Вы здесь

«Незабываемое» лето 2014

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В последнее время туристическую отрасль страны сотрясают громкие скандалы. Один за другим сразу несколько туроператоров, причем среди них есть и довольно крупные, работавшие на этом рынке не один год, заявили о прекращении своей деятельности.
Первой о своем банкротстве сообщила одна из крупнейших турфирм России «Нева». О приостановке ее деятельности стало известно 16 июля. На момент объявления банкротства компании за рубежом находились 6,5 тысяч туристов. Большинство - в Греции, Турции, Испании, Болгарии. Еще шестнадцать тысяч человек оплатили поездки в бархатный сезон, но уже никуда не поедут. Причина закрытия - расходы фирмы превысили доходы.
25 июля о том, что не сможет выполнить обязательства перед туристами и партнерами и поэтому приостанавливает свою деятельность, объявил еще один крупный российский туроператор «Роза ветров Мир».
30 июля аналогичное объявление появилось на сайте турфирмы ««Экспо-тур».
2 августа прекратил работу туроператор «Лабиринт». Как сообщили в компании, среди причин - конфликт с «Оренбургскими авиалиниями», резкий рост курса валют, негативная политическая и экономическая ситуация, повлиявшая на количество бронирований, то, что подавляющее большинство заказов делалось за незначительный период до вылета (так называемые «горящие» туры) и рекомендации на запрет выезда за границу для военнослужащих и сотрудников внутренних служб.
При этом, как стало известно, 99 процентов акций «Лабиринта» принадлежит компании «Идеал-тур», которая тоже столкнулась с серьезными финансовыми трудностями - у компании образовался долг в 1,5 миллиарда рублей.
В последние дни к печальному списку присоединились группа компаний «ИнтАэр» и туроператор «Нордик Стар». И оснований считать, что этот перечень перестанет пополняться, нет. Кризис в отрасли пока еще не миновал.
Но каковы бы ни были причины сложившейся ситуации, важно другое - в результате всей этой катавасии в очередной раз пострадали люди. Только по предварительным данным, число их превышает 40 тысяч.
Больше половины из тех, чей отпуск оказался сорван, по сути, застряли за рубежом. Туроператор не оплатил авиаперевозчику их перелет, да и за размещение в гостиницах тоже было заплачено не во всех случаях.
Решать вопрос в ручном режиме пришлось ассоциации «Турпомощь», которая взяла доставку отдыхающих обратно в Россию.
По разному вели себя и принимающие стороны. В частности, серьезные проблемы возникли в Греции. «Первоначально некоторые отели просто вышвыривали туристов на улицу с чемоданами, никакие объяснения не принимались», - сказал глава российского Минкультуры Мединский.
Руководство Ростуризма несколько раз встречалось с представителями греческого руководства, к разрешению кризисной ситуации пришлось подключить правительство Греции.
Однако справедливости ради следует сказать, что аналогичным образом вели себя не все владельцы гостиничного бизнеса. Так, в той же Греции владелец одной из сетей гостиниц Константинос Митсис разрешил клиентам «Лабиринта» жить бесплатно с 3 августа до дня вылета.
Конструктивно решался вопрос и в Болгарии, где помощь туристам оказывал специально созданный штаб. То есть попытки помочь людям предпринимались и продолжают предприниматься.
Хотя и по сей день до конца не ясно, что будет с теми, чей отдых был сорван, и с теми, кто, потратив огромные деньги, в итоге никуда не поехал.
Буквально на днях появилась информация, что для туристов, которые приобрели путевки, но так и не смогли отправиться на отдых, Ростуризм организует бесплатный отдых в течение недели на курортах Краснодарского края. Однако, как это будет делаться и когда, пока не ясно. Да и устроит этот широкий жест ведомства, понятно, далеко не всех.
Уже сейчас за возмещением убытков в страховые компании обращается масса людей. Достаточно ли у страховщиков средств для выплаты компенсаций - не ясно.
Вместе с тем проверить деятельность рухнувших туроператоров решил следственный комитет РФ. В итоге возбуждены пять уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество) в отношении компаний «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «Идеал-тур», «Нева» и «Экспо-тур. Следствие полагает, что владельцы компаний, зная о больших неоплаченных счетах перед своими партнерами и не имея возможности погасить долги из своих средств, продолжали собирать деньги с граждан, продавая им путевки и вводя своих клиентов в заблуждение относительно своих намерений и реальных возможностей исполнения обязательств по организации туристических поездок. Практически деятельность названных туроператоров превратилась в финансовую пирамиду. И когда фирмы-партнеры отказались перевозить и принимать туристов, купивших путевки, туроператоры объявили о приостановлении и прекращении своей деятельности.
Кроме того, начаты процессуальные проверки в связи с приостановкой деятельности других туроператоров.
Следствие намерено дать правовую оценку действиям или бездействию должностных лиц государственных органов, на которых возложены обязанности по контролю и надзору за соблюдением прав граждан в туристической сфере.
В то же время правительству поручено подготовить за две недели законопроект о реформировании туристической отрасли. Разработкой предложений займется сформированная накануне рабочая группа в составе представителей министерства культуры, Ростуризма, Минтранса, Минэкономразвития, Центробанка, Росавиации, ряда других ведомств.
Среди мер, которые могут изменить ситуацию, эксперты называют увеличение взноса туроператоров в фонд «Турпомощи» (сейчас 100 тысяч рублей в год), страхование каждого туриста и ужесточение требований к страховым компаниям. Однако все три варианта имеют свои недостатки. Туроператоры говорят, что увеличение взноса в «Турпомощь» больно ударит по конкуренции, страховщики критикуют индивидуальное страхование. «От чего вы собираетесь страховать каждую путевку? - не понимают они. - Если от банкротства, то случаи приостановки деятельности туроператора, как это происходит сейчас, под данный вид страхования не подпадают». Говорят и о том, что ужесточение требований к страховщикам может привести к тому, что игроков на этом рынке не останется. В общем, что ждет отрасль в перспективе, пока не известно.
Совет, как действовать жителям Ставрополья, если туроператор вдруг объявил о банкротстве, дали в Управлении Роспотребнадзора по краю.
Право туриста на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом определено статьей 6 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Согласно законодательству туроператор может осуществлять свою деятельность только в том случае, если он заключил договор страхования гражданской ответственности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта либо имеет гарантии конкретного банка на случай неисполнения обязательств.
Если ваш отдых сорвался или был плохо организован, обратитесь с претензией к туроператору. Не получится договориться, подавайте иск в суд. К слову сказать, при обращении туда, в соответствии с Законом о защите прав потребителей, вам не придется уплачивать государственную пошлину при цене иска менее 1 миллиона рублей.
Если имеются основания для выплаты страхового возмещения, турист имеет право самостоятельно обратиться к страховщику с заявлением о выплате денежных средств. Страховщик обязан удовлетворить требование не позднее 30 календарных дней после его получения, понятно, что при этом вы должны приложить все необходимые подтверждающие документы.
Если с требованиями о выплате страхового возмещения к страховщику обратились одновременно от двух и более туристов и (или) заказчиков и общий размер денежных средств, подлежащих выплате, превышает сумму финансового обеспечения, удовлетворение требований осуществляется пропорционально суммам денежных средств, указанным в требованиях к сумме финансового обеспечения.
Следует отметить, что опасение туриста по поводу того, что оплаченная им услуга не будет оказана, само по себе страховым случаем не является. Поэтому потребителям необходимо дождаться даты начала тура и, только если оператор не выполнит свои обязательства, обратиться к его финансовому гаранту за компенсацией.
В то же время у туриста, уже заключившего договор с туроператором, есть право расторгнуть его в одностороннем порядке до начала путешествия. При этом он может потребовать от туроператора возврата стоимости тура за вычетом подтвержденных, фактически понесенных туристической фирмой расходов, если условия договора не предусматривают иной, более льготный для потребителей, порядок.
Если исполнитель отказывается удовлетворить соответствующие требования в добровольном порядке, спор опять-таки будет разрешаться в суде.
Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет