Вы здесь

СТАНДАРТЫ НОВЫЕ - ПРОБЛЕМЫ СТАРЫЕ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

20.03.2013
СТАНДАРТЫ НОВЫЕ - ПРОБЛЕМЫ СТАРЫЕ
Ирина ПОСТОВАЯ

В деятельности педагогического сообщества края в минувшем году были как положительные, так и отрицательные моменты. Одно из самых главных нареканий в адрес Министерства образования края - то, что в ряде районов и городов края не полностью были использованы средства, выделенные на зарплату педагогическим работникам детских садов, на ремонт школ и содержание детей в приемных семьях. Об этом шла речь на состоявшейся на минувшей неделе в краевом центре коллегии ведомства.
Началось мероприятие с краткой официальной части. Заместитель председателя правительства Ставропольского края Галина Ткачева объявила, что губернатор подписал распоряжение о назначении Валентины Солониной министром образования, до этого она была исполняющей обязанности.
Первым вопросом, вынесенным на обсуждение, стала ситуация в сфере дошкольного образования. То, что оно - одно из самых значимых в формировании и развитии личности ребенка, известно всем. Однако проблема с обеспечением детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в детских садах остается актуальной и по настоящее время. Для решения ее в стране предпринимается целый комплекс мер. Стопроцентная же доступность дошкольного образования, согласно указу президента, должна быть обеспечена к 2016 году.
Определенные успехи в этом направлении есть и на Ставрополье. В течение 2012 года в регионе удалось сократить очередность практически вдвое, но тем не менее проблема еще остается.
- Вместе с тем в детских садах региона создана довольно хорошая предметная среда для развития воспитанников. Краевой опыт работы по сохранению и укреплению здоровья детей и развитию их творческих способностей с самого раннего возраста не раз был представлен на всероссийском уровне. Так что, решая проблему дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, ни в коем случае нельзя лишить ребенка возможности заниматься в театральной студии, развивать свои физические возможности в спортивном зале, соприкоснуться с природой в зооуголке, - отметила Валентина Солонина.
Для сохранения развивающей среды нужно искать альтернативные пути обеспечения детей местами в дошкольных учреждениях - развивать такие формы, как семейные группы, частные детские сады, государственно-частное партнерство, а также строить новые детские сады. Для этого на уровне правительства края принята краевая целевая программа строительства дошкольных учреждений на 2013 - 2018 годы. В программе запланировано строительство дошкольных образовательных учреждений разной вместимости, от 100 до 250 мест. Предполагается, что построено будет 53 новых детских сада в 16 муниципальных районах и городах края. Пойдут на эти цели 9,8 миллиарда рублей.
Если вести разговор об общеобразовательной школе, то 2012 год был для 1-2-х классов экспериментальным, так как для них введен в действие федеральный образовательный стандарт для начальной школы. Плюс к этому все кабинеты
1-2-х классов школ оборудованы автоматизированными рабочими местами учителя.
Помимо этого, в рамках программы модернизации образования во все школы приобретено оборудование для кабинетов биологии, химии, географии, математики, а в учебные заведения с углубленным изучением иностранных языков - лингафонные кабинеты. Практически каждая школа имеет сегодня от 1 до 4 лабораторий по предметам естественно-научного цикла. Созданы 34 центра дистанционного обучения. Приведены в соответствие с законодательством медицинские кабинеты, пищеблоки, пополнялся парк школьного автотранспорта.
Принимались в минувшем году меры по ликвидации аварийности учебных заведений. Работа эта продолжится и в 2013 году - запланирован капитальный ремонт 24 школ.
Важное направление - энергосберегающие мероприятия. В рамках его выделяется 329 миллионов рублей на замену окон.
Также в крае развивается инклюзивное образование. Наряду с сохранением сети коррекционных развивающих учебных заведений происходит интеграция ребят с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учебные заведения. В рамках государственной программы «Доступная среда» 20 школ края оснащены оборудованием для работы с детьми с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата. В итоге учиться в обычных школах стали на 500 таких ребят больше. Кроме того, 690 школьников обучаются дистанционно. Вместе с тем, как отмечают педагоги и родители, интеграция носит воспитательный и толерантный характер - здоровые дети становятся добрее и терпимее, протягивая руку помощи своим сверстникам.
Но если условия обучения в школах меняются в лучшую сторону, то больной вопрос, как и в прежние годы, - успеваемость учеников. Увы, школьников продолжают оставлять на второй год. В прошлом году в крае таких ребят было свыше 1100. Не уменьшается и число тех, кто по результатам ЕГЭ получает справки об обучении. Понятно, что в таких случаях виноваты все - сами дети, их родители и педагоги.
- Нужно внимательно посмотреть, где мы что недоработали, и внести корректировки, - отметила Валентина Солонина.
Это тем более актуально, учитывая то, что в минувшем году в ходе контрольных мероприятий в образовательных учреждениях края было выявлено более 1500 нарушений, 400 из них - в сфере качества образования.
Еще один острый вопрос - обеспечение учебных заведений молодыми специалистами. Несмотря на принимаемые меры поддержки учителей - увеличение заработной платы, единовременные выплаты, льготы в оплате коммунальных услуг тем, кто работает в сельской местности, молодежь в школах края составляет всего 15 процентов. А из тех, кто приходит работать, остаются далеко не все. В прошлом году 24 процента молодых специалистов покинули учебные заведения через 2-4 месяца. А потому в школах края остро чувствуется нехватка учителей начальных классов, музыки, иностранного языка и физической культуры. Может быть, ситуацию удастся переломить в ходе реализации краевой целевой программы «Жилище», в рамках которой предусмотрено ипотечное кредитование педагогов, - прозвучало на коллегии.
Поставлен был и еще один серьезный вопрос:
- Из педагогических вузов региона выходят ежегодно порядка 1000 выпускников. И преимущественное большинство их до школ не доходят. Для чего же тогда тратятся бюджетные деньги? - отметила министр образования.
Но самая острая критика прозвучала на коллегии по поводу случаев неосвоения в городах и районах края средств, выделяемых из бюджета края. Не использованы оказались средства, выделенные на зарплаты педагогическим работникам дошкольных учреждений Георгиевского и Шпаковского района, а также городов Георгиевск, Железноводск и Пятигорск. Средства на реализацию мероприятий по приведению школ в соответствие с государственным стандартом оказались не нужны в Ставрополе и в Ипатово, а также в семи районах края, на содержание детей в приемных семьях - в Георгиевском и Советском районах.
- Это недопустимо и как минимум некрасиво, - возмутилась заместитель председателя правительства Ставропольского края Галина Ткачева. - Бюджет края верстается в жарких спорах, денег на все не хватает, идет драка за каждую копейку. Вам выделяют средства, а они не нужны, хотя найти рациональное применение, особенно тому, что выделяется на зарплату, было можно.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет