Вы здесь

СВАДЬБА С ГЕНЕРАЛОМ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

27.11.2013
СВАДЬБА С ГЕНЕРАЛОМ
Александр ЕМЦОВ.

Хотеть не вредно
На медиафорум СМИ Северного Кавказа, встав в 6-00, я ехал в прошлый четверг с большими надеждами. И проводился он впервые, и хотелось получить целостное представление о коллегах из соседних республик, с которыми судьба свела в один округ, об их изданиях. Как это говорят в научных кругах - о медиапространстве в целом. Но самое главное - получить и от полпреда А. Хлопонина, которого в программе объявили «изюминкой» медиафорума, и от своих коллег хоть какие-то ответы на вопросы, которые все больше и больше беспокоят в последнее время по профессиональной линии. Например, что такое Северо-Кавказский федеральный округ и что такое мы в округе? Случайное ли совпадение, что с переходом в новый округ дела Ставропольского края все хуже и хуже? Как соотнести сползание Кавказа в средневековье, в хаос и ту же свободу прессы? Она помогает этому процессу или наоборот? Мы же только и слышим про взрывы и спецоперации. Такое впечатление, что все кругом воюют. Причем не очень понятно, как властная элита соседей, да и журналисты относятся к мракобесию, насаждаемому радикалами. Это же не шутки, когда представители власти заявляют, что живут по шариату. Или когда уполномоченный по правам человека, то есть опять же представитель власти субъекта, на страницах газет оправдывает ношение хиджаба, символа порабощения женщины!
Или другая, не менее важная и уже чисто профессиональная тема. Есть ли у нас в округе рынок СМИ? Ведь сегодня все его участники находятся в заведомо неравных условиях: одни получают деньги из бюджета, другие вынуждены их зарабатывать. Причем чем больше амбиций самостийности у республики, тем больше она получает. Какой же это рынок? С другой стороны, все более-менее приличные ресурсы - у государственных и муниципальных СМИ. И при этом на каждом углу говорится о независимости СМИ, о свободе слова и прочем.
В общем, спросить и коллег, и, самое главное, самого Хлопонина было о чем.

Три часа маеты
В Пятигорск приехали в 9-15. В гостиницу «Интурист», где развернули форум, проходим через рамку металлодетектора. Она, именно она сегодня символ СКФО. Будь моя воля, я бы вмонтировал ее как герб над входом в полпредство. Регистрируемся, гуляем по холлу. По программе мы должны в это время знакомиться с экспозициями. Но они, особенно Ставропольского края, очень куцые. И полчаса гуляем, и час... Точим лясы. Чего-то или кого-то ждем. Знакомых мало, что лишний раз говорит о том, что идея форума правильная. Хоть познакомимся. И только почти через три часа, в 12-00 открывают двери зала. Туда пропускают также через рамку. В зале интеллигентного вида менеджеры, подобно клоунам в цирке, заполняют перерыв. Представители ОАО «Курорты Северного Кавказа» увлеченно рассказывают про свои планы строительства в горах отелей, троп здоровья, приютов и канатных дорог, про то, как будут готовить кадры для их работы. Они рассказывают об этом уже года три, не меньше, при каждом удобном случае, так что уже не интересно. Что занятно: у них каждый год только планы, до готовых объектов дело не доходит. Доходит только до громких уголовных дел. Да и какое отношение имеет эта откровенная реклама компании к медиафоруму? Их сменяют агитаторы премии «Серебряный лучник» - за лучший пиар-проект в области общественных связей. «Уникальное событие рынка пиар, - несется со сцены, - достаточно только составить проект!» Щас: журналистику брошу и сяду его писать.
Где-то через полчаса на экранах мониторов появляется полпред в окружении глав субъектов округа, среди которых нет узнаваемого и самого фотогеничного Р. Кадырова. По кадрам понимаем, что полпред знакомится со стендами, на которых выставлены издания всех субъектов. У каждого стенда вспышки фотокамер, позирование. У стенда края спросил, какая газета старейшая. И услышал: «Ставропольские губернские ведомости». Познания полпреда расширились, и это уже хорошо. Мы услышали недовольство Хлопонина тем, что на стендах не представлены независимые СМИ. Соображает, думаю, что ему без нас никуда, что именно мы источник объективной информации! Хотя явно не знает, что наша газета и является таковой.
Еще через полчаса вся свита, в которой нет Кадырова, перетекает в зал. В нем яблоку негде упасть, проходы заставлены штативами с камерами. Начинается открытие мероприятия. Опять же под фотовспышки и движение камер.

«Грустные потому, что трезвые!»
Хлопонин говорит несколько общих тезисов. Например, такой, что информационная политика не должна подменяться диктатом власти. Или про то, что информационное пространство настолько широко, что попытка утаить информацию, исказить ее не удастся. Так что надо опережать. Нового в этом ничего нет. Хотя повторить не лишнее. Но при чем здесь журналисты? Такие установки следует давать руководителям органов власти и их присным. Или он рассматривает журналистику как продолжение госаппарата? Нам бы хотелось про информационную политику и про нашу роль в ее реализации. Про этот феномен, о котором на всех совещаниях уже лет пять говорят, но содержание которого никто почему-то не раскрывает. О нем по большому счету мы и теперь не услышали ни слова.
Не является же информационной политикой администрации округа очевидное неравенство в субъектах по выделяемым из бюджета на СМИ средствам. О нем рассказал сам Хлопонин. В Ингушетии, мол, выделяется на СМИ 777 рублей в пересчете на одного жителя в год, в Кабардино-Балкарии - 200 рублей, в Дагестане - 190 рублей. Про Ставрополье сказано не было, из чего мы поняли, что где-то в хвосте списка. Да мы и так знаем, что у ставропольских журналистов живот к хребту присох. Осталось непонятным, зачем все это было сказано. Плохо это или хорошо, направлять на прессу такие деньжищи? Если хорошо, то за какие глазки, как и в какой позе надо предстать, чтобы дали? И если плохо, то когда это прекратится? Не было ответа. И самое главное, не было понятно, зачем дается.
Дальше ведущий задает как бы вопросы главам субъектов, и они на них как бы отвечают. По ответам не узнаешь, что Р. Абдулатипов приехал из объятого войной и раздираемого коррупцией Дагестана, и какие его новое правительство делает шаги, чтобы вытащить регион из средневековья. Что В. Владимиров принял по сути обворованный предшествующей командой управленцев и с огромными долгами Ставропольский край, и что опять же он со всем этим наследием намерен делать. Про то, за какие бабки строится Грозный и все окрестные аулы становятся многоэтажными и офонтаненными, мы не узнали тем более. Кадырова ведь не было...
Впрочем, какие вопросы, такие и ответы. Все чинно, все приглажено, никто никому ни на какую мозоль не наступает. Более того, все старательно демонстрируют, что никаких мозолей и нет, и что живем мы в благословенном Господом месте под названием Кавказ мирно, дружно и весело. Взамен информации и анализа - лозунги. Переломить негативные стереотипы о Кавказе! В интересах всех исправить ложные стереотипы! Качественно менять информационное пространство СКФО! Ориентироваться на подачу если не стопроцентной положительной информации, то хотя бы той, которая формировала бы позитивную повестку дня! Ни в коем случае даже в мыслях не отделять Кавказ от России. Мы - едины душой и телом! Само обсуждение этой темы аморально! Дружить, общаться - в этом будущее!
Самое забавное состоит в том, что на подобного рода мероприятиях участников ни в чем подобном не надо убеждать. Лозунгами крыть не надо. Сюда приезжают уже убежденные. Убеждать надо тех, кто там, на улицах. А лишний раз убежденных подучить, как это делать, не мешало бы.
Справедливости ради надо сказать, что Р. Абдулатипов, например, сказал несколько дельных вещей. Что в Северо-Кавказском регионе недостает интеграции, что состояние русской традиционной культуры не радует и должно быть лучше, служить образцом для других, что Дагестан под тяжелейшим диктатом обвинений в отсталости и прочее, что унижает регион, и этому нужна альтернатива. Но эти тезисы никто не развил, они так и остались незамеченными.

На фоне Хлопонина снимается...
Краски в это сверхоптимистическое благочестие внесла теледива С. Сорокина. Поделилась собственным опытом замирения драчунов кавказской наружности. Ехала, я мол, по Белокаменной, вижу - дерутся парни этой самой наружности между собой на тротуаре. Поискала в машине платок, чтобы, значит, бросить, и чтобы они при этом сразу разбежались по кавказскому обычаю, но не нашла. Осталось открыть стекло дверцы авто и заорать на них гневно. И чудо - они разбежались!
Жаль, что теледива не рассказала об опыте замирения драчунов с одной стороны кавказской, с другой - славянской наружности. Это ведь происходит чаще и с тяжелыми последствиями. Или не рассказала, что делать, когда в тебя стреляет эта самая наружность или пыряет ножом. Платок с собой возить или все-таки биту? Очень бы пригодилось в повседневной действительности нашим гражданам. Теледива, правда, проявила проницательность и заметила, что сидящие в президиуме все какие-то серьезные и даже грустные. Наверное, задавлены тяжелыми государственными заботами? На что каменный Р. Абдулатипов со свойственным ему юмором и под смех в зале сразу выдал: грустные потому, что трезвые!
Были и встречные игривые па к теледиве: чего это вы, милая, говорите «вы» и «мы»? С теми, кто отделяет себя от Кавказа, что ли? На что та удачно оправдалась, заявив, что и в Челябинске, например, она так говорит. Чтобы отделить, значит, местных от себя, москвички. Потом сама картинно обиделась на словосочетание «старая подруга», на что опять же получила картинное уверение, что первое слово не означает возраст. Люди, приятные во всех отношениях, говорили слова, еще более приятные во всех отношениях.
Потом представители нашей обучающей науки выступили с мини-докладами. В основном про подготовку кадров журналистов. При этом поведали, что скоро будут готовить «конвергентных» журналистов. Никто, даже сам «изюминка» Хлопонин, это было видно по его последующей реплике, не понял, что это значит. Сидящий рядом коллега съязвил: «Это которым в конверте надо будет платить?» - «Это которые тебе в конверте будут носить», - не менее язвительно пошутил другой.
А потом опять вспышки, телекамеры - уже на пороге гостиницы, под надписью «Медиа-форум» из надутых разноцветных шариков. Фотографировались, понятное дело, Хлопонин с главами, среди которых не было Кадырова. Наверное, эти снимки будут на первых полосах газет и заставках передач о форуме в тех субъектах, где в пересчете на душу 777, 200 и 190.

Свои и чужие
Время между тем приближалось к четырем пополудни. По громкой связи объявили, что всем, кто записан на ланч с Хлопониным, надо подняться в ресторан на второй этаж. Я вроде был записан, во всяком случае, мне об этом накануне говорили чиновники и даже просили передать Хлопонину предварительный вопрос. Я передал, как сейчас его помню: кто виноват, что Ставрополье в страшных долгах, и какая помощь будет оказана федеральным бюджетом? Подхожу к рамке, через которую опять же пропускают на ланч: извините, говорят, вас в списках нет. Не оказалось там и представителя другой независимой газеты края - «Открытой». Потом я узнаю, что ее вообще на форум не хотели пускать. На мой недоуменный вопрос к чиновнику полпредства прозвучало что-то вроде того, что списки пришлось скорректировать...
По какому принципу шла корректировка, он, разумеется, не сказал. Про такие вещи вслух чиновники не говорят. Я думаю, что по принципу благонадежности. Судя по тому, что в холле остались, причем в немалом количестве, люди менее лощеные, на ланч попали как раз те, кто хорошо финансируется. А независимые и бедные - в пролете. Выходит, самое сокровенное - не для них? Тогда зачем ехали? Чтобы лишний раз убедиться, что журналистов делят на своих и чужих? Надежных и не очень? Выражение «на белых и черных» я тут не употребляю, сами понимаете, почему. Да к тому же оно и не отразит суть. Скорее, наоборот.
Делать нечего, независимые пошли в город перекусить. Когда, сытые и все еще недовольные своей второсортностью, в 16-15 вернулись, ланч продолжался. Сверху из-за рамки неслось: «Александр Геннадиевич», «Александр Геннадиевич», «Александр Геннадиевич»... Мы же на Кавказе. Минут через десять и «тех, кто не поел», то есть неблагонадежных, по внутренней связи пригласили пообедать. Наверное, остатками. Мы были уже поевши, потому не знали, куда себя деть.
По программе значились еще какие-то круглые столы по обмену опытом внутри субъектов, а затем ужин и награждение лучших журналистов и изданий округа в ресторане «Император». Справедливо рассудив, что там уже ответы на свои вопросы не услышу, независимым с наградами по определению не светит, а на ужин могут и не пустить через рамку, я уехал домой. Напоследок бросил взгляд на гостиницу: буква «д» из шарикового «Медиа-форум» уже куда-то улетела. Надо полагать, сам шалун-ветер понес ее над городами и весями СКФО, чтобы и рядовые граждане обогатились знаниями и опытом, выработанными участниками форума.
Уже под Нагутами зазвонил телефон: «Сан Саныч, вы где, круглый стол начинается?» На часах было 17-40. Возвращаться я не стал. Продолжайте свадьбу с генералом без меня.
Вечером на экране всех каналов рассказывали о медиафоруме. В центре - Хлопонин. Мероприятие для него явно удалось. Жаль, что не промелькнуло кадра с полпредом на фоне стенда с независимыми СМИ. Он был бы вершиной его пиара. Смело можно было бы давать «Серебряного лучника». Один интервьюируемый сказал, что форум - творческий и профессиональный диалог. По-моему - из него вышел монолог. Одного Хлопонина.
Да, как я потом узнал, в ресторане «Император» человеком года признан изюминка-Хлопонин. Что и следовало ожидать. Из остальных девяти номинаций по четырем первые места достались журналистам и изданиям из Чечни. По вторым местам пять тоже дали чеченцам.
Деньгами мы Чечню уже накормили так, что из ушей лезет. Пришло время кормить славой.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет