Вы здесь

Об учебниках, единых и электронных

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Результаты ЕГЭ 2014 года оказались далеко не утешительными. Набрать минимальные баллы по обязательным предметам - русскому языку и математике - во время основной волны сдачи экзаменов не смогли более пяти тысяч человек. Средний балл снизился по всем предметам. В частности, проходной балл по русскому языку с планки в 36 баллов опустился до 24.
На сложившуюся ситуацию обратил внимание и президент РФ Владимир Путин. Он заявил, что «результаты ЕГЭ в текущем году показали далеко не радужную картину... Все это - повод еще раз вернуться к программам преподавания русского языка, требованиям к качеству работы преподавателей».
Сыграть свою роль, по мнению экспертов, могли и учебники по русскому языку и литературе, по которым обучаются в школах. Низкое качество многих из них в дальнейшем отражается на баллах ЕГЭ. Школьники не могут получить нормальное образование, а государство, возможно, теряет многих потенциальных специалистов. Исходя из этого, было принято решение о создании по примеру истории единых учебников русского языка и литературы.
Разработкой концепции двух учебников займется рабочая группа при Министерстве образования, в нее войдут представители минкультуры, РАН, филологи, учителя.
Вместе с тем к идее появления единых учебников по русскому языку и литературе в обществе относятся по-разному.
Одни говорят, что образование нашего населения, особенно учащейся молодежи, в том числе вузов, не просто оставляет желать много лучшего - находится в катастрофическом состоянии. Заявлять, что может быть единый экзамен и при этом может не быть единого учебника по главному письменному предмету, - нелепо. Единый учебник по русскому языку, по их мнению, просто необходим. Ведь мы живем в едином культурном, информационном языковом пространстве. И неправильно то, что если ребенок переезжает в другой город и переходит из школы в школу, он каждый раз должен обучаться по новому учебнику.
Другие относятся к идее создания единого учебника скептически. И приводят свои аргументы: «Единый - не значит, что лучший. У учителя всегда должен быть выбор, на каком материале работать, с каким изложением. Так ему самому проще будет выстроить и программу, и манеру преподавания, и, наконец, лучше обучить учеников с различным восприятием, что и является основной целью обучения».
Третьи говорят, что изобретать в очередной раз велосипед не нужно, следует просто взять старый советский учебник по русскому языку и пользоваться им. Ведь по нему училось не одно поколение россиян, и пишут эти люди гораздо грамотнее нынешних выпускников.
Все это, на мой взгляд, подтверждение того, что настало время перемен.
Вместе с тем до 1 января следующего года у каждого учебника, используемого в школе, должна появиться электронная версия. И после нового года издательства должны будут представлять на экспертизу пособия, существующие как в печатном, так и в электронном виде. Это условие станет обязательным для включения их в Федеральный перечень учебников.
При этом, как отмечают в Минобрнауки, данный процесс нельзя расценивать как вытеснение «традиционного», печатного варианта пособий: речь идет о расширении образовательных возможностей школы. Современное образование должно соответствовать новым условиям с точки зрения технологий, содержания, а также отвечать запросам детей и их интересам.
Четкие правила и стандарты для издательств по созданию, распространению и использованию электронных учебно-методических материалов пока отсутствуют. Определены лишь общие требования к электронным версиям. Содержание их должно соответствовать бумажному аналогу. При этом без необходимого количества мультимедийных или интерактивных элементов в онлайн-учебнике, понятное дело, не обойтись. Использовать издательствам следует общедоступные форматы и технологии.
К слову сказать, введение в образовательный процесс электронных учебников требует соответствующей подготовки учителей. Работа в этом направлении ведется в стране уже не один год. В прошлом году был утвержден профессиональный стандарт учителя, который в качестве обязательного требования допуска к профессии содержит нормы, связанные с умением пользоваться интерактивными образовательными ресурсами. Так что с кадрами серьезных проблем возникнуть не должно, дело - за разработчиками учебников.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет