Вы здесь

Новозеландское мясо с бразильским сахаром

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

29.05.2013
Новозеландское мясо с бразильским сахаром
Галина Сергушина

На брифинге министр сельского хозяйства края Александр Мартычев, как бы между прочим заметил, что можно ожидать экспансии бразильского сахара на наш рынок. Имеется в виду на российский и ставропольский, в частности. Спрашивается, зачем нам бразильский сахар, когда сами выращиваем сладкие корнеплоды? Любая хозяйка скажет, что к сезону компотов-варений всегда в избытке предложений сладкого продукта от местных производителей.
ЧАЕПИТИЕ ПО-СТАВРОПОЛЬСКИ
Но дело в том, что в этом году посевы сахарной свеклы в крае сокращены. На треть. Имели 35 тысяч гектаров, в этом году посеяли 23,5 тысячи. Часть прошлогоднего урожая хозяйства не смогли продать по достойной цене. А некоторые и по не достойной не реализовали. И свекла в буртах просто пропала.
О том, что Ставрополью нужны дополнительные мощности переработки сахарной свеклы, речь идет уже более 20 лет. На старте 90-х в Кочубеевском районе, где в колхозе «Казьминский» находится самое большое сахарное поле Ставрополья, власти вознамерились построить современный сахарный завод. Привлекли турецкую фирму и вроде бы даже успели завезти европейское оборудование. А потом, как водится у нас, оказалось, что стройка прекратилась. Турки съехали на Родину. Оборудование то ли разворовали, то ли распродали по дешевке, то ли сдали на металлолом. Район и край остались без завода. Виноватых не назначали. Государственные денежки, вложенные в проектирование и прочее, плакали. А главные закоперщики сахарной новостройки получили новые престижные назначения. Ну а свекловоды остались, как говорится, при своих интересах. Понятно, что широко разрекламированные в последние пару лет планы строительства в крае сразу двух сахарных заводов: в Новоалександровском и Кочубеевком районах, пролились бальзамом на души производителей сладких корнеплодов. Ведь краснодарские заводы, куда традиционно возят свеклу ставропольские колхозники, поскольку единственный в крае Изобильненский сахарный завод не может переработать весь урожай, ставят нашим производителям жесткие условия. Во-первых, устанавливают график поставки сырья на переработку, согласно которому копку корней на Ставрополье вынуждены начинать раньше, когда в корнеплодах еще идет накопление сахара. Очевидно, что чем ниже сахаристость, тем меньше цена. Во-вторых, в период массовой поставки корнеплодов заводы затовариваются и отказывают в приемке, не своим краснодарским производителям, а чужакам со Ставрополья.
Почему же после рекламы будущего строительства заводов ставропольские свекловоды резко сократили посевы? А потому, что кроме намерений ничего нет. Министр сельского хозяйства края не обнадежил производителей сахарной свеклы перспективами переработки. Она была названа узким местом. Было отмечено, что Изобильненский сахарный завод работает на пределе мощностей, хотя четыре года назад и была проведена его реконструкция.
В этом году хозяйства сократили посевы, несмотря на то, что урожайность этой культуры достигла в среднем уже 545 центнеров с гектара при низкой себестоимости. Министр с видимым огорчением заметил, что будет потеря не только выручки (по прогнозам здесь потенциальные потери могут составить около 20 процентов), но и севооборотов и стоит задача сохранить технологии.
Что касается заявленного строительства Новоалександровского сахарного завода, министр сказал, что есть надежда в этом году получить экспертизу проекта. Как-то неопределенно было замечено, что, мол, работаем с данным инвестором, но может быть и другой.
Журналисты констатировали жестко два момента. Первый - краю легче сократить посевы высокорентабельной культуры, чем построить завод для ее переработки. И второй - с инвестором строительства нового завода до сих пор вопрос окончательно не решен. Т.е. идет поиск инвестора.
Естественно, задавался вопрос о государственном интересе, в частности, конкретного субъекта Федерации в лице Ставропольского края в строительстве мощностей переработки, для которой край способен дать свое высококачественное сырье. По словам министра, вопрос упирается в разграничение полномочий. Т.е. задача субъекта Федерации - создать благоприятные условия для бизнеса. В данном случае переработка сахарной свеклы - это интерес не государства, а бизнеса. Строить за бюджетные деньги нельзя.
Почему нельзя, лично я не поняла. Почему можно открыть зеленую улицу тому же бразильскому сахару и нельзя создать условия для производства своего российского? Вероятно потому, что закупать сахар за границей выгоднее, чем производить отечественный. Выгоднее прикормленным властью нуворишам от торговли. А то, что в проигрыше отечественный производитель сахарной свеклы, никого по большому счету не волнует. Краевой министр даже сказал, что потерь бюджета из-за сокращения посевов сладких корнеплодов не предвидится. Мол, есть замена: соя, кукуруза, подсолнечник.
О ЧЕМ ГОВОРИТ СТАТИСТИКА?
Россия вступила в ВТО. Снижаются таможенные пошлины на западные продукты. Оптовикам закупать их выгоднее, чем отечественные. Они могут быть с ГМО, с соей вместо мяса, с наполнителями, разрыхлителями и подсластителями, но по цене вполне способны закрывать сегмент рынка дешевых продуктов. Понятно, что говорить об экологической чистоте, натуральности их довольно проблематично. Правда, министр сельского хозяйства Ставрополья заявил, что поставлена задача удержать ставропольский рынок местного мяса, овощей и столового винограда. Однако как краевой Агропром удерживает этот рынок, можно наблюдать в торговой сети. Овощи едим зимой импортные. Летом - преимущественно краснодарские. Местный столовый виноград можно купить только в течение очень короткого сезонного времени. Что касается мяса, сам министр признался, что производителям колбас и сосисок выгоднее взять на переработку дешевые новозеландские мясные брикеты глубокой заморозки, чем местное сырье, у которого из-за высокой себестоимости и цена реализации неизмеримо выше.
В то же время наши vip-чиновники прекрасно понимают, что кушать импортное неполезно. К примеру, известно, что в столовые краевого правительства и думы, а также в общепит Сбербанка поставляются натуральные продукты из хозяйств Труновского района. Еще в советские времена в этом районе производили на откормочном комплексе мраморное мясо для потребностей Кремля. Сейчас в этом же районе разворачивается совместное российско-израильское строительство мега-фермы, где молоко будут получать с применением роботизированной техники, что должно исключать какие бы то ни было санитарные проблемы.
Т.е. можно сказать, что курс взят на дальнейшее социальное расслоение в плане потребления. В принципе это нормально. Иначе как существовать в рыночной экономике. Но что в рынке остается на долю того же министерства сельского хозяйства? Защитить сельхозпроизводителей от проблем, связанных с вступлением России в ВТО, оно не может. Обеспечить уровень господдержки сельхозтоваропроизводителей, равноценный существующему в странах Евросоюза, тоже не может. Сегодня у нас по прогнозам 700 рублей на гектар, у них - 700 евро. А в ВТО - мы как бы равноценные партнеры.
Сегодня аграрное министерство выступает в двух главных ролях: транслятора субвенций и субсидий и статистика, который отчитывается за успехи хозяйств и подсчитывает их прибыли. Что касается статистики, Александр Мартычев озвучил прогнозы на урожай 2013 года. Они более чем оптимистичны - более 7 миллионов тонн зерна. Однако уже сейчас из-за засухи более 900 гектаров озимой пшеницы в Апанасенковском районе скосили на силос. Под угрозой часть посевов в Ипатовском, Туркменском и других районах из-за отсутствия влаги. Дожди нужны и кормовому полю. При декларированном намерении нарастить производство мяса кормопроизводству отводится главенствующая роль. А производство кормов из-за удорожания электроэнергии и орошения становится нерентабельным. Обещана дотация на поддержку отрасли. Но заготовка кормов уже идет, а дотация пока еще по московским кабинетам бродит.
На брифинге министр изо всех сил отбивался от журналистов, задававших вопросы об уменьшении государственной помощи сельскому хозяйству в этом году, о так называемой погектарной поддержке, которая намного меньше прошлогодней, предоставлявшейся по четырем направлениям. По словам министра, господдержки в этом году селянам направлено уже больше прошлогодней и ожидания самые оптимистичные.
Вот так послушаешь, так наши сельхозпроизводители как сыр в масле катаются, и чего жалуются? И почему на прилавках наших магазинов сплошь кубанская продукция сельхозпереработки? Судя по статистике аграрного ведомства, в первом квартале этого года произведено на 20 процентов больше мяса и на 2 процента больше яиц. Подросла численность поголовья крупного рогатого скота, овец и свиней. Овцеводство, бывшее когда-то маркой края, вроде возвращает былую славу. На недавней выставке в Элисте наши бараны взяли 28 медалей, из них 19 золотых. Один из участников выставки - племзавод «Восток» Степновского района - стал обладателем главного приза - автомобиля Лада Гранта.
НЕ НАДО ФОРМИРОВАТЬ КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
Успехи отрасли аграрный министр в немалой степени связывает с вниманием к сельскому хозяйству руководства края и в частности губернатора. По словам Мартычева, объем и своевременность выделения денег из федерального и краевого бюджетов благоприятно скажутся на работе АПК и на реализации крупных инвестиционных проектов. Десять из них должны в конце года завершиться вводом новых мощностей. По словам Мартычева, благодаря губернатору В. Зеренкову, возглавившему в прошлом году антикризисный штаб после природных катаклизмом зимы и весны, удалось к осени справиться с ситуацией в сельском хозяйстве.
Безусловно, первое лицо - это первое лицо. И его ведущая роль в жизни края неоспорима. Но уж очень в последнее время усердствует команда губернатора в его восхвалении. Прямо-таки культ личности формируют. Хотя, зная В. Зеренкова еще с тех времен, когда он был главой администрации Октябрьского района Ставрополя, потом председателем Государственной думы края первого созыва, я как-то не припомню, чтобы он активно поощрял непомерную лесть в свой адрес. Похоже, сегодня чиновники переусердствуют. Причем это заметно не только на брифингах, но и на всяких других мероприятиях с участием представителей власти, где губернатор даже и не присутствует. То, что В. Зеренков обращает внимание на повседневные нужды и проблемы простых людей, заметно и вызывает одобрение. А вот бесконечные восхваления провоцируют обратную реакцию.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет