Вы здесь

МАЛО МИЛЛИОНОВ, НО ОНИ ДОРОГИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

29.05.2013
МАЛО МИЛЛИОНОВ, НО ОНИ ДОРОГИ


Село Петропавловка лежит в балке, которая давно снискала славу одного из самых неуютных и бесплодных мест. Окрест расположены поля градообразующего сельскохозяйственного производственного кооператива «Россия». Зимой здесь метели неделями метут, летом суховей песок из Прикаспия несет и по полгода ни капли дождя. Тучи упрямо обходят стороной. Вот и в день нашего приезда дождь прошел в Арзгире, в Буденновске, мы через лужи, что называется, проехали, а в Петропавловке, лежащей как раз между ними, не упало ни капли. Через пару дней, правда, дождь все же прошел, но выпало всего 16 миллиметров осадков, что крайне недостаточно.
ВЛАГА - ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
Поэтому встреча наша с председателем СПК «Россия» А. Васильевым началась, как это ни банально звучит, с разговора о погоде.
- Тема дождя у нас далеко не праздная, она самая важная и главная сейчас, - подчеркнул Александр Васильевич. - Влага в наших местах - самый главный регулирующий фактор. Если она есть в почве, то и хорошие семена, и своевременные технологические обработки, и подкормки - все работает на урожай. Если же влаги нет, то и все остальное, как ни старайся, особо не поможет. Это еще хорошо, что зима у нас была очень снежная, и запас влаги в почве сохранился. А то бы уже были проблемы.
Проблем пока особых с будущим урожаем нет. Хлеба стоят сочно-зеленые, высокие, сейчас как раз наливается колос. До уборки, которая начинается здесь 20 - 25 июня, уже рукой подать. Но предсказывать урожайность председатель не взялся. За полтора десятка лет, которые стоит у руля «России», столько навидался. Да и всю жизнь в этих краях прожил. Видел не раз, как суховей за пару недель в пыль развеивал вроде приличные виды на урожай. И механизаторы потом при встрече на этот вопрос предпочтут отмолчаться. Не те края, чтобы прогнозы строить. Ведь именно здесь - самая передовая зона рискованного земледелия.
И тем не менее, СПК «Россия» - одно из самых лучших в Арзгирском районе сельхозпредприятий. Наверное, не в последнюю очередь потому, что в трудных условиях и люди крепче. Самодостаточные, закаленные испытаниями, привыкли рассчитывать на себя, на свои силы и возможности, ни на кого не надеяться и ни от кого не ждать манны небесной. Отсюда и неплохие результаты.
По итогам прошлого года коллектив «России» получил 18 миллионов рублей чистой прибыли. Может быть, для какого-то крепкого хозяйства из западных районов края эта цифра покажется и маленькой, но для востока края, тем более для зернового сельхозпредприятия в не самый урожайный, каким был прошлый, год цифра много говорящая. Прежде всего, о том, что хозяйство обладает недюжинным запасом прочности, имеет потенциал для развития.
В «России» до сих пор применяется десятилетиями хорошо зарекомендовавшая себя классическая паровая система земледелия. Поэтому, при 18 тысячах гектарах обрабатываемой пашни, под озимыми зерновыми занято всего 7,3 тысячи гектаров. Зато урожаи каждый паровой гектар дает за два. В удачном 2011 году собрали по 39 центнеров с гектара. Даже в прошлом не очень благоприятном году получили по 20 центнеров. И заняли первое место в районе. Собственно, все десять последних лет хозяйство - в тройке лучших в районе по урожайности.
ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Зерновое производство - основное направление деятельности. Оно дает главный доход, в эту важнейшую отрасль и вкладываются основные капиталовложения, в ней занята и большая часть коллектива. Современная техника, механизированные тока, мастерские, склады - все имеет хозяйство. Здесь вовремя избавились от старых и малопроизводительных гусеничных тракторов. Последнее приобретение, например, - сверхмощный пятисотсильный трактор «Челенджер» с широкозахватной сеялкой и культиватором. Дорого обошелся - 40 миллионов рублей, но зато как эффективно работает! Есть еще один, как его называют механизаторы, «американец», - трактор «Нью Холанд». Этот вместе с обрабатывающими механизмами стоит вдвое дешевле, но тем не менее также очень эффективен. Если «Кировец», которых в хозяйстве восемь, обрабатывает за световой день 70 гектаров, что еще не так давно вызывало восторг, то «Челенджеру» по силам все 250 гектаров, «Нью Холанду» - немногим меньше. Не зря работающий на «Челенджере» механизатор Д. Орищенко стал по итогам года лучшим в кооперативе. Кроме возможности обрабатывать большие площади, американская техника позволяет еще и качественнее возделывать поля. А это чуть ли не первое слагаемое высокой урожайности.
Богатая клейковиной петропавловская пшеница всегда находит сбыт. Семена производят свои. Свои же выращивают и корма для животных. Как раз сейчас идет косовица трав. Но здесь уделяют внимание и техническим культурам. В этом году посеяно триста гектаров подсолнечника, двести - горчицы, сто - нута. Ведь политика краевого правительства состоит в том, чтобы хозяйства, дабы избежать затоваривания, расширяли производство иных, кроме зерновых, и прежде всего технических, культур. В русле этой политики и ведется работа.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТРАСЛИ
Арзгирские степи всегда были местом массового разведения овец. И хотя свободных пастбищ «Россия» почти не имеет, все распахано под сельхозугодья, хозяйство в былые годы довольно результативно занималось тонкорунным овцеводством. Поголовье насчитывало до семидесяти тысяч овец.
Сейчас оно сократилось значительно. Но и не так, чтобы считать овцеводство потерянным. Наоборот, в последние годы оно возрождается. Здесь сейчас свыше трех тысяч овцематок, четыре маточных отары. Этой весной на сто овцематок получили сто ягнят. Шерсть продали по сто рублей за килограмм при ее себестоимости семьдесят рублей. Кстати, в целом по краю себестоимость производства шерсти в прошлом году составила 183 рубля. Так что «Россия» подает всем пример производства с низкими затратами. Рентабельно и производство баранины. То самое тонкорунное овцеводство, от которого многие в свое время отказались, и которое сегодня выглядит чуть ли не диковинкой, а кому-то и является обузой, теперь приносит хозяйству хотя и небольшую, но прибыль, с дотациями.
В последнее время у нас много говорится о возрождении овцеводства как марки края. Было это главной темой и на только что прошедшей краевой выставке племенных животных. СПК «Россия» тоже в ней участвовал. Хозяйство вошло в число призеров. Представленный им баран-годовичок получил золотую медаль, племенной баран - серебряную и овцематка - бронзовую. В числе других специалистов края признан лучшим и овцевод из «России» Т. Абдусаламов. Награды красноречивее всего говорят о том, что овцеводство в хозяйстве имеет будущее.
Так же живет и развивается и мясное направление в выращивании крупного рогатого скота. Его поголовье в «России» растет из года в год. В двух гуртах уже четыреста голов. Производство рентабельно. В последнее время хозяйство отказывается от калмыцкой породы в пользу более скороспелой казахской белоголовой. Закупили несколько быков. В этом году получили уже сто телят.
ПРИЗРАК ВТО В ДАЛЕКОМ СЕЛЕ
В последнее время мало какой разговор на селе не обходится без темы ВТО. Упали закупочные цены на мясо - из-за вступления страны в ВТО. Проблемы со сбытом зерна - та же причина.
Сегодня на ВТО списывают и сокращение всевозможных дотаций на производство сельхозпродукции. Было время, когда хозяйство получало дотации на семена, удобрения, топливо. В этом году их вдруг отменили и ввели так называемую единую дотацию. Это всего 350 рублей на гектар. Если учесть, что ввиду паровой системы земледелия в СПК «Россия» ежегодно засевается лишь каждый второй гектар, то и эту скромную сумму надо реально делить надвое. Но кто сказал, что пары не надо обрабатывать и не нести затраты по их содержанию? То есть реально хозяйства, использующие в севообороте чистый пар, получают дотаций вдвое меньше, чем, скажем, хозяйства западной и южной, и даже центральной части края, где таких паров нет. Для сравнения: в Европе сумма дотации на гектар составляет 400 евро. А в нашем СПК «Россия» - 175 рублей, то есть в 94(!) раза меньше. Вот и конкурируй после этого на равных с европейским производителем.
ПРО НАШ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И БЛИЗОРУКОЕ К НЕМУ ОТНОШЕНИЕ
У каждого государственного или административного образования есть что-то дальнее. У Российской Федерации в целом - это Дальний Восток. У Ставропольского края - свой дальний восток, хотя и не с большой буквы. Это восточные районы, включая Арзгирский. И дело даже не столько в том, что туда далеко добираться. Дело - в трудных климатических и природных условиях и проистекающей из них экономической и социальной отсталости, тормозящей развитие и снижающее привлекательность этих мест.
Это хорошо понимали власти страны и края еще три десятка лет назад. Тогда действовали специальные программы экономической и социальной поддержки и развития восточных районов Ставрополья. Субсидии на закупку техники, скота, семян, всякие там «безводные» и тому подобные доплаты хозяйствам, сети, дороги, жилье, школы и другие социальные объекты - отдельной строчкой бюджета населенным пунктам... Люди до сих пор вспоминают, что именно благодаря таким целевым финансовым вливаниям стимулировалось и производство, и социальное развитие. Достаточно сказать, что в то время хороший чабан после стрижки мог себе автомашину купить. Именно благодаря этим программам восток края преобразился и мало в чем уступал другим, находящимся не в таких экстремальных климатических условиях, районам.
Действует программа поддержки восточных районов и сейчас. Но вот обескураживающая цифра: за последние четыре года весь Арзгирский район получил в рамках этой программы ...всего 260 тысяч рублей! Четыре года - это как раз период, который прошел между двумя краевыми совещаниями, посвященными приоритетному развитию востока края, и где звучали призывы и давались обещания этот приоритет наполнить реальным содержанием.
Никто и ничем не наполнил. Все ограничивается говорильней. Что мы имеем, так сказать, на выходе? Прежде всего, демографическую проблему. Восток края пустеет. В «России», например, стало проблемой найти на отару чабана.
И тем не менее, в этих краях сейчас хорошо. Вольные степные пространства, свободные от машин дороги. Богатая земля. Тот самый случай, когда была бы голова на месте и руки, прожить можно.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет