Вы здесь

«Летучий голландец» все стерпит?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

04.09.2013
«Летучий голландец» все стерпит?
Светлана ЛАЗЕБИНА

8 августа прошлого года на шестом километре трассы Изобильный - Рыздвяный автомобиль полковника полиции Ю. Кошелева выехал на встречную полосу. В результате лобового столкновения погибла пассажирка встречной машины. Дело вышло громкое, получившее большой общественный резонанс. Кошелев на тот момент был начальником Изобильненской полиции. Первый полицейский района, и вдруг смерть человека! Людям было о чем посудачить.
Естественно, жители района ждали, чем закончится история. Но до сих пор, хотя прошло уже больше года, уголовное дело в отношении Кошелева не только не направлено в суд, но даже и не расследовано. И все попытки следственного комитета сделать свою работу упираются в совместные усилия самого полковника и судей Изобильненского районного суда, похоже, поставивших перед собой цель во что бы то ни стало не допустить дело до судебного рассмотрения, закрыть его еще на стадии следствия.
СОМНИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Уголовное дело по факту причинения смерти возбуждается, как и положено, в день ДТП. Полковник Кошелев, соответственно, единственный в числе подозреваемых. Как и полагается в подобных случаях, допросили участников и очевидцев происшествия, провели осмотр места, поставили следственный эксперимент. Направили материалы в автотехническую судебную экспертизу в Северо-Кавказский РЦСЭ. И вот тут следствие ждал первый сюрприз: по результатам экспертизы выходило, что Кошелев не виновен. Он якобы не имел технической возможности предотвратить столкновение, и в его действиях несоответствий требованиям Правил дорожного движения не усматривается.
Кто же тогда виновен? Водитель той машины, где ехала погибшая? Нет. Оказывается, по той же дороге, где случилось ДТП, в это же самое время проезжал еще и другой автомобиль марки Ваз-2107, о котором никто в начале следствия и не знал. Участники ДТП выдвигают следствию версию, что Кошелев не виноват. Якобы эта неуловимая «семерка» появилась из ниоткуда и пропала в никуда. Своего рода «летучий голландец». Ни второй участник ДТП, ни свидетели толком вспомнить «семерку» не в состоянии. Сам Кошелев тоже не может назвать ее госномера. Только и успел заметить, что автомобиль был темного цвета. Как тут не сказать, что подобную невнимательность можно простить рядовому гражданину. Но для сотрудника полиции, начинавшего карьеру простым оперативным работником и за столько лет получившего колоссальный опыт и дослужившегося до полковника, это непростительно. А может, «семерка» - это просто его выдумка? Чтобы откреститься от преступления? Как-никак человек в следственных делах опытный. Знает все пути отхода, как «Отче наш». К тому же выдумка очень удобная. Сколько таких «темных семерок» бегает по дорогам. Пойди, найди иголку в стоге сена.
Исходя прежде всего из результатов экспертизы, 2 февраля этого года уголовное преследование Кошелева следователем прекращается в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.
Однако история с аварией с участием полковника полиции, как мы все помним, громкая. В таких случаях надзорный орган тщательно изучает постановления о прекращении уголовного дела. И все сомнения толкует не в пользу подозреваемого. 25 февраля 2013 года заместитель прокурора Ставропольского края И. Гладченко решение о прекращении преследования Кошелева отменяет. В связи с неполнотой проведенного расследования. Прокуратура настаивает на назначении по делу новой судебной экспертизы с постановкой дополнительного вопроса об оправданности действий Кошелева перед ДТП.
Повторная экспертиза, проводимая уже Краснодарской ЛСЭ, состоялась 28 марта. Но и краснодарские эксперты признали, что действия Кошелева (маневр с торможением) технически оправданы. Полковник не имел технической возможности предотвратить столкновение, и в его действиях несоответствий требованиям Правил дорожного движения не усматривается.
4 июня старшим следователем Изобильненского МСО Н. Столбовским по результатам проведенного расследования и дополнительной экспертизы выносится повторное постановление о прекращении уголовного преследования в отношении Кошелева. При этом само расследование по уголовному делу продолжается.
Казалось бы, все. Чист наш полковник как стеклышко. Тем более что дочь погибшей на обвинении не настаивает. И ее убедили, что полковник невиновен. Но уже само руководство следственных органов сомневается в оправданности такого шага. Похоже, подозревает, что и новая экспертиза проведена не совсем объективно.
5 июня руководитель Изобильненского следственного отдела А. Чурилов отменяет постановление Столбовского. Мотивируя свое решение тем, что дело было исследовано не полностью и рассмотрено не всесторонне.
В операцию прикрытия включается суд
Полковник, похоже, тоже понимает, что легко ему не отделаться. И включает тяжелую артиллерию. Обжалует в суде решение Чурилова. Постановлением судьи Изобильненского районного суда 5 июля жалоба Кошелева удовлетворяется, а действия Чурилова признаются незаконными. Постановление же Столбовского об отмене уголовного преследования Кошелева суд расценил как полностью законное, обоснованное, мотивированное и соответствующее требованиям УПК РФ.
На этом этапе в расследование вынуждено вмешаться уже управление Следственного комитета по краю. 11 июля заместитель начальника управления С. Коваленко, не дожидаясь вступления решения суда в законную силу, отменяет оба постановления - и Столбовского, и Чурилова. Ввиду нарушения уголовно-процессуального законодательства Коваленко указывает на то, что в ходе предварительного следствия не установлены все обстоятельства, необходимые для принятия законного и обоснованного решения. А именно «у потерпевшей А. Ульяновой (дочери погибшей) и подозреваемого Кошелева не выяснен вопрос о необходимости заявления ходатайств о назначении и проведении по уголовному делу повторной судебной экспертизы с целью устранения сомнений о том, что совокупность действий водителя Кошелева следует считать технически оправданными».
Кошелев опять бежит в суд - обжаловать и признать незаконным постановление Коваленко. И судья И. Спиридонова 7 августа 2013 года признает требования Коваленко не соответствующими требованиям закона.
Суд делает вывод, что доводы заместителя руководителя следственного управления С. Коваленко надуманны, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона и не являются основаниями для отмены законного постановления Столбовского, то есть без рассмотрения уголовного дела по существу заранее предрешает вопрос о законности постановления следователя Изобильненского МСО о прекращении уголовного преследования Кошелева.
Красиво, не правда ли? Очень похоже на рассуждения сказочного визиря: «Сон есть не сон, а не сон есть сон».
Также суд отметил тот факт, что недопустимо произвольное возобновление прекращенного уголовного дела, в том числе многократное его возобновление по одному и тому же основанию (в частности по причине неполноты проведенного расследования), что в свою очередь создает для Кошелева постоянную угрозу уголовного преследования.
Коваленко в рамках своих полномочий дал указание о назначении независимой экспертизы по причине неполноты проведенного расследования. Но и это желание следствия, как и предыдущее, суд признал надуманным и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Потому что Кошелев и представляющий его адвокат с заключением последней экспертизы ознакомились и каких-либо заявлений или ходатайств от них не поступило. То есть заключение экспертизы Кошелева полностью устроило. Что, в общем-то, учитывая обстоятельства, не странно.
Странно другое. Всей якобы абсурдности притязаний следствия не видит старший помощник прокурора Долженко и признает требования полковника юстиции Коваленко законными и обоснованными. Получается, что следователь и прокурор люди как бы неграмотные, а только судьи да Кошелев способны адекватно воспринимать ситуацию, и только им заранее ведомо, что законно, а что нет.
Однако пока решение суда не вступило в законную силу, следователь Столбов-ский постановлением от 29 июля назначает дополнительную экспертизу, потому как дознавателем установлены новые обстоятельства дела. К вечеру 30 июля, на следующий день после постановления о дополнительной экспертизе, Кошелеву предъявляется обвинение в причинении смерти по неосторожности.
Буквально через три дня полковник подает жалобу, и уже 5 августа судья Изобильненского суда В. Гужов эту жалобу удовлетворяет и признает действия следователя незаконными. Ссылаясь на то, что выбранный для защиты Кошелевым адвокат не был оповещен и приглашен на процедуру предъявления обвинения, а предоставленный следствием адвокат полковника не устраивал. Однако, как следует из уголовного дела, Кошелев, а также его адвокат И. Гращенков, неоднократно вызывались следователем для предъявления обвинения, но от явки всячески уклонялись.
Помимо этого, судья не счел нужным пояснить в своем решении, почему им отвергнуты доводы помощника прокурора Изобильненского района Долженко, который неоднократно указывал, что действия следователя законны и обоснованны. Более того, копию жалобы Кошелева в следственный отдел почему-то не направили, поэтому Столбовский был лишен возможности представить суду свои возражения.
Да, чуть не забыла. Полковник Кошелев обжаловал в суде и постановление следствия о назначении новой экспертизы. Рассмотрение жалобы состоялось 19 августа. Естественно, судья С. Сивцев жалобу Кошелева удовлетворил.
Законом ясно прописано, что дополнительная судебная экспертиза может назначаться ввиду недостаточной ясности или полноты заключения эксперта только при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела. Однако суд утверждает, что старший следователь Столбовский в нарушение требований закона, опираясь на то, что следствием выявлены новые обстоятельства и новые исходные данные, которые раньше не были исследованы, назначил дополнительную судебную экспертизу, что свидетельствует о незаконности его действий.
Ключевым во всей этой путанице является слово «исследованы». По закону повторную экспертизу можно назначить, если возникли вопросы в отношении ранее исследованных обстоятельств, а следователь обратил внимание на вопросы, ранее не исследованные.
Пути правосудия, как говорится, темны и неисповедимы. Но в данном случае они настолько темны, что и самого правосудия уже не видно. А видны усилия районных судей по отмазыванию бывшего первого полицейского района.
ПРЕСТУПНИК ИЛИ ЖЕРТВА?
Так кто он, Юрий Кошелев - невинная жертва обстоятельств, а вдобавок еще и следственного произвола, как толкует сам, или все же преступник, лишивший жизни человека?
По большому счету, ответы на такие вопросы даются только в суде. Но в том-то и вопрос, что сам Кошелев и его защитник делают все, чтобы дело до суда не дошло. И делают все, чтобы и следователи не искали ответ на этот важный вопрос, а барахтались в его бесчисленных жалобах на процессуальные нарушения, готовили ответы на них, апелляции и прочее. Вместо того чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, вязнут в бюрократии. А может, гражданин Кошелев и его адвокат боятся честного поединка? Если все в порядке, гораздо проще добиться законного решения в суде и даже компенсацию за незаконное преследование получить. Но, видно, полковнику полиции слабо.
А между тем дело о ДТП с участием Кошелева по-прежнему не закрыто. Как ни крути, а из ничего аварии, да еще с летальным исходом, не бывает. На участке дороги, где случилось ДТП, стоит знак, ограничивающий скорость до 50 км/ч, а также знак «Неровная дорога». Видимость на этом участке дороги менее 100 метров. Но в материалах дела есть данные, что оба участника аварии ехали со скоростью 80 километров в час. Если бы, как утверждают эксперты, Правила дорожного движения были соблюдены, то полковнику Кошелеву не пришлось бы выезжать на противоположную полосу. А если бы он внимательно следил за ситуацией на дороге, то, скорее всего, успел бы затормозить или уйти на обочину.
Но, к сожалению, ни одно рассуждение на тему «если» уже ничего исправить не сможет.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет