Вы здесь

Победить мздоимство за два года?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Коррупция! Как много в слове этом для сердца русского слилось... А если без лирики, то коррупция - это тот самый инструмент, посредством которого нечистые руки в чьи-то раздувающиеся карманы сливают большие суммы. За примерами ходить далеко не надо. Достаточно вспомнить, что уже четвертый представитель власти Шпаковского района покидает кресло под конвоем. Как показывают социологические исследования, чаще всего с проявлениями коррупции сталкиваются жители городов Пятигорска и Лермонтова, а также Буденновского, Кировского, Кочубеевского, Красногвардейского, Новоалександровского, Предгорного и Труновского районов края.
Именно этой животрепещущей теме было посвящено первое заседание совета, прошедшее в правительстве края на прошлой неделе. Открывая работу совета, глава края напомнил о Национальном плане противодействия коррупции на ближайшие два года, утвержденном этой весной президентом России Владимиром Путиным. Удастся ли решить извечную проблему мздоимства за поставленную планом двухлетку - вопрос сомнительный, однако решение расширить гласность и ужесточить контроль за каждым, кто занимает мало-мальски мягкое кресло, было принято уже на этом заседании. А бороться - как показывает практика и статистика - есть с чем.
Не стоит думать, что наш край самый испорченный. Уголовные дела при расходовании бюджетных средств и проведении госзакупок в прошлом году были возбуждены практически во всех регионах России. При этом 108 уголовных дел по факту хищения или злоупотребления полномочиями относятся к оборонно-промышленной отрасли. А по результатам проверки подготовки Олимпиады в Сочи возбуждено более 50 уголовных дел. Непосредственно на Ставрополье за минувший год по факту коррупции было возбуждено свыше 250 уголовных дел, в новом году число нечистых на руку и за это же и пойманных составило уже 69 прецедентов. Не обходится без мздоимства ни в одной из сфер человеческой жизни. Но наиболее доходными местами, как назвал бы их Островский, на данный момент считаются минздрав, ЖКХ, министерство образования и науки, а также Росреестр и властные структуры.
Кстати, только за последние 5 месяцев от жителей края на структуры ЖКХ поступило порядка двух тысяч жалоб. Основная их часть касается неправильных расчетов тарифов, недостаточно хорошего обслуживания и неправомерного действия управляющих компаний.
Вторая, особо отмеченная на заседании проблема касалась земельных ресурсов и их распределения. А если точнее, то наиболее актуальными в крае остаются вопросы соблюдения законности при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Только в прошедшем году за должностные преступления в сфере земельных отношений к уголовной ответственности привлечено 10 должностных лиц из органов местного самоуправления.
Первое же, что предлагают усовершенствовать местные власти в борьбе с коррупцией - это кадровая политика при приеме на работу в государственные и муниципальные органы власти. По мнению руководителя региона, сегодня недостаточно проводить только собеседования и проверку деклараций о доходах. Теперь желающих занять чиновника предлагается оценивать и по морально-этическим качествам.
- Каждое из проявлений коррупции является вопиющим. Но что мы делаем для того, чтобы их предотвращать? Нужно проанализировать наше земельное законодательство, чтобы исключить саму возможность заработать на нечестных действиях с земельными участками, - подчеркнул Владимир Владимиров.
Помимо прочего на заседании было решено нацелить органы власти края на более тесное и эффективное взаимодействие с правоохранительными структурами и оказание помощи гражданам, которые могут оказаться объектом коррупционных преступлений.
Обсуждался членами совета и вопрос, так называемой бытовой коррупции, связанный с распределением мест в дошкольных образовательных учреждениях и детских путевок в санатории. Решается он, преимущественно, максимальной открытостью и гласностью, которая стала возможна благодаря бескрайним просторам Интернета. Теперь вся информация, касаемая предоставления путевок, а также мест в детсады и школы-интернаты, должна публиковаться на сайтах учреждений. Возможно, для многих бабушек и мам Интернет-порталы не сыграют большой роли, однако проверяющим службам будет легко обнаружить недочеты или намеренные искажения данных и вывести недобросовестных руководителей на чистую воду.
А для того, чтобы сделать это было легче, в крае продолжает активно проводиться работа по созданию многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». В настоящее время уже работают 14 многофункциональных центров, охватывающих свыше 40 процентов населения края. В этом году на Ставрополье должно появиться еще 6 новых МФЦ, и, таким образом, в регионе будет достигнут 70 процентный уровень доступности услуг для населения. Однако для полного охвата края необходимо расширить эту сеть до 37 МФЦ, сообщалось на совете.
В ходе заседания Совета бурное обсуждение получила также тема использования механизма антикоррупционной экспертизы. Как было отмечено, в 2013 году на Ставрополье соответствующую проверку прошли свыше 16 тысяч проектов нормативных правовых актов и около 10 тысяч уже принятых документов. По результатам экспертиз выявлено 450 коррупциогенных факторов.
Самую жесткую позицию по отношению к людям берущим, равно как и дающим, как ни странно, занял Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков. По его мнению, контролировать чиновников нужно жестко и исключить любую возможность проявления коррупции, включая и корпоративные увеселения. Правда, особо рьяной поддержки крайне радикальные замечания так и не нашли.
Зато с особым оживлением обсуждался вопрос освещения фактов коррупции в средствах массовой информации. Как было сказано, любая публикация или сюжет не остается без внимания, а в отношении фигуранта статьи проводится тщательное расследование. Поэтому предлагалось ужесточить ответственность СМИ в случае, если подозрения или обвинения не оправдаются. И вот здесь начинается самое интересное. Ведь иногда очевидный и не только для СМИ, как говорят, шитый белыми нитками факт коррупции доказать на законодательном уровне просто невозможно. К примеру, рубит человек заповедный лес, и все понимают, что быть так не должно, но по документам на вырубку леса он имеет полное право. И на этой минорной ноте поднимается другая проблема о лазейках в законодательстве, которую собираются в кратчайшие сроки максимально ликвидировать на краевом уровне.
Однако насколько эта задача реальна, сказать трудно. Можно, конечно, построить стеклянные здания, на каждом углу повесить камеры и снять двери во все кабинеты. Можно объявить охоту на коррупционеров и создать специальный орган для досмотра любого подозрительного чиновника. Однако ручаться за должный результат внешнего воздействия не возьмется никто. Видимо, поэтому краевое правительство решило прорубить дорогу непосредственно к совести каждого провинившегося управленца. Чтоб и мздоимцу стыдно стало и другим неповадно. Подобные заседания Совета теперь станут хорошей привычкой краевого правительства и будут проводиться регулярно. А по предложению Владимира Владимирова, единогласно поддержанной всеми членами совета, на заседаниях будут заслушиваться руководители муниципалитетов, где возникли коррупционные скандалы, обсуждаться конкретные проблемные ситуации и коллективно вырабатываться наиболее верные варианты ее разрешения.
Впрочем, на сегодняшний день проблема коррупции является одним из злободневных вопросов, актуальных не только для России и Ставропольского края в частности, но и для большинства стран мира. Она имеет повсеместное распространение. Тем не менее уровень коррупции в разных странах стоит на разных отметках. И каждая страна находит свой неповторимый опыт борьбы с этой чумой всех времен и народов. Расскажу о наиболее интересных и эффективных.
Одно из первых мест в списке стран с наиболее эффективной системой борьбы с коррупцией занимает Сингапур. Это достигается за счет целого ряда антикоррупционных принципов, например:
1. Оплата труда государственных служащих согласно формуле, привязанной к средней заработной плате успешно работающих в частном секторе лиц;
2. Строгие меры предпринимаются по отношению к обеим сторонам: и тем, кто дает взятки, и тем, кто их берет;
3. Контролируемая ежегодная отчетность государственных должностных лиц об их имуществе, активах и долгах;
4. Большая строгость в делах о коррупции именно в отношении высокопоставленных чиновников для поддержания морального авторитета неподкупных политических лидеров;
5. Жесткое обеспечение режима конфиденциальности для секретной информации и защита информаторов, сообщающих о случаях коррупции;
6. Ротация чиновников, непредвиденные проверки по «методу случайных чисел»;
7. Ликвидация излишних административных барьеров для развития экономики;
8. Каждые 3-5 лет - мониторинг, анализ и пересмотр антикоррупционных мер.
Небезынтересен будет и опыт Малайзии. За свою недолгую историю (страна обрела независимость в 1957 году) Малайзия из аграрной превратилась в высоко развитую страну с постоянно повышающимся уровнем благосостояния населения.
В Малайзии практически побеждена административная коррупция, чему способствовало проведение комплексной политики по трем направлениям:
1. Внедрение стандартов государственных услуг;
2. Строгое соблюдение этических норм государственными служащими;
3. Повышение заработной платы государственных служащих.
Россия же в борьбе с коррупцией пока занимает только 147-е место...
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет