Вы здесь

Профпригодность придется подтверждать?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Согласно официальным данным, каждое четвертое предприятие в России сталкивается с нехваткой квалифицированных кадров. Решить этот вопрос, как считают в правительстве РФ, можно, если в стране появится целостная система подготовки рабочих и специалистов. Причем эффективности ее можно добиться при условии, что в процессе подготовки будут участвовать органы исполнительной власти регионов и работодатели.
«Сейчас работодатели и крупнейшие университеты работают над созданием профессиональных стандартов по основным профессиям, - отметил премьер Дмитрий Медведев. - Реальному сектору необходимо активнее заниматься подготовкой специалистов, разработкой образовательных программ, скажем прямо, вкладывать в это деньги, потому что это их потребность».
При этом, по его словам, нужно не только заниматься подготовкой кадров, но и налаживать в стране систему независимой оценки квалификации.
Что она будет собой представлять, пока окончательно не ясно. Ответ на этот вопрос ищут в недрах Министерства труда и социальной защиты населения РФ, где идет работа над соответствующим законопроектом.
Предполагается, что создание подобной системы позволит не только объективно оценивать специалистов, но и стимулировать их к обновлению своих компетенций и постоянному профессиональному росту.
Проверять кадровый уровень соискателей будут специальные центры сертификации, создаваемые предприятиями или государством. Оплачивать работу независимых оценщиков должны будут или работодатели, или сами соискатели, или другие заинтересованные структуры.
Решение о прохождении специалистом оценки может быть принято как самим человеком, так и руководством организации, в которой он трудится или куда собирается устроиться на работу.
Нужно отметить, что новая инициатива уже вызвала целый ряд вопросов у экспертов.
К примеру, если работнику и соискателю предлагают подтвердить в экспертном центре уже, казалось бы, подтвержденную в образовательном учреждении квалификацию, то какой смысл тогда в дипломе? А еще звучат реплики о том, что сначала надо провести оценку самих образовательных программ, принять решения по их корректировке и только затем оценивать работников или соискателей - выпускников вузов. Имеется мнение, что хоть и провозглашается принцип добровольности проверки, вовсе не исключено, что подтверждение квалификации станет главным требованием для продолжения работы сотрудника и дополнительным барьером при трудоустройстве соискателя. Нельзя исключать, что прохождение дополнительного звена в виде независимых оценщиков может потребовать от граждан дополнительных - в том числе неформальных - расходов. Возможны относительно безобидные попытки со стороны экспертных центров навязать работнику или соискателю платные обучающие материалы, курсы повышения квалификации. Вероятно и появление нелегальных способов вымогательства - за хорошую оценку при проверке квалификации. В общем, такая система потенциально коррупционна. Говорят и о том, что не стоит придумывать новое, когда можно вспомнить забытое старое и вернуться к системе стажировок и распределения. И тогда не понадобится создавать систему независимой оценки и вводить в заблуждение и работников, и работодателей.
В общем, ответы на все эти вопросы еще только предстоит найти. Делать это будут и члены недавно созданного в стране Совета по профессиональным квалификациям.
Основные задачи его: разработка предложений для президента, связанных с определением приоритетных направлений политики государства в сфере подготовки кадров, координирование деятельности власти, ассоциаций, профсоюзов, общественных и образовательных объединений. Помимо прочего, совет будет проводить экспертизы проектов профессиональных стандартов и готовить заключения экспертов по ним.
Если же говорить о настоящем времени, то на обучение в вузах в 2014-2015 учебном году государством выделено более 34 тысяч грантов.
В текущем году госзаказ максимально приближен к потребностям экономики. Значительное внимание уделено стратегическим приоритетам социально-экономического развития страны. Это, прежде всего, провозглашенный главой государства курс на форсированную индустриализацию. В целях модернизации системы образования особое место в структуре госзаказа отведено подготовке педагогических кадров. Также принято во внимание развитие агропромышленного комплекса. Свыше 12 тысяч мест выделено на технические науки и технологии, свыше 5 тысяч - на педагогические специальности, 2650 мест - на сельскохозяйственные и ветеринарные науки.
В минобрнауки считают, что нынешнее распределение госзаказа будет способствовать формированию оптимальной структуры подготовки высококвалифицированных кадров для рынка труда.
Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет