Вы здесь

Воды напиться из копытца

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

18.09.2013
Воды напиться из копытца
Александр Емцов

Живописные, покрытые редкими деревьями и кустарниками склоны вокруг села Пелагиада. В нескольких местах - карьеры и окружающие их отвалы, образовавшиеся при добыче природного камня-ракушечника. Техники мало, грузовики также редко подъезжают за продукцией. По большей части здесь стоит тишина. И не подумаешь, что за эти склоны идет упорная административно-корпоративная война, история которой насчитывает без малого десять лет.
В СОСЕДНЕМ ОГОРОДЕ ВСЕ ЛУЧШЕ
ООО «Кондор» начало разрабатывать здесь отвалы еще в 1992 году. В 2004-м заключило долгосрочный, на 49 лет, договор аренды земельного участка площадью 6,4 гектара. Разработка недр требует вскрышных работ, немалых капитальных вложений, а значит и уверенности, что завтра с карьера не выгонят. Долгосрочный договор такую уверенность арендатору давал. Да и деятельность предприятия со всех сторон только пользу приносит: оно перерабатывает то, что скопилось здесь в отвалах за столетие, и вырабатывает щебень, отсев, бутовый камень, окол.
Три года работали нормально, а вот на четвертый все и началось. Когда у руля района стали уже другие люди, и которым, очевидно, показалось, что отсутствие у них ежегодного права продлевать арендный договор или заключать его с новыми лицами - высшая несправедливость. А может, есть что-то в отвалах на этом участке такое, что не дает никому в стенах районной власти покоя. Не иначе алмазная жила или золотой клад.
Сначала от комитета имущественных и земельных отношений поступили предложения пересмотреть условия договора. Затем, когда руководство «Кондора» не согласилось, власти без всякого на то основания стали пытаться еще раз отдать в аренду часть уже сданной земли. ООО «Каньон», которое также добывало камень и арендовало на десять лет соседний участок с 2003 года, вдруг стало претендовать на кондоровские 1,3 гектара. Может, показалось, что там отвалы богаче, по принципу, что у соседа всегда морковка толще, вот и разгорелись аппетиты. А может, и не само руководство «Каньона» было инициатором всех этих тяжб. Вполне вероятно, что его просто использовали в войне за землю как таран.
Восемь (!) раз суды рассматривали споры этих двух хозяйствующих субъектов-соседей и выносили решения - в пользу «Кондора». Казалось бы, его врагу пора и успокоиться, перестать разевать рот на чужой каравай. Себе выходит дороже. Но ведь надо же: в 2011 году «Каньон» умудрился получить горный отвод с накладкой на все те же 1,3 гектара земель «Кондора», и снова судебные споры, продолжающиеся до сих пор.
Однако помощь тем, кто не оставил надежды оттяпать землю у «Кондора», пришла совсем с неожиданной стороны.
ТУЗОМ МОЖНО ПОБИТЬ ЛЮБОГО
Все мы хорошо помним, что в ноябре 2011 года на поля колхоза «Родина» под Пелагиаду приезжали молотить кукурузу тогда еще Президент страны
Д. Медведев и премьер-министр В. Путин. При встрече с механизаторами в шатре на поле им пожаловались на недостаток воды в селе. Она здесь есть везде, а летом даже огороды полить нечем. Родилось, хотя и устное, но поручение Президента разрешить проблему водоснабжения села.
Вообще-то рядом с Пелагиадой есть подземные залежи питьевой воды. Разведанные запасы - 11 тысяч кубометров в сутки. На все село хватит с лихвой. И проблему можно было бы решить, пробурив скважину и подключив к ней водопровод села. Однако власти избрали совсем другой путь выполнения поручения Президента. Сразу берутся лихорадочно прокладывать водопровод. По шести улицам проложили. И вроде даже начали тянуть трубы до действующих каптажей, откуда в село поступает техническая вода. Громогласно объявляется, что на все это расходовали аж 47 миллионов рублей. Потом выясняется, что действующие источники имеют малый дебет, воды просто-напросто на всех не хватит. После зимы и дождей на земельном участке, арендованном «Кондором» на 49 лет, образовались, как говорят специалисты, водопроявления. Кому-то показалось, что это родники с ключевой водой. Выдвигаются требования: отдайте землю с карьером для водоснабжения. Несмотря на то, что рядом еще пять других земельных участков с похожими водопроявлениями.
Если это случайное совпадение, то тогда автор этих строк - космонавт. Тузом - а именно им является поручение Президента, можно убить любую карту в колоде. Не говоря уже о том, что землю под его выполнение забрать. Что и начинают делать власти.
Из ответа в Шпаковский районный суд заместителя руководителя отдела водных ресурсов по краю Кубанского бассейнового управления Г. Долинского следует, что «в Государственном водном реестре... сведений о рассматриваемых родниках не содержится». А теперь самый главный вопрос: как можно выполнять поручение Президента и планировать строить водозабор на родниках, которых нет?
Но кто сказал, что речь о выполнении поручения Президента? И что стоит мнение специалистов, если надо землю отобрать? Под предлогом того, что карьер мешает выполнить поручение Президента, на «Кондор» опять обрушивается вся мощь административного и правового давления. Цель та же, что ставилась еще с 2008 года: отобрать земельный участок. Скорее всего, чтобы передать его все тому же «Каньону».
Венцом этого давления стал иск администрации Шпаковского района к «Кондору» о расторжении договора аренды. Арбитражный суд дело прекращает. Комитет имущественных и земельных отношений просто направляет «Кондору» уведомление о расторжении договора аренды в одностороннем порядке. В ответ прокуратура района выносит представление, что подобный шаг незаконен. Расторжение не состоялось.
ОТКУДА НЕ ЖДАЛИ
Но уже спустя некоторое время, в начале этого года сама прокуратура района подает иск к администрации района. Судя по всему, само «око государево» подключают к выполнению поручения Президента. В иске прокуратура требует с администрации изменить границы арендуемого «Кондором» участка. Мол, при его выделении не было учтено, что в границы входят родники (которых нет в Госреестре - А.Е.), по закону являющиеся федеральной собственностью. В соответствии с гидрогеологическим заключением от 2012 года, высказывается дальше прокурор, именно в этом месте подземные воды образуют безнапорный водоносный горизонт. Его разгрузка происходит по балкам, в виде родников, и в карьерах, которыми этот самый горизонт вскрыт. Более того, карьерные разработки открыли горизонт для загрязнения вод вредными веществами. Так что, делает вывод прокурор, подземные воды в районе карьера не являются защищенными и подвержены постоянному риску химического и бактериального загрязнения. Посему надо данный участок из разработок совсем исключить.
Запомним вывод прокурора о том, что воды не являются защищенными от заражения, и пойдем дальше.
Прокуратура трижды дополняла свое исковое заявление. Суд в качестве третьих лиц привлек территориальное управление Росимущества, Кубанское бассейновое водное управление, управление Ростехнадзора. И, - не удивляйтесь, читатели, - ООО «Каньон». Ну как же без него? Оно тут прямое заинтересованное, причем больше всех, лицо. Дышит прямо судье в затылок. В результате подготовка дела к рассмотрению тянулась больше полугода, и само рассмотрение закончилось, так и не начавшись. У руководства «Кондора» появились в руках веские аргументы. Например, в ответе первого заместителя ГУП СК «Ставропольский центр государственного мониторинга природных ресурсов» Ю. Андрианова директору «Кондора» Н. Коваленко черным по белому написано: «Карьер ООО «Кондор» не оказывает никакого влияния на расположенный в 1,8 км к югу родниковый водозабор с. Пелагиада, а также на расположенный рядом с существующим водозабором участок питьевых подземных вод».
Но до предъявления доказательств дело так и не дошло. 15 августа этого года суд прекратил производство по делу. Похоже, районному судье стало ясно, что дело совсем темное, и он умыл руки.
ВСЕ РИСКУЮТ ОКАЗАТЬСЯ С КАМНЕМ НА ШЕЕ
Вообще-то странная происходит штука. Если карьер «Кондора» вскрывает водоносный пласт, открывает его для загрязнения вредными веществами, то, значит, и соседние карьеры, а тут их аж пять штук, делают то же самое? А может быть, закрыть действующие водозаборы села Пелагиада? Чтобы исключить, по прокурору, риск химического и бактериального загрязнения. Но почему-то никому: ни прокурору, ни руководителям администрации этот простой вывод не пришел в голову. По-другому, наверное, и быть не может, когда ставится задача не чистый и надежный источник водоснабжения для села обеспечить, а землю забрать у неугодного арендатора.
Скважину бурить не хотим, а вот карьеры закрыть и бизнес растоптать - милое дело. Одно - лечим, другое - калечим. А ведь на карьерах добывают полезные ископаемые, перерабатывают отвалы, подчищая тем самым грехи прошлых поколений, они являются еще и основным производством, где заняты жители села и которое дает налоги в казну. Эти разработки ведутся уже более сотни лет.
Но вернемся к теме родников. В том самом определении Шпаковского суда о прекращении производства по делу есть еще ссылка на инженерно-геологическое заключение по данному земельному участку. В нем сказано, что в самих карьерах уровни подземных вод находятся на глубине не более трех метров. И не очень понятно, подземная это вода или дождевая. Из химического анализа таких вод, которые еще называют верховодками, обычно следует, что они перенасыщены и минеральными включениями, и всякими разными бактериями, и если могут использоваться, то только в технических целях. После поручения Президента вода из карьеров что, сразу станет питьевой? А может, одновременно и сладкой?
Вообще-то сама идея устройства водозабора от карьеров не выдерживает никакой критики. Существует ГОСТ 2761-84, который описывает требования к источникам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, как гигиенические так и технические, правила их выбора. Он предусматривает, в частности: а) обязательный сбор данных и изучение санитарных, гидрологических, гидрогеологических и топографических условий для выбора источника водоснабжения, а также прогноз санитарного состояния водоема; б) трехлетний мониторинг дебета и качества источника; в) проектирование строительства, систем фильтрации, очистки и осветления воды; г) установление санитарно-защитных зон, причем, там прямо записано, что выбирается лишь тот источник, где возможно создание такой зоны. Так вот, ничего этого не сделано, не делается, и не может быть сделано. Исследования не проводились, проекта нет, положительного заключения государственной экологической экспертизы и СЭС тоже нет. Саму санитарно-защитную зону установить невозможно, так как рядом другие карьеры.
Разумеется, это напрочь исключает начало какого-нибудь строительства водозабора. А если и построят, то получится как в той сказке: и козленочками рискуют пьющие такую воду стать, и могут оказаться под водой с камнем на шее.
Камень этот будет иметь форму того самого водозабора от карьеров.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет