Вы здесь

«Его творчество вне времени»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Так говорили коллеги и поклонники творчества кисловодского живописца, графика и поэта Анатолия Котова, приехавшие на его выставку «Видеть вечное» (живопись и акварель), которая открылась в художественной галерее «Паршин» города Ставрополя.
С творчеством Анатолия Ивановича Котова, ушедшего, к сожалению, из жизни в 2009 году, знакомы не только в России, но и в США, Канаде, Франции, Германии, Австрии, Японии, Израиле, Польше, других странах, ведь на протяжении многих лет творческой деятельности художник имел 40 персональных выставок. Ставропольские любители живописи впервые познакомились с самобытными работами Котова в 1996 году, когда в Ставропольском музее изобразительных искусств была организована его персональная выставка «Видеть вечное». Как вспоминают музейщики, многие зрители осматривали экспозицию по несколько раз, подолгу останавливаясь возле каждой картины. То же самое было и на второй персональной выставке (в 2004 году), посвященной только одному направлению в его творчестве - акварели. И вновь в каждой работе Анатолия Котова можно было увидеть что-то новое, изменчивое, а также ту энергию света, которая, как считал сам художник, кристаллизует и материализует всякую форму. Третью выставку, уже посмертную (2010 год), можно считать итогом многолетней дружбы сотрудников краевого музея изобразительных искусств и семьи Котовых. За эти годы в музее был выпущен каталог работ живописца в рамках серии «Художники Ставрополья», собрана коллекция из 40 работ Анатолия Котова, и каждая картина здесь имеет свою неповторимую мелодию, в каждой воплощена душа художника.
Котов, как считают его коллеги и друзья, любил ирисы и подсолнухи, горы и Кисловодск. Все это можно увидеть и в нынешней экспозиции в галерее «Паршин». А его женские портреты - это вообще отдельная и очень личная страница жизни. Муза Анатолия Ивановича, его любимая жена и натура, лекарь и менеджер, верный помощник и ангел-хранитель, - Инна Михайловна 40 лет была рядом с художником, делила с ним и голод (в прямом смысле), и холод, и непризнание ставропольских коллег, вырывала его из лап смерти, когда он тяжело болел. На нынешней выставке, которую Инна Михайловна сама привезла в Ставрополь, вместе с ней были дети Котовых - Александр и Виктория и внучки Тамара и Мария. До встречи с будущим мужем Инна работала в краевом центре медсестрой. А потом приехала в Кисловодск к знакомым. Вот как она рассказывает о встрече с Котовым: «Мы с подругой пошли в кино. Впереди сидел крупный мужчина, и подруга, которая была маленького роста, за его спиной ничего не видела. Я попросила его пересесть, так как в зале были свободные места. А он сел рядом с нами. Вдруг заплакал чей-то ребенок, я дала ему яблоко, чтобы успокоить, а Анатолий спросил: «Вы всех яблоками угощаете?». Так мы познакомились, после сеанса он проводил меня домой, а вскоре мы поженились. Анатолий Иванович не мог жить без живописи. К сожалению, долгое время его картины были не очень широко известны. Талантливый человек не должен писать «в стол», и я помогала мужу организовывать выставки. Этот человек духовно меня родил, я стала изучать историю искусств, постигать мировую культуру, стала искусствоведом. Жить с ним было и сложно, и празднично. Котов взял меня своей искренностью, добротой и стихами Есенина, которых он знал великое множество. Он был верующим, хорошо знал Библию. Мы все преодолевали благодаря семье, надежному тылу - спина к спине. Я ему помогала одним крылом, а он мне другим»...
Открывая выставку, председатель правления Ставропольской краевой организации Союза художников России Сергей Паршин отметил: «Больших художников нужно показывать как можно чаще. А Анатолий Котов - большой мастер, абсолютно не похожий на других. Три дня назад я был в Крыму и на могиле Айвазовского увидел надпись: «Родился смертным, оставил бессмертие». То же самое можно сказать о Котове, тем более что мы первый раз делаем выставку произведений художника, уже ушедшего от нас. На мой взгляд, он не был полностью признан при жизни. Времена меняются, меняются страны, стили, взять тот же соцреализм. А Анатолий Котов уже в то время обращался к человеку, его внутреннему миру». Об этом говорила и директор Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Зоя Белая, которая очень многое сделала для того, чтобы творчество Анатолия Котова узнало как можно большее число людей: «Это был человек, который жил в собственном мире, где были его семья, его картины, книги, его стихи. Художника Котова знали лучше в больших городах. В 90-е годы ставропольские живописцы пробивали себя сами. А у Анатолия Котова была на это супруга, не случайно во многих женщинах, изображенных на картинах, можно разглядеть черты его музы - Инны Михайловны. С 1996 года я всегда дружила с этой семьей, приезжала в их гостеприимный дом, а с Анатолием Ивановичем, который был очень эмоциональным человеком, можно было говорить о политике и о живописи, о философии и поэзии. В его картинах всегда есть подтекст, напряженная работа ума, буйный цвет и колорит. И до сих пор не оставляет ощущение его присутствия».
На выставке было много гостей, в том числе и тех, кто приехал из Пятигорска и Кисловодска. Первый заместитель министра культуры края Валентина Крихун, поздравив всех присутствующих с открытием такой замечательной выставки, сказала, что образы Котова заставляют о многом задуматься, а смысл их угадывается не сразу, чем и интересен. «Очень сейчас одиноко, - призналась вдова художника. - Но талант - это ноша, с которой человек пришел в этот мир. А потому картины Котова должны видеть люди. Тяжело было привезти в Ставрополь более 100 картин, но у меня есть друзья, спасибо им всем». Многочисленные же зрители молча останавливались перед каждым живописным полотном, будь то «Музыка», «Хризантемы», «Джаз», «Бабочка в ирисах», «Пионы», портреты девушек или «Астрал», «Орган», «Колыбель человечества», «Абстракция», «Херувим», «Георгий Победоносец». Яркий фон, призрачные пейзажи, внутренняя экспрессия, какая-то особая текучесть, светоносность, наполненность творческой энергией. Как сказал один из искусствоведов, у Котова на полотнах люди как цветы, а цветы как люди. В каждом - мгновение и космическая вечность, в каждом индивидуальная хрупкость и неистребимость. То же самое можно сказать и об акварелях мастера: «Артистка», «Поиски земли обетованной», «Грусть», «Эдемов сад», «Музыкант», «Под зонтом», о романтических женских портретах и пейзажах. Интересно и то, что к каждой акварели Инной Михайловной Котовой чутко подобрано четверостишие. Как отметил, завершая торжественное открытие экспозиции Сергей Паршин, «есть у нас художники, творчество которых вне времени. Это Котов».
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)