Вы здесь

Александр Моисеев: «МЫ ПРИХОДИМ, ЧТОБЫ ЧТО-ТО ОСТАВИТЬ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

20.03.2013
Александр Моисеев: «МЫ ПРИХОДИМ, ЧТОБЫ ЧТО-ТО ОСТАВИТЬ»
Вел интервью Александр Емцов

Александр Моисеев был явно нежелательным для власти кандидатом на пост главы муниципального образования Темижбекского сельсовета на выборах в марте прошлого года. Местное отделение партии «Единая Россия» поддерживало другого кандидата, действующего на тот момент главу, да и руководство Новоалександровского района было не в восторге от самовыдвиженца. Он хоть и член правящей партии, но человек с характером. Например, несмотря на уговоры, не захотел сняться с выборов. Такие норовистые кадры не всегда вписываются во властные коридоры. Но тогда со значительным перевесом голосов победил именно Моисеев.
И вот теперь, спустя год, самое время подвести первый итог работы. С этим мы и приехали в поселок Темижбекский.
- Александр Николаевич, в таких случаях обычно спрашивают: совпали ли ожидания с жизнью? С какими надеждами и планами вы шли во власть и что реально в ней встретили?
- Шел я сюда явно не за деньгами, как кто-то, может быть, думает. У меня до этого был успешный бизнес, на жизнь семьи хватало. Хочется оставить что-то не только для семьи, но и для всего поселка, в котором живу, для людей. Для этого мы и приходим в эту жизнь. А что-то стоящее можно сделать, лишь находясь во власти. Чтобы говорили: это появилось при Моисееве, и это, и это... Чтобы качество жизни изменилось. И не потому, что я тщеславный. Дело идет к полтиннику, в этом возрасте такие чувства не главные. Хочу, чтобы все мы жили в условиях, соответствующих времени, возможностям современной цивилизации и того благодатного места на кубанском черноземе, в котором стоит поселок. К сожалению, отметин на карте поселка в виде новых социальных и инфраструктурных объектов за последние два десятилетия не сделано. Наоборот, разрушены или пришли в негодность те, что были построены руками отцов и дедов. Как тут не задуматься и не попытаться все изменить?
Что я во власти встретил? Это самый трудный вопрос. С одной стороны - несовершенство законодательства, бесправие муниципалитета, бюрократию и формализм на всех уровнях... С другой - проблемы людей, понимание, что многим и многим нужны вера в день завтрашний, помощь и поддержка в дне настоящем. И что я - один из тех, от которых зависит, получат ли эти люди помощь, а вместе с ней и надежду, или нет.
- И как, что-то конкретное уже удалось сделать? Из того, что заметили люди?
- Провели косметический ремонт Дома культуры, благоустроили сквер, установили в центре скамейки, получили и установили на днях детскую площадку, отремонтировали, хотя и не везде, уличное освещение, дороги по улицам, тротуары. Восстановили крыши домов двух ветеранов войны... Вам все это может показаться мелочами, но для такого небольшого поселка, как наш, с очень и очень ограниченными возможностями муниципального бюджета, подобные изменения дорогого стоят. Они означают, что кое-что меняется. И это хорошо. Ведь полы в том же Доме культуры не красились уже, наверное, лет тридцать. Были вытерты до древесины. Да и крыша, стыдно сказать, текла. Разрушались от воды стены, полы, кресла... Отремонтировали крышу, восстановили полы и кресла, кроме полов, покрасили также стены. Теперь и собраться на праздничное мероприятие не стыдно. Здесь работают библиотека, различные кружки. Приятно, что по итогам года наш ДК был признан лучшим учреждением культуры района.
Много внимания уделяли инвентаризации земельных участков в черте населенных пунктов, выявляли бесхозные, выделяли участки семьям, в которых родился третий ребенок, под огороды.
Но самое главное, что удалось сдвинуть с мертвой точки, - это отношение людей к тому месту, в котором мы все живем. Мне говорили: «Какие скамейки? Их уже завтра разрисуют, изрежут, изломают, а то и перетащат в свои дворы!» Знаете, ничего подобного! Стоят, целые и красивые, люди сидят на них, общаются, проводят вечера. Есть такая поговорка: не надо много сторожей, надо много роз. Тот самый случай. Или вот заключение договоров на вывоз мусора. Год назад их заключало всего... 15 дворов! Сегодня - уже за 200. Это значит, что бытовые отходы меньше жгут на огородах, отравляя ядовитым дымом воздух, реже сваливают в ближайшие лесополосы и овраги. Мы живем чище, и это радует. Опять же новая черта в облике поселка - меньше строительных материалов на улицах у дворов. Так сложилось, что песок, гравий, кирпич и даже доски люди хранили на улицах. Теперь это можно делать только по разрешению муниципалитета, да и то лишь на месяц. Завез песок или, там, кирпич для ремонта - будь добр, за месяц его выработай. В результате улицы даже как-то просторнее стали, чище. Хотя некоторые и ворчали, не без того.
- Очень и очень ограниченные возможности муниципального бюджета, о которых вы, Александр Николаевич, сказали, это сколько?
- Это всего лишь 10 миллионов 830 тысяч рублей на год. На муниципалитет из семи населенных пунктов с числом жителей свыше пяти тысяч человек. Отнимите то, что идет на зарплату служащим и бюджетникам, разделите оставшееся на 22 - число вопросов местного значения, решением которых занимается муниципалитет по Федеральному закону № 131 «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации». По каждой позиции получаются буквально копейки. Реально полномочия обеспечены финансированием где-то на треть. Как выкручиваемся? Привлекаем средства спонсоров. На тот же ДК из бюджета потратили всего 150 тысяч рублей, хотя обошелся ремонт в несколько раз дороже. Помогли предприниматели, руководители предприятий, фермеры, да и вообще неравнодушные люди.
- Про мизерное финансирование муниципалитетов говорят много и на всех уровнях. Только вот сдвигов пока нет. Как все же наполнить бюджет? У вас на этот счет успели появиться свои соображения?
- Пока их немного. Бюджет формируется из собираемого на территории муниципалитета единого сельскохозяйственного налога, налога на доходы физических лиц, земельного налога и налога на имущество. Сами налоги копеечные, так их еще и урезают: по нормативам нам достается половина, а то и меньше. У нас нет, так сказать, градообразующего предприятия, весь производственный сектор представлен сотней фермерских хозяйств да несколькими обслуживающими предприятиями. Пенсионеры и безработные составляют 80 процентов. Искренне не понимаю, почему с тысячи гектаров земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципалитета (владеет ими район, а половина арендной платы зачисляется нам) бюджет получает всего полтора миллиона рублей арендных платежей, а мы и того меньше, всего 750 тысяч. Ведь эта земля приносит тем, кто ее обрабатывает, доход на порядок выше. Вполне по силам арендаторам земли было бы платить и три, и четыре миллиона рублей.
- Заметным финансовым источником для развития муниципалитетов у нас в крае являются целевые программы. Когда на условиях совместного финансирования муниципального и краевого бюджетов строятся или реконструируются объекты инфраструктуры на местах. У вас это практикуется?
- Схема знакомая и очень заманчивая, однако в наших условиях пока трудно применимая. Можно бы, например, попытаться попасть в программу ремонта дорог. Но первое и непременное условие - дороги местного значения должны стоять на балансе муниципалитета. Чего пока нет. Дороги, естественно, есть, по ним бегают машины, ходят люди, но они в настоящий момент, как говорят специалисты, бесхозяйные. Поэтому прежде, чем их ремонтировать, надо и землю под ними оформить, и право собственности муниципалитета на них. Венчать этот процесс должно судебное решение, именно суд должен назвать собственника. Работу по оформлению начали, но до конца ее пока далеко. Дай бог успеть к концу этого года.
Или программа ремонта многоквартирных жилых домов. Наш поселок в советские времена был построен в основном совхозом «Темижбекский», домам уже по тридцать - сорок лет. Многим двухэтажкам нужен капитальный ремонт, а это крыши, сети... По новым условиям 15 процентов стоимости ремонта в рамках программы должны вносить сами жильцы. Но когда посчитали, то выяснилось, что эти 15 процентов составляют сто - сто пятьдесят тысяч рублей, и превышают саму рыночную стоимость жилья. Дома ведь у нас одно название, что многоквартирные, на две - четыре квартиры, и на каждого собственника приходится заметная доля общедомовой собственности. С другой стороны, поселок ведь отдаленный, и недвижимость здесь не в особой цене. Вот люди и задумались: а стоит ли огород городить? Как говорится, не в коня корм.
Не удалось в этом финансовом году попасть и в программы энергосбережения, развития спорта. Просто не хватило времени, ведь работать наша команда реально начала с апреля прошлого года. Но на будущее именно целевые программы рассматриваются как источник развития.
- Александр Николаевич, допустим, всю документацию для участия в программах вы подготовили. Хватит ли средств для работы на условиях софинансирования? Ведь сами же рассказали, что бюджет почти пустой.
- Хватит. У нас по прошлому году осталось почти три миллиона рублей неосвоенных средств. Не торопились сломя голову заключать контракты, искали там, где дешевле и качественнее. Вот и сэкономили.
Сэкономим и в будущем, было бы желание.
Самое важное на настоящем этапе - наладить жизнь поселка. Чтобы и коммунальные услуги оказывались, свет, тепло, вода были в домах, и улицы убирались, и благоустройство велось. И чтобы все было по уму уже в самой организации дела и распределении обязанностей. Это ведь не дело, когда всем оборудованием водного хозяйства - водонапорной башней Рожновского, сетями пользуется на правах аренды и фактически бесплатно «Ставрополькрайводоканал», а налоги на все это имущество платит муниципалитет как собственник. Каждый должен нести свой чемодан: извлекаешь доходы - неси и расходы. Всерьез подумываем о том, чтобы для собственного коммунального предприятия купить трактор и навесное оборудование к нему. Летом - газоны косить, грузы возить, зимой - снег убирать...
- Что в работе муниципалитета, Александр Николаевич, зависит от самих жителей? Мы же говорим о самоуправлении. В чем же этот элемент сегодня состоит? Кроме выборов, естественно.
- В участии в делах поселка, в неравнодушии. Например, закон предусматривает публичные слушания по поводу выделения земельных участков, размещения объектов инфраструктуры. Можно ведь считать все это формальностью и не ходить на подобные мероприятия, хотя затем и возмущаться, что магазин поставили не там. А можно - и вникать в такие моменты, приходить на слушания и вносить свои предложения. То же самое относится к участию людей в отчетах руководителей муниципалитета о проделанной работе, в оценке такой работы.
Уверен, такого заинтересованного участия жителей с каждым годом в нашей жизни будет все больше. Мы со своей стороны станем делать все, чтобы самоуправление в населенных пунктах муниципалитета развивалось.
- Успехов вам в этом.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет