Вы здесь

ОСЕННИЕ ИДУТ ДОЖДИ, А МУЗЫКА ЗВУЧИТ...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

09.10.2013
ОСЕННИЕ ИДУТ ДОЖДИ, А МУЗЫКА ЗВУЧИТ...
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Вот и завершилась всеми нами любимая «Музыкальная осень Ставрополья» - ежегодный фестиваль, который уже в 44-й раз радовал жителей и гостей края разнообразием стилей, жанров, а также исполнительским мастерством ведущих музыкантов нашего края, России и зарубежья.
Музыкальный форум Ставрополья открылся в Международный день музыки во Дворце культуры и спорта концертом одного из самых востребованных творческих коллективов - Московского камерного оркестра «Музыка вива!», который отметил недавно свое тридцатилетие. Ну а почетную миссию открыть очередную «Осень» выполнил временно исполняющий обязанности губернатора края Владимир Владимиров, который тепло поздравил артистов и зрителей с праздником Музыки. И подчеркнул, что гордится родным Ставропольем, где на протяжении нескольких десятилетий бережно хранятся традиции одного из старейших музыкальных фестивалей России.
Старт фестивальной программе дало достаточно сложное для восприятия произведение - симфония № 104 великого австрийского композитора Йозефа Гайдна, которого называют отцом классической симфонии. Коллектив камерного оркестра, постоянно открывающий для российских слушателей незаслуженно забытые сочинения мировой симфонической музыки, и в этот раз явно хотел приобщить ставропольцев к редко исполняемой в России поздней симфонии венского классика. Правда, потом исполнялись более популярные номера, и особенно хорошо зрители принимали «Вариации на тему рококо» Чайковского для виолончели с оркестром в авторской версии виртуозного виолончелиста, художественного руководителя оркестра, лауреата международных конкурсов, народного артиста России Александра Рудина. А потом звучала вокальная музыка Моцарта, Чайковского, Россини в блестящем исполнении приглашенных солистов Государственного академического Большого театра России, лауреатов международных конкурсов Алины Яровой и Александра Захарова. Последний, к слову, еще имеет звания заслуженного артиста Республики Ингушетия и лауреата премии «Национальное достояние». Кульминацией же концерта стал дуэт этих замечательных артистов, исполнивших зажигательную «Застольную» из оперы Верди «Травиата». И хотя ведущие концерта музыковед Татьяна Диева и артист театра драмы Игорь Барташ объявили о завершении программы, зрители не хотели отпускать музыкантов. Пришлось оркестру исполнить на бис вальс из «Серенады для струнного оркестра» Чайковского.
Следующий день фестиваля порадовал ставропольских меломанов сразу двумя концертами. В зале краевой филармонии звучал арт-рок известной группы «Пикник», которая привезла в Ставрополь новое, как музыканты его назвали - кибернетическое шоу под названием «Азбука Морзе». Как рассказал лидер группы Эдмунд Шклярский, «Пикник» постоянно меняет программы. И это всегда новое зрелище с новыми декорациями: «У нас на сцене есть специфические предметы и инструменты, которые мало кто знает». И это действительно было зрелище!
А в Академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова в это время проходил вокально-танцевально-поэтический вечер «И звуков, и стихов, и плясок кружева...». В его первом отделении показывали свое творчество ставропольские композиторы, поэты, музыканты, вокалисты и танцоры. Надо сказать (сужу как музыковед по первой своей профессии), что программа ставропольских артистов «грешила» некоей пестротой, здесь не было единой драматургической линии, а хотелось бы. И тем не менее зрители прекрасно принимали искусство своих земляков - композиторов Даниила Осиновского, Виктора Кипора, Валерия Кушнарева, Александра Маслова, Юрия Каспарова, Владимира Сущенко, поэтов Валентины Слядневой, Валентины Нарыжной, уже ушедших из жизни Геннадия Фатеева и Владимира Бутенко-Высоцкого. А затем прозвучали «Ковыли» солиста ансамбля «Пограничник Кавказа» Алексея Демидова, попурри по мотивам популярных мелодий в исполнении вокального ансамбля «45-я параллель», и несколько ярких песенно-танцевальных композиций: «Моя земля», «Цвети и пой, родное Ставрополье», «Распрягайте, хлопцы, коней». Их блистательно исполнили сразу три ансамбля песни и танца - «Ставрополье», «Слобода» и «Вольная степь». Завершилось же первое отделение сверкающей музыкальными красками и костюмами «Калинкой».
Второе отделение было отдано гостям - Государственному концертному русскому народному оркестру «Виртуозы Кубани», который отмечает в октябре свое 20-летие. Впервые в Ставрополе выступил такой самобытный, масштабный, многообразный по тембрам оркестр русских народных инструментов под руководством народного артиста России, профессора Анатолия Винокура. В репертуаре коллектива, который не раз становился лауреатом Всероссийского фестиваля «Поющие струны России» и признавался лучшим в России среди профессиональных народных оркестров, - классика и обработки народных песен и танцевальных тем, джаз и сочинения современных композиторов. Ставропольцы восторженно встречали увертюру к опере Глинки «Руслан и Людмила», «Гимн Еве» из балета «Сотворение мира» А. Петрова, «Русскую рапсодию» Г. Шендерева и многое другое.
Третий день фестиваля был посвящен фортепианной музыке. В старинном зале краевой филармонии выступил известный пианист, лауреат международных конкурсов Олег Полянский (Германия). С сольными концертами он гастролирует по многим странам мира. Приведем только один интересный факт из биографии музыканта. В 2003 году в рамках фестиваля классической музыки в Руре Олег Полянский выступил с уникальным сольным концертом в угольной шахте на глубине 1012 метров. И стал участником Книги рекордов Гиннесса. Как рассказала музыковед Ольга Руднева, виртуоз Полянский приезжает в Ставрополь уже в третий раз, несмотря на то что как у каждого гастролирующего артиста, у него расписано время на месяцы вперед. А все потому, что жители и гости краевого центра каждый раз принимают его особенно восторженно. В нынешней программе прозвучали соната «Аппассионата» Бетховена, соната № 3 Прокофьева и этюды-картины Рахманинова. Они появились в творчестве великого русского композитора, пианиста и дирижера как совершенно новый жанр. И характерные особенности цикла - яркая образность, разнообразие и богатство фортепианной фактуры - как раз и проявились очень рельефно в исполнении Олега Полянского. А во втором отделении концерта прозвучал еще один рахманиновский шедевр - Второй концерт для фортепиано с оркестром. И здесь, как и в фортепианной партии, так и у симфонического оркестра, которым дирижировал еще один любимец ставропольской публики - краснодарский музыкант Денис Ивенский, - выявилась еще одна мощная русская черта творчества Рахманинова - колокольность звучания.
В четвертый день «Музыкальной осени Ставрополья» в филармонии звучал неувядающий джаз. В этом году легендарному коллективу - «Ленинградскому диксиленду» - исполнилось 56 лет. Состав ансамбля традиционного джаза не раз уже менялся, из ветеранов здесь остался только 75-летний Борис Ершов, который по-прежнему зажигает на банджо, да еще и хрипловато поет а-ля Луи Армстронг. А в конце 80-х годов коллектив возглавил заслуженный артист РФ, саксофонист Олег Кувайцев. Он-то в основном и общался со сцены со ставропольскими любителями джаза, заполнившими до отказа зал краевой филармонии. Музыканты играли любимые всеми американские блюзы, звучали темы классического джаза (диксиленд и свинг), оригинальные композиции на русские темы и из кинофильма «В джазе только девушки», и, конечно, каждый из джазменов блистательно показывал свое искусство джазовой импровизации.
Апофеозом же фестиваля стало ослепительное мегашоу «ТВОЯ_А» заслуженной артистки России, певицы, телеведущей, филантропа Аниты Цой. Об этой известной в стране и за рубежом певице можно рассказать очень многое. У нее несколько высших образований, она владеет многими музыкальными инструментами, обладательница низкого и редкого тембра голоса к тому же является автором слов и музыки большинства своих песен. А благотворительный фонд «Анита» помогает десяткам тысяч детей-инвалидов. Премьера нынешней шоу-программы, за идею которой Анита Цой взяла мир Интернета и социальных сетей, состоялась осенью 2011 года. В подготовке шоу тогда участвовало более 300 человек из России, Венгрии, Голландии, Германии. Как считает сама певица, ее песни, вошедшие в нынешнюю программу, - «Это история сумасшедшей девочки в сетях». Из почти двадцати песен зрители особенно отметили «Маму» - навеянную воспоминаниями артистки о ее курсовой работе о детдомовском трудном ребенке-волчонке, с которым она занималась и который потом написал ей письмо со словами «Где ты, мама?», песню «Больно», посвященной электронной дружбе сына Аниты Сергея с японской девочкой, проживающей рядом с печально известной Фукусимой, знаковую песню «Полет», сочиненную в память о лидере группы «Кино» - Викторе Цое.
Мегашоу Аниты Цой стало великолепным завершающим аккордом 44-го фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья», которая прошлась по всему краю несколькими сотнями концертов, представлений, конкурсов и фестивалей.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет