Вы здесь

В КАКУЮ ПАСТЬ СУЕТ НАШ КРАЙ СВОЮ ГОЛОВУ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

04.09.2013
В КАКУЮ ПАСТЬ СУЕТ НАШ КРАЙ СВОЮ ГОЛОВУ
Александр Емцов

Мы уже писали, что генеральным директором крупнейшей водохозяйственной компании края - ГУП «Ставрополькрайводоканал», краевое правительство назначило по конкурсу москвичку Н. Ефимченко.
До июля этого года Ефимченко руководила крупной финансовой структурой в компании «Росводоканал» - ООО «РВК «Финанс», и уволилась по собственному желанию, когда уже подала документы на участие в конкурсе по замещению вакантной должности генерального директора «Ставрополькрайводоканала». Ежу понятно, что с таких должностей в крупной сетевой компании на место руководителя провинциального ГУПа просто так не уходят. Сразу в профессиональной среде родилась версия, которую мы уже озвучивали в своей статье «Джамал расстроился» за 14 августа с.г.: «Росводоканал» подсадил своего человека, чтобы прибрать к рукам наш ГУП. Край ждет или долгосрочный договор аренды, или концессионное соглашение лет этак на пятьдесят, по которому мы отдадим свои водозаборы, сети и прочее созданное трудами нескольких поколений водно-канализационное хозяйство за бесценок в ответ на обещания его ремонта и развития. Все это будет подаваться как выход для края из коммунального кризиса. Для этого «Росводоканалу» и нужен свой человек в водохозяйственной системе. Тем более что по подобной схеме он уже работал раньше и аппетиты на территориальные предприятия имеет. Сейчас в составе компании семь региональных водоснабжающих предприятий.
В настоящей статье мы попытаемся развить эту версию.
ЧТО ТВОРИТСЯ У СОСЕДЕЙ ПО «СЧАСТЬЮ»
Но сначала давайте посмотрим, как дела у тех субъектов, которые уже сунули свою голову в пасть «Росводоканала»?
Это можно понять по публикациям в периодической печати. Вот, например, сам губернатор Калужской области А. Артамонов дает своей газете интервью под красноречивым заголовком «Росводоканал» должен уйти». К тщательному анализу его действий за шесть лет работы в рамках концессионного соглашения подтолкнули аварии на основном водозаборе областного центра, оставившие без воды основную часть города. Стали разбираться. Оказалось, фильтры давно бросили чистить, водолазов сократили и работать некому. Губернатор рассказывает, что «Росводоканал» не вкладывает ни копейки в развитие водного хозяйства. Его местное предприятие не укомплектовано профессионалами, у него девять (!) директоров, каждый, разумеется, с хорошей зарплатой, с секретаршей, шофером и машиной, и смехотворные зарплаты у рабочих. На требование выполнять условия концессионного соглашения и инвестировать, следует ответ: дайте денег из бюджета. Стоимость выполненных структурой «Росводоканала» работ в шесть, а то и в десять раз выше, чем если бы их делали местные компании. Губернатор прямо охарактеризовал происходящее: это завуалированный способ воровства. Цитирую: «Цифра в отчете, что они вложили в развитие водного хозяйства один миллиард сто миллионов рублей - блеф. Они ничего не вложили. Платит областная корпорация развития. Более того, если бы не они осваивали эти инвестиции, то денег потребовалось бы значительно меньше». По поручению губернатора ОБЭП начал проверку законности расходования средств. Итог интервью - сообщение, что область начала «бракоразводный процесс» - расторжение долгосрочного договора аренды с «Росводоканалом». Кончилось все тем, что договор расторгли за 350 миллионов отступных.
Не лучше положение и в Омске. Администрация передала ОАО «Омскводоканал», входящему в «Росводоканал» через Западно-Сибирское водное партнерство, в аренду по договору стратегического сотрудничества все основные объекты водоснабжения. Прошло семь с половиной лет. Как следует из акта проверки контрольно-счетной палаты области, за некоторые объекты казна получает... по копейке, за некоторые - по сто рублей арендной платы. В целом же арендная плата установлена в десять раз ниже, чем на рынке. Подписывая договор, администрация города рассчитывала, что все освободившиеся ресурсы «Омскводоканал» будет направлять на развитие. Так было прописано и в инвестиционном соглашении. По инвестиционной программе планировалось построить несколько важнейших объектов водоснабжения и водоотведения. В первый год арендатор должен был привлечь инвестиций на 450 миллионов рублей. Но их нашли только... через три года. Да и то восемь миллионов из них оказались приписаны. Всего по договору о сотрудничестве арендатор должен был привлечь на реконструкцию 4 миллиарда 550 миллионов, а привлек - 794 миллиона рублей. Из 17 объектов инвестпрограммы в полном объеме и в срок построено только два. Четыре из пяти в начальной стадии строительства, по десяти объектам работы вообще не начаты. Инвестиционная программа выполнялась за счет введения надбавки к тарифам для потребителей и платы за подключение к системам водоснабжения и водоотведения. То есть не за счет компании, полученных ею преференций или сторонних инвесторов, а за счет горожан. После этой проверки депутаты горсовета рекомендовали мэрии расторгнуть договор стратегического сотрудничества с «Омскводоканалом».
Похожая ситуация и в Оренбурге. Девять лет назад вдруг стабильно работающий МУП был отдан под управление структуры со схожим названием ООО «Оренбургводоканал», в которой только 40 процентов долей принадлежало городу, а 60 - «Росводоканалу. Три года назад городская администрация втихомолку продает свою долю всего за 60 миллионов рублей «Росводоканалу». Без конкурса и абсолютно незаконно. Но сделку никто так и не опротестовал. В итоге город получил галоп тарифов: за девять неполных лет они выросли в шесть раз. Депутаты утвердили инвестиционную программу развития водного хозяйства. Естественно, она сформирована в основном за счет инвестиционной надбавки к тарифам.
В Твери так вовсе операция по передаче водного хозяйства «Росводоканалу» имела криминальный оттенок. Депутаты за взятки отдали свой МУП «Водоканал». Начался скандал, депутатов посадили, но сделку никто так и не опротестовал. Далее, как водится, инвестиционная программа за счет надбавки к тарифам. Через четыре года - новая программа, где нагрузка на население увеличивается в 3,6 раза. Общая сумма инвестпрограммы за счет населения до 2025 года - 2,6 миллиарда рублей.
В Воронеже за водоснабжение отвечает ООО «РВК-Воронеж» - дочка ООО «РВК-Инвест», входящего в группу компаний «Росводоканал». По договору концессии активы МУП «Водоканал Воронежа» стоимостью порядка пяти миллиардов рублей переданы в управление «Росводоканалу» до 2042 года за примерно 80 миллионов рублей в год. При этом в концессионном соглашении не указаны объемы инвестиций в канализационное хозяйство города, а соответствующий раздел на сайте компании вообще пуст.
Достаточно? Прямо скажем, жутковато. Неужели и нас в эту потрошильню?
ВОДОКАНАЛЬНЫЙ СПРУТ
Передо мной большой чертежный лист, весь исчерченный квадратиками с надписями и соединяющими их линиями. Квадратиков свыше пятидесяти. Предприятия, их учредители, доли уставного капитала... Сложнейшая схема группы компаний «Росводоканал».
Что в ней бросается в глаза?
Во-первых, что «Росводоканал» - совсем не «Российский водоканал», как ожидает из названия простой российский гражданин. Наш «герой» расшифровывается как «Региональные объединенные системы водоканалов». То есть обычная сетевая бизнес-структура, на всероссийскую марку не тянет. А значит и ничего спасительного от нее в виде хотя бы работы в русле федеральной политики, а тем более - помощи из российского бюджета, краю ожидать не следует.
Во-вторых, семь предприятий учредителей остальных полусотни предприятий «Росводоканала» запрятаны в офшорах. Место регистрации - Кипр, Британские Виргинские острова и прочие потаенные для простого плательщика услуг за воду территории. Это значит, что конечные собственники не только не наши, но и скрыты за офшорными компаниями, их интересы только в получении прибыли и выводе ее за пределы страны, и в случае чего управы на них не найти. Позиционирует себя «Росводоканал» как составную часть «Альфа-групп», империи известного миллиардера М. Фридмана. Которая в свою очередь вся спрятана в офшорах.
В-третьих, система «Росводоканала» постоянно находится в движении - создаются новые предприятия, старые присоединяются, выделяются, ликвидируются, продаются. Мы попробовали проверить регистрацию. Оказалось, что уже шесть из отмеченных на схеме предприятий почили в бозе - исключены из реестра юридических лиц. Такая система организации и управления делает невозможным противостояние ей со стороны отдельных регионов. Выявить злоупотребления, хищения, мошенничество и тому подобные нарушения возможно, только пройдя по всей цепочке движения денежных средств. А поскольку цепочка эта очень сложна, проходит по многим регионам, тем более - уходит за пределы страны, и тем более - порой обрывается из-за закрытия предприятия, то разобраться в ней только в компетенции федеральных структур. Причем и тех может ждать разочарование. Нет предприятия - нет и документации. Как проверить? Значит, цепочка обрывается. Кроме того, выяснить необходимость создания большого количества некоммерческих организаций можно только на федеральном уровне. Вы верите, что кто-то у нас в стране будет этим заниматься?
В-четвертых, большинство из предприятий имеют минимальный уставной капитал - 10, 20, 30 тысяч рублей, и только некоторые - по миллион - два. Такие структуры обычно называют однодневками, поскольку активов мало, их всегда легко закрыть, преобразовать и прочее. Ворочают они не своими, накопленными за счет прибыли, а арендованными, то есть чужими производственными фондами. Это своего рода ноу-хау «Росводоканала» - работать на чужих мощностях. Тот самый случай, когда, даже попав под процедуру банкротства, ничего не потеряешь. Риск - нулевой. Предприятия, как правило, создаются под какую-то задачу, обычно кратковременную, и ликвидируются, когда задача выполнена. И не всегда эта задача преследует интересы той или иной территории и тем более ее жителей. Как правило - за ней интересы хозяина.
И, наконец, в-пятых, судя по названиям предприятий, структура выполняет весь спектр работ и услуг в отрасли - от проектирования, строительства, эксплуатации объектов водно-канализационного хозяйства до консультаций, внедрения новых технологий, выпуска ценных бумаг. При такой организации дела ни рубля не уходит на сторону, все варится в своем соку. А значит и информация предельно закрыта.
ЧТО НАС ОЖИДАЕТ
Понятное дело, такие большие куски водно-канализационного хозяйства, как наш «Ставрополькрайводоканал» с его двенадцатимиллиардными основными фондами и более чем пятимиллиардным годовым доходом, под контроль сетевых компаний просто так не попадают. Путей тому не так много. Но самый главный - согласие территориального органа власти.
Судя по проанализированным выше публикациям, правительства областей и городов идут на это. Почему? Загадка. Прорежет ли у нас? Прорежет. Если даже мы не будем подозревать компанию в прямом подкупе членов правительства, депутатов, могут быть созданы условия для их понуждения передать сети, технику и другое имущество за бесценок в долгосрочную аренду или даже концессию. Мол, дела так плохи, а денег в бюджете нет, так что по-другому нельзя. Возможно и доведение до предбанкротного состояния ГУПа и последующего его «спасения» «Росводоканалом». Тем более что ГУП теперь возглавляется своим для последнего человеком.
Да и кто сказал, что решение еще не принято? Судя по итогам выборов на должность генерального директора ГУП «Ставрополькрайводоканал», люди, отвечающие в правительстве края за развитие водно-канализационного хозяйства, уже сейчас в курсе, и знают, что творят. ГУП уже ослаблен возбуждением уголовных дел в отношении его руководителей, уже свалился в убытки в результате «мудрой» тарифной политики последнего года.
Если наша версия верна, то «Росводоканал», судя по процитированным выше публикациям в периодической печати, уже скоро запустит хорошо откатанную машину овладения собственностью. «Джентльменский набор» его приемов сведется к следующему.
Между правительством края, ГУП «Ставрополькрайводоканал» и образованной «Росводоканалом» новой структурой с уставным капиталом 10 тысяч рублей или чуть больше будет заключен долгосрочный арендный договор (вариант - концессионное соглашение), составленный в интересах «Росводоканала». По нему последний получит в пользование за символическую плату основные объекты нашего водного хозяйства стоимостью несколько миллиардов рублей. За это обязуется всю получаемую прибыль направлять на развитие сетей. Но прибыли, понятное дело, не будет, одни расходы, средства начнут хитроумно выкачиваться через дочерние компании. В виде затрат. Могут быть и дивиденды, и уйдут они в офшоры. Тогда с вынужденного согласия властей нас будет ждать повышение тарифов для населения, введение так называемых инвестиционных надбавок. Но и этого, как выяснится, не хватит на развитие, деньги будут продолжать исчезать непонятно куда. Далее местные власти окажутся поставлены перед фактом стагнации в развитии водного хозяйства и будут вынуждены прибегнуть к софинансированию инвестиционных программ. В случае, когда власти поймут, что их обманывают и примут решение прервать концессионные отношения, то они окажутся вынуждены заплатить значительные суммы компенсаций.
Впрочем, к тому моменту уже пройдет время, и это будут уже не те чиновники, которые сидят сейчас в кабинетах нашего Белого дома и принимают решение сотрудничать с «Росводоканалом».
ЧАСЫ ПУЩЕНЫ
Согласно контракту, Н. Ефимченко приступает к работе послезавтра, 6 сентября. Понятное дело, вышеописанный сценарий не будет реализован уже 7-го числа. Но надо ожидать, что это произойдет уже в обозримом будущем. Из уст кого-нибудь из членов правительства, а то и его первого лица, появится сообщение о захватывающем дух варианте долгосрочного инвестиционного сотрудничества с «Росводоканалом» или одной из его структур, в результате которого весь край шагнет в развитии своих сетей аж в 22-й век.
Не пропустите сенсации.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет