Вы здесь

КИНОСЕАНС ЗА ШКОЛЬНОЙ ПАРТОЙ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

23.01.2013
КИНОСЕАНС ЗА ШКОЛЬНОЙ ПАРТОЙ
Ирина ПОСТОВАЯ

На сайте Министерства культуры РФ размещен список из ста отечественных фильмов, которые рекомендованы для просмотра в школах.
Предложение ввести в образовательных учреждениях курс кинообразования, призванный наряду с уроками литературы формировать эстетические взгляды детей, прозвучало на круглом столе в Союзе кинематографистов России. Руководство Минкультуры и Минобрнауки России приняли решение совместно проработать эту идею. Минувшей осенью все желающие могли предложить на сайте mkrf.ru фильмы, которые в обязательном порядке следует посмотреть школьникам. Получившийся список откорректировали специалисты НИИ Киноискусства (ВГИК), Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, Российского института курортологии, Российского института истории искусств и Союза кинематографистов.
Пока в проект списка «Сто фильмов» вошли только отечественные картины, причем преимущественное число которых хорошо известны и любимы в нашей стране. Стоит отметить, что среди представленных картин довольно много о Великой Отечественной войне: «А зори здесь тихие» С. Ростоцкого, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «В бой идут одни старики» Л. Быкова, «Они сражались за родину» С. Бондарчука, «Молодая гвардия» С. Герасимова и т.д.
Немало в списке и картин об исторических событиях и ключевых фигурах, сыгравших важную роль для истории нашей страны, - «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Адмирал Нахимов» В. Пудовкина, «Петр Первый» В. Петрова, «Стенька Разин» В. Ромашкова. Включены в перечень и экранизации классических литературных произведений: «Война и мир» С. Бондарчука, «Дворянское гнездо» А. Кончаловского, «Собачье сердце» В. Бортко, «Тихий Дон» С. Герасимова, «Пиковая дама» Я. Протазанова и другие. Нашлось место в проекте и любимым в нашей стране комедиям - «Бриллиантовая рука» Л. Гайдая, «Волга-Волга», «Веселые ребята» Г. Александрова. Попали в него фильмы для юношества - «Курьер» К. Шахназарова, «А если это любовь?» Ю. Райзмана и, конечно же, сказки - «Морозко», «Королевство кривых зеркал» А. Роу и другие.
А вот современные российские ленты, к сожалению, в перечень не вошли, более того, внушительная часть из тех, что в нем имеются, была снята до 1970 года. И сегодняшняя жизнь нередко в корне отличается от того, что мы видим в картине, хотя, безусловно, практически все фильмы учат добру, взаимоуважению, ответственности, любви.
А еще есть в списке картины с возрастными ограничениями. А потому неудивительно, что в обществе разгорелась дискуссия о том, какие фильмы ребятам следует смотреть, а какие - нет.
Этот вопрос мы решили задать и представителям педагогического сообщества, родителям, общественным деятелям нашего края. Вот что у нас получилось.
Министр образования Ставропольского края Ирина Кувалдина:
- Проект списка фильмов, обязательных для просмотра школьниками, опубликованный на сайте Министерства культуры РФ, я видела. Думаю, что это еще не окончательный вариант, и перечень будет обсуждаться. Но один фильм, я считаю, включать в него было точно нельзя - это «Маленькая Вера» В. Пичула. В свое время, когда он только вышел, по поручению комсомольской организации я водила своих тогдашних учеников смотреть его, а после мы вместе его обсуждали. И все мои ученики сошлись во мнении, что фильм этот не является ни отражением эпохи, ни взглядов молодых людей того времени. Может, он характеризует определенную часть московской молодежи, но основной массе ребят он не был близок. Прошли годы, но, на мой взгляд, достоверности и художественной ценности у этой картины больше не стало.
Немало в списке и фильмов, которые очень сложны для восприятия ребят, взять, к примеру, тот же «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна или его же «Иван Грозный». Последний был снят еще в сталинскую эпоху. И сегодня подход к событиям, которые происходили в те времена, несколько иной. Но с точки зрения игры актеров, этот фильм школьникам стоит посмотреть.
А вот вместо «Бесприданницы» Я. Протазанова я бы включила в список «Жестокий романс» Н. Михалкова, так как считаю, что последний фильм более глубокий.
В обязательном же порядке школьникам нужно посмотреть «Белорусский вокзал» А. Смирнова, «Доживем до понедельника» и «А зори здесь тихие» С. Ростоцкого, «Летят журавли» М. Калатозова и «Собачье сердце» В. Бортко. Все эти фильмы являются отражением разных эпох, пластов культуры. Но все они - высокохудожественные с точки зрения сценария, режиссуры, актерской работы, во всех поднимаются не теряющие своей злободневности вопросы. И сегодняшним подросткам они будут интересны.
А еще в списке должны, без сомнения, иметь место философские фильмы, картины фэнтезийного жанра. Помнится, что в советские времена в стране пытались запретить сказки, игнорируя при этом тот факт, что если ребенок в детстве не мечтает, ничего не выдумывает, из него едва ли получится одаренный взрослый человек.
Николай Фурцев, председатель краевого родительского комитета:
- На мой взгляд, в списке фильмов, обязательных к просмотру школьниками, слишком много старых картин. И понятно молодежи будет далеко не все. Упор, по моему мнению, все-таки нужно было сделать на современные картины о проблемах молодых людей, помогающие формировать у детей правильное отношение к жизни, к людям, к их родителям наконец. Мне кажется, эти задачи решает фильм «Мы из будущего» А. Малюкова. Действие этой фантастической драмы развивается в двух временных пластах: в наши дни и годы войны. Главные герои - четверо черных копателей, которые ведут раскопки в тех местах, где когда-то шли бои. Внезапно они попадают в 1942 год. В результате пережитых испытаний сознание ребят меняется кардинально.
Еще один фильм о становлении человека, который обязательно стоит посмотреть ребятам, - «Курьер» К. Шахназарова.
Ирина Баранникова, актриса Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова:
- По моему мнению, сегодня в молодежи нужно воспитывать чуткость и доброту. Помочь в этом может фильм «Белый Бим, Черное ухо» С. Ростоцкого. Из картин патриотической направленности школьникам обязательно нужно посмотреть картины «Офицеры» В. Рогового и «Туман», снятый И. Шурховецким и
А. Аксененко. Лично на меня последняя картина произвела сильное впечатление. Если говорить о приключенческих картинах, то массу положительных эмоций ребята смогут получить, посмотрев фильм «В поисках капитана Гранта» С. Говорухина. Замечательный сюжет его близок и понятен всем, ведь речь в фильме идет о простых человеческих отношениях, верной дружбе, соучастии. Фильм этот наполняет зрителей жаждой приключений, будит в них дух авантюризма. В список фильмов, обязательных к просмотру, я бы еще добавила «Обыкновенное чудо» М. Захарова и наполненные малороссийским колоритом «Вечера на хуторе близ Диканьки» А. Роу. Да и вообще, нужно, чтобы дети смотрели как можно больше сказок, ведь они приносят массу положительных эмоций.
Александр Скорняков, министр ЖКХ Ставропольского края:
- Если говорить о том, какие фильмы следует посмотреть каждому школьнику, то я бы обязательно включил в их число приключенческие ленты «Кортик» Н. Калинина, «В поисках капитана Гранта» С. Говорухина, «Республика Шкид» Г. Полока, историю о взаимоотношениях подростков и первом столкновении с подлостью и предательством «Чучело» Р. Быкова и фильм о русском солдате, которого война подвергла страшнейшим испытаниям, лишила дома и семьи, - «Судьба человека» С. Бондарчука. Все эти фильмы объединяет одно - в них поднимаются серьезные вопросы о нравственности, о том, что хорошо, а что плохо, о том, как, несмотря на все испытания, оставаться человеком. И этому следует учить молодежь.
Виктор Серый, специалист отдела закупок, отец двух детей:
- Я думаю, что дети обязательно должны посмотреть фильмы «Приключения Электроника» К. Бромберга, «Удивительные приключения Дениса Кораблева»
И. Пушкаревского, «Не могу сказать «прощай» Б. Дурова, «Гостья из будущего» П. Аксенова, «Аты-баты, шли солдаты» Л. Быкова. И обязательно сказки А. Роу. Все они очень добрые. И после просмотра этих картин кому-то вряд ли будет интересно смотреть ТВ.
Елена Гончарова, работник торговли, мама двоих детей:
- Сегодняшние школьники очень мало читают, немного они знают и об истории нашей страны. И отчасти этот пробел могли бы восполнить исторические фильмы. Лично мне очень нравятся «Гардемарины, вперед» С. Дружининой. Исторические события и придворные интриги - неплохой фон для рассказа о верной дружбе и любви. О любви, в самом лучшем ее проявлении, рассказывают фильмы «Девушка без адреса» Э. Рязанова и «Весна на Заречной улице» Ф. Миронера и М. Хуциева - их также неплохо посмотреть школьникам. «Королева бензоколонки» - картина о том, что не место красит человека, а человек место. А еще не стоит забывать о классике - «Тарас Бульба» и «Мастер и Маргарита», - эти фильмы могут заинтересовать подростков и подтолкнуть к прочтению художественных произведений. Не зря после трансляции их по телевидению в книжных магазинах было отмечено резкое увеличение количества продаж этих книг.
Но так как мнение взрослых зачастую не совпадает с точкой зрения детей, мы решили спросить, какие фильмы нравятся нынешним подросткам.
Даша Гончарова, 13 лет:
- Вы знаете, я с удовольствием смотрю старые, снятые в советские времена фильмы, например, «Девчата» Ю. Чулюкина. Но в то же время мне очень нравятся современные картины, например, экранизация произведений Д. Роулинг о Гарри Поттере, Р. Толкиена «Властелин колец» и, конечно, все современные сериалы о школе.
* * *
В общем, как говорится, на вкус и цвет - товарищей нет. Да и точку в этом вопросе ставить рано. Скорее всего, список будет корректироваться. Впоследствии же проект будет официально направлен в Минобрнауки РФ. И решать вопросы практической реализации идеи факультативного урока кино, вероятно, придется именно педагогам. А сделать им предстоит немало: нужно сформировать окончательную версию списка фильмов, определить, кто, каким образом и по каким научно-методическим материалам будет вести занятия и, главное, решить, как «раздвинуть» и без того перегруженное расписание школьников, чтобы найти время и для коллективного просмотра картин, и для их серьезного обсуждения.
Но то, что подобные занятия в школе должны иметь место, это однозначно. И обсуждать кино всем вместе тоже, конечно, нужно. В споре, как известно, рождается истина. А в итоге же будет решаться самый главный вопрос - преодоление дефицита духовности в нашем обществе.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет