой десятков вакансий. И это не места управленцев в структурах власти. Почтальон, командир взвода, специалист по реабилитации инвалидов - профессии очень нужные, но, наверное, далеко не всем покажутся престижными. При этом рабочих мест, куда могут принять человека без опыта, пусть даже с высшим образованием, не так много. В сферах, связанных с финансами, банковской системой, аудитом, юриспруденцией, как правило, требуют стаж 3-5 лет, в редких исключениях - год.
Как вузы помогают своим выпускникам?
Сегодня в больших государственных вузах края созданы специальные структурные подразделения, чья задача - помогать выпускникам в трудоустройстве. В Северо-Кавказском федеральном университете это управление капитализации интеллектуального потенциала. Обратившись в отдел развития карьеры и партнерских связей с работодателями, студенты различных курсов получают возможность зарегистрироваться в базе данных, что дает им право стать претендентами на предоставление соответствующей выбранной специальности и индивидуальным предпочтениям базы производственной и преддипломной практики.
Специалисты отдела развития карьеры оказывают консультационную помощь в поисках высокооплачиваемой работы с комфортными условиями труда в различных регионах России. Это, конечно, не клише с советской системы послевузовского распределения, когда рабочее место человеку с дипломом было гарантировано там, куда Родина пошлет. Но это консультативная помощь, которая востребована. В отделе развития карьеры студентов обучают приемам эффективной самопрезентации при трудоустройстве, составлению резюме, планированию карьеры, взаимодействию с потенциальными работодателями.
Отдел развития карьеры также оказывает содействие учебным структурным подразделениям университета в подборе баз производственных практик студентов всех специальностей, аккумулирует отзывы работодателей о качестве подготовки студентов, помогает в адаптации основных образовательных программ к текущим потребностям реального сектора экономики.
Вуз заключил с работодателями более 2 тысяч предметных трудовых договоров. Более половины выпускников 2013 года гарантированно трудоустроились в крае по направлениям профессиональной подготовки. Выпускниками СКФУ заинтересовалась Корпорация развития Северного Кавказа. Рассматривается проект соглашения с университетом о подготовке специалистов для дочерних компаний Корпорации. Северо-Кавказский федеральный университет заключил соглашение о сотрудничестве с правительством Ставропольского края. В частности, документ предусматривает взаимодействие по обеспечению целевого набора абитуриентов из края для обучения по специальностям, востребованным региональной экономикой.
В Ставропольском государственном медицинском университете работает Центр взаимодействия с практическим здравоохранением и содействия трудоустройству выпускников. Организовываются встречи студентов выпускных курсов, интернов и ординаторов с потенциальными работодателями. В дальнейшем, поддерживая связи с выпускниками, Центр получает информацию об их трудовых достижениях. Правда, при этом нельзя не вспомнить, что в Ставропольском крае дефицит врачей в медучреждениях составляет 600 человек по данным Счетной палаты России. Конечно, вина в этом не Центра СГМУ, а прежде всего низкой по сравнению с теми же работниками банков, страховых компаний, энергокомплекса зарплаты медиков.
На сайтах в Интернете немало предложений работы для врачей в Ставропольском крае. При этом разброс зарплат такой: от 7500 рублей для врача по лечебной физкультуре до 24 тысяч для реаниматолога, эндокринолога, рентгенолога, участкового терапевта, офтальмолога. Не сравнить с тем, что стоматологу в Москве предлагают от 120 до 180 тысяч, правда, оговаривается, что врач должен быть универсалом и профессионалом «с легкой рукой».
На инженера учится, и хороший инженер из него получится
В последние годы много говорят о повышении престижности и востребованности профессии инженера. Вакансий и в Ставропольском крае немало. Нужны инженеры - конструкторы, технологи, сметчики, проектировщики, энергетики. Ориентировочная зарплата от 15 до 40 тысяч рублей. 15 тысяч даже по ставропольским меркам - мизер, и вряд ли эта перспектива способна привлечь молодого специалиста. В то же время страховому агенту предлагают 30 тысяч. Столько же - менеджеру по продажам. Одна из компаний, обещая зарплату в 30 тысяч рублей, выставляет требования: законченное высшее образование, средний балл 4-5, приветствуется наличие ученой степени, необходимы уверенное пользование персональным компьютером, профессиональная компетентность.
Свои амбиции молодым специалистам надо серьезно подкреплять уже в годы обучения в вузе. Принято считать, что самый надежный социальный лифт, который везет тебя только наверх, - это образование. В период внедрения ЕГЭ некоторые чиновники выражали надежду, что именно он станет социальным лифтом, позволяющим принимать на бюджетное обучение в университеты-институты-академии самых достойных. Увы, скандалы, связанные с ЕГЭ, низкие баллы, которые получают выпускники, развенчали эти надежды. Не случайно самым престижным вузам страны дали право устраивать дополнительные испытания, помимо ЕГЭ, для желающих стать студентами.
Причины для сомнений и разочарований
Сегодня многие выпускники ставропольских вузов далеко не уверены в том, что им удастся найти место работы по специальности, где была бы достойная зарплата и реальные перспективы карьерного роста. Эксперты же утверждают, что вся проблема в неработающем социальном лифте. Социальный лифт - это то, что позволяет быстро или относительно быстро перемещаться по социальной лестнице. В идеале - вверх. Хотя можно и вниз, чего никто себе не желает. К примеру, молодой человек или девушка заканчивают школу. Есть выбор - устроиться сразу на работу, не требующую особых знаний и квалификации, и удовольствоваться на долгие годы той зарплатой и тем статусом, который имеешь, т.е. остаться на той же ступеньке социальной лестницы. Или постараться хорошо учиться в школе, поступить в приличный вуз, тоже хорошо учиться, зарекомендовать себя на производственных практиках, получить предложение о трудоустройстве из хорошей фирмы и можно считать, что на первую карьерную ступеньку встал. Но это в идеале. На практике же получается так достаточно редко.
На моей памяти за последние 20 постсоветских лет есть только один пример «золушки наоборот». Умный мальчик, родители которого были простыми малограмотными рабочими, закончил школу в маленьком селе с золотой медалью. На выпускном вечере рядом с ним за столом оказался папа одноклассницы, ставший успешным и состоятельным предпринимателем. Слушая, как хвалят мальчика учителя, называя гордостью школы, он поинтересовался, куда тот намеревается поступать. Паренек признался, что хотел бы в юридический, но в своей республике на бюджетное попасть не надеется, много будет претендентов коренной национальности, поэтому поедет попытать счастья в Ставрополь. Бизнесмен сказал: если там на бюджетное не поступишь, я за тебя заплачу. По вопросу отдачи долга заметил, может, станешь классным юристом и когда-нибудь в жизни поможешь мне. Парень закончил вуз, в ходе одной из практик присмотрела его фирма, связанная с электроникой. После года работы в фирме его пригласил на работу банк - партнер этой фирмы. А затем уровень знаний и профессионализм молодого юриста оценили приехавшие из Москвы представители головного офиса этого банка. Теперь золотой медалист из маленького горного села - в Москве, успешно делает карьеру в одном из крупных и престижных банков страны. Но это исключение из правил. Парень был не только отличником в школе, но и «звездой» курса.
Обычно же молодому человеку, даже получившему высшее образование, трудно, почти невозможно подняться с той ступени социальной лестницы, где он находится по своему происхождению. Если, конечно, нет сильных родственников или знакомых, которые могут поддержать и помочь продвинуться. Девушки иногда могут подняться по социальной лестнице с помощью удачного замужества. При этом выпускники говорят, что больше шансов найти высокооплачиваемую работу с перспективами карьерного роста в Москве, чем в Ставрополе. Прямо говорят, что в родном городе и крае карьеру сделать затруднительно. Добившиеся успеха руководители фирм, сельхозпредприятий на свои руководящие места, как правило, готовят своих детей. На других постах высшего менеджмента - нередко другие близкие родственники. Так что пришедшему «с улицы», пусть и хорошему специалисту, может быть уготована роль рабочей лошадки.
Многие отмечают, что у детей руководителей коммерческих структур трудовой стаж идет со школы, родители оформляют их на работу в своих организациях зачастую формально, но когда закон требует для какой-то должности стаж работы, у них он уже есть. Кстати, и пенсионный стаж им идет чуть ли не с пеленок. Понятно, что все это издержки нашего законодательства, но молодым людям, которых отжимают от социального лифта, от этого не легче. Да, сегодня много разных грантов для талантливых детей, проводятся всевозможные олимпиады для выявления самых способных, летние лагеря типа «Машука». Может быть, эти ребята и станут резервом производственной, деловой, политической элиты страны. Пока что за без малого четверть века постсоветского периода с формированием резерва кадров дело обстоит неважно. Пример тому называли выпускники вузов. В правительстве края идут бесконечные перетасовки министров, других управленцев высшего звена. Причем каждый новый глава региона, приходя к власти, достает из «кадровой колоды» зачастую все те же карты, уже использованные и отвергнутые его предшественниками.
Министры переходят из одного министерства в другое, и не поймешь, на кого они учились и в какой области - профессионалы. Срабатывают родственные дружеские связи, принцип личной преданности. А эксперты считают, что принцип при отборе кадров должен быть один - личной профессиональной годности. Сегодня лишь примерно половина выпускников вузов работают по специальности. Вот и получается, что если в обществе работают социальные лифты, человек уверен, что если захочет и будет обладать необходимыми знаниями и умениями, то добьется поставленной цели. А если лифты не работают, то приходит понимание: как ни бейся, наверх попадают только свои.
Поэтому идеальная модель социального лифта, когда, благодаря системе бесплатного образования, талантливые дети из бедных слоев общества получают возможность занять более привилегированное положение, чем их родители, на деле срабатывает далеко не всегда. И даже обретение ученой степени кандидата наук не гарантирует принадлежность к более высокому социальному слою и вхождение в круг элиты.
Сегодня называют три типа эффективно действующих «лифтов»: знакомства и связи, «хорошая семья», кадровая программа «Единой России», теперь уже, наверное, вхождение в Общественный народный фронт? В советское время, когда тоже были издержки разного рода, социальный лифт мог поднять выходцев из разных социальных слоев на вершину общества независимо от статуса родителей, только за счет личных качеств. И эта проблема, по мнению экспертов, даже болезненнее, чем продолжающееся расслоение на очень богатых и очень бедных.
Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет