Вы здесь

Как бороться с рекламными рассылками на телефон

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

01.01.2014
Как бороться с рекламными рассылками на телефон

Современного человека уже просто невозможно представить без сотового телефона. Этим достижением технического прогресса сейчас пользуются все - от первоклассника до очень пожилого человека. Мобильное устройство позволяет услышать родного человека за тысячи километров и получать поздравления из самых дальних уголков планеты. Но большие возможности сотовой связи скрывают в себе и некоторые неприятные моменты. Наверняка каждому приходилось сталкиваться с ситуацией, когда ты, бросая все дела, спешишь к телефону, ожидая важного сообщения, с надеждой открываешь новое SMS и... узнаешь, что банк, о котором ты ничего не знаешь, одобрил тебе кредит, или в салоне мебели, где ты никогда не бывал, новые поступления диванов. Чувства, которые испытываешь в этот момент, мягко говоря, можно назвать разочарованием. Однако, кроме всплеска негативных эмоций, подобные ситуации таят в себе куда более серьезную опасность. Ведь подобные извещения приходят не сами по себе, и тот, кто прислал вам эти сообщения, получил доступ к вашим персональным данным, следовательно, может воспользоваться ими по своему усмотрению. Но, оказывается, ситуация не безнадежна, и бороться со спамом не только можно, но и нужно.
Но прежде чем бить в колокола, необходимо разобраться, к какому именно типу относятся приходящие к вам сообщения и кто вам их присылает - оператор связи, магазин, в котором вы сами заполнили анкету, или ваш номер заполучил настоящий мошенник.
Существует два рода SMS: обезличенные и персональные. То есть когда в сообщении не фигурирует ваше имя или другие личные данные - это обезличенные сообщения. В таком случае, скорее всего, вы получаете обычную рекламу, и для решения этой проблемы нужно обращаться в антимонопольный комитет. Однако здесь есть небольшие оговорки.
- К нам достаточно часто обращаются потребители, возмущенные нежелательными рассылками, и со временем количество недовольных пользователей сотовой связи возрастает, - говорит руководитель управления антимонопольной службы по Ставропольскому краю Сергей Никитин. - К примеру, за 2012 год поступило всего 4 жалобы на получение нежелаемых сообщений, тогда как в 2013 году прирост жалоб составил 2 тысячи процентов. Тем не менее около 50 из этих заявлений не подтверждаются.
А все дело в том, что большинство нежелательных сообщений, приходящих на наши телефоны, - это услуга, на которую мы сами подписываемся. Или, вернее сказать, от которой, в силу неосведомленности или безответственности, мы своевременно не отказываемся.
Как все это происходит? Согласие на получение рекламы может быть дано при подписании договора на пользование сотовой связью с мобильным оператором. Этот пункт обычно закреплен в документах, которые мы подписываем, не читая. Кроме того, многие абоненты являются пользователями нескольких сим-карт, а каждая сим-карта - это отдельный договор. И нужно помнить о том, что если вы однажды отказались от SMS-рассылок, то это не значит, что ваше желание распространится и на остальные номера. Но стоит заметить, что в таком случае оператор имеет право включить вас в список рассылки рекламных сообщений, касаемых только фирмы, предоставляющей услуги сотовой связи. Иными словами, ни одна сотовая компания не станет предлагать вам кресло-качалку, скидки на такси или билеты в цирк. Все, что не связано с названием вашего оператора - это посторонняя и чаще всего незаконная реклама, с которой мобильная компания в одиночку справиться не сможет, и тут потребуется как ваша помощь, так и активное сотрудничество с антимонопольным комитетом. Но и в этом случае вы рискуете натолкнуться на подводные камни. На практике получается, что не вся та реклама, которая вас так раздражает, является незаконной.
Аналогичным вышеописанному образом мы можем дать согласие, заполняя договоры в торговых сетях или магазинах при получении дисконтной карты. В договоре иногда имеются пункты, касающиеся пересылки рекламы и использования персональных данных покупателя или даже передачи этих данных третьим лицам. Поэтому, каким бы сильным ни было ваше желание получить скидку и каким бы малым количеством времени вы ни располагали, прежде чем ставить автограф, прочтите документ и вычеркните не нужные вам услуги. Тем более что при регистрации в торговых сетях весь текст договора, как правило, умещается на одной странице. Если же вы добровольно сообщаете свой номер телефона и росписью даете согласие на получение рекламной рассылки, то никакого преступления со стороны спамера в данном случае не будет, так что пенять придется только на себя.
Но ситуация не безнадежна. Первое, что вы можете предпринять, это обратиться к оператору сотовой связи или в магазин, договор с которым вы подписали, не вникая в подробности, и потребовать отключить услугу рассылки.
Если же поступление спама не прекратилось и рекламные тексты докучают вам без вашего согласия, или же согласие на рекламные уведомления являются обязательным условием договора, без которого вам не предоставят услугу, - налицо несоблюдение антимонопольного законодательства. В этом случае вы всегда можете обратиться в антимонопольную службу и, сообщив о нарушении, призвать, как говорится, к ответу наглеца. Однако, замечу, SMS-спам - это серьезная болезнь, для излечения которой нужно серьезно потрудиться.
Для того чтобы специалисты службы могли вам помочь, придется подтвердить, что вы воспользовались своим правом отказаться от нежелаемой рекламы, собственноручно написать заявление о том, что вы получаете нежелаемую рекламу, подтвердить получение этой рекламы скриншотом либо фотографией экрана мобильного телефона, указать номер телефона, на который получена реклама, указать номер абонента, от которого пришла реклама. Еще желательно получить от оператора детализацию связи и обязательно сделать подтверждение того, что вы даете согласие на обработку ваших персональных данных антимонопольной службе, а также предоставить паспортные данные. Только при соблюдении всех этих условий у антимонопольной службы есть возможность найти крайнее лицо в цепи передачи нежелательной рекламы. Впрочем, все эти процедуры можно проделать на сайте ведомства, воспользовавшись обратной связью, что позволит значительно сократить время. А вот саму процедуру и количество предоставляемых данных уменьшить не получится.
- Практика показывает, что в цепи оказания услуги по передаче рекламного сообщения участвует порядка 10 агентов. Часто в конце цепочки оказывается индивидуальный предприниматель или физическое лицо, имеющее в пользовании аппаратуру, позволяющую плотно спрессовывать информацию, а затем залпом выбрасывать ее в отношении неограниченного количества потребителей, - объясняет Сергей Никитин. - И поиск этих индивидуальных предпринимателей бывает весьма затруднителен, поскольку у антимонопольной службы как такового права заниматься разыскной деятельностью нет, а оператор сотовой связи предоставляет информацию исключительно в соответствии с законом, только органам, работающим в сфере госбезопасности. Поэтому заявление об обработке персональных данных гражданина антимонопольной службой обязательно. Иначе все затягивается на более длительный период. Гораздо хуже, если вы получаете сообщение с подозрительного номера, в котором неизвестный, предлагая те или иные услуги, обращается к вам по имени. В этом случае есть возможность утечки данных, и при получении такого послания лучше сразу обращаться в Роскомнадзор, вооружившись тем же набором документов, что и для антимонопольной службы. При этом я не случайно говорю о подозрительных номерах. Сегодня практически все ведущие компании сотовой связи фильтруют незаконные рекламные сообщения, приходящие с коротких номеров или номеров, содержащих буквенные символы. Но вместе с тем становится все больше агентов, рассылающих спам с обычных 11-значных номеров, которыми, кстати, пользуются не только спамеры, но и мошенники.
Еще один момент, на который нужно обращать внимание при подписи договоров, - это графа, предусматривающая передачу ваших личных данных третьим лицам. В этом случае существует принципиальная разница в том, как составлено предложение. И большинство людей попадается на эту удочку, будучи некомпетентными в юридических вопросах. К примеру, операторы сотовой связи предусматривают в договоре передачу персональных данных третьим лицам для выполнения договора. При этом в договоре должно быть прописано обязательное условие соблюдения конфиденциальности и цели, для чего передается информация, и какие люди будут иметь к ней доступ. И если все условия соблюдены, то все законно. А вы можете быть уверены, что вашими данными не воспользуются в собственных целях. Но если что-то и случится, то ответственность понесет оператор. Найти крайнего и доказать, что утечка информации произошла именно по вине оператора, конечно, сложно, но можно. А вот если предусматривается просто передача данных третьим лицам (без пояснений), то ответственность ложится только на потребителя той или иной услуги. Если же в документах, которые вам предлагают подписать, есть такая строка, то лучше ответить отказом, какие бы заманчивые перспективы ни сулил договор.
Кстати, сейчас с операторами сотовой связи решается вопрос о деперсонализации данных, то есть полностью анонимной регистрации пользователя.
- С одной стороны, такая мера, конечно, позволит максимально обезопасить абонента от утечки данных, но, с другой стороны, - говорят представители сотовых компаний, - может сильно подорвать национальную безопасность. Оказание услуг связи связано с обработкой персональных данных прежде всего в целях государственной безопасности. Поэтому нам было запрещено выдавать сим-карты без персонализации. К примеру, если с помощью сотового телефона был совершен теракт, то мы всегда можем выяснить, кто был пользователем сим-карты.
Впрочем, у этой проблемы, как и у любой другой, есть две противоположные стороны. И делая шаг в одну из сторон, мы в любом случае нарушим баланс. С одной стороны, полностью обезличенные данные могут плохо сказаться на таком серьезном вопросе, как национальная безопасность. А с другой, пока все наши данные хранятся в общей базе, никогда нельзя быть уверенным, что ее не взломают. И под удар попадает уже личная (в основном финансовая) безопасность каждого. Но как бы ни был решен вопрос с обезличиванием, каждый человек должен помнить, что персональные данные - это его жизнь, и относиться к ней нужно серьезно, не отдавая в руки первому встречному.
Светлана ЛАЗЕБИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет