Вы здесь

ИРИНА КУВАЛДИНА: «УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ - ПУТЬ К ДОБРОСОСЕДСТВУ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

09.01.2013
ИРИНА КУВАЛДИНА: «УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ - ПУТЬ К ДОБРОСОСЕДСТВУ»
Ирина ПОСТОВАЯ

На январские дни приходится два главных православных праздника - Рождество и Крещение Господне. Что это за праздники, каково их символическое значение, сегодня известно всем. И уже трудно поверить, что в свое время, будучи школьниками, мы об этом не знали практически ничего, так как тема религии в то время была под запретом. Нынешним детям повезло намного больше, потому что они теперь в обязательном порядке будут изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики», который позволит устранить пробелы в их образовании. Однако, несмотря на то, что курс этот с 1 сентября прошлого года стал обязательным в наших школах, он до сих пор вызывает неоднозначный интерес в обществе и споры о нем продолжаются. Наиболее актуальные вопросы мы адресовали министру образования Ставропольского края Ирине Кувалдиной.
- Ирина Владимировна, с 2010 года в российское школьное образование стали внедрять предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Сегодня его изучают во всех школах. Что показали эти три года? Какие преимущества и проблемы выявились?
- Начну с того, что наш край стал одним из пилотных регионов страны, в которых проходила апробация нового курса. И опыт, наработанный нашими учителями, лег в основу рекомендаций, которые подготовлены для страны в целом. Он вызвал интерес еще и потому, что Ставрополье - регион многоконфессиональный, и востребованными у нас оказались все до одного модули (а их всего шесть - основы православия, ислама, буддизма и иудаизма, а также «Основы мировых религиозных культур» и «Основами светской этики»), предложенные для изучения.
Если говорить о том, что показали эти годы, то нужно отметить, что ожидания скептиков, говоривших о том, что введение в школьную программу основ религиозных культур приведет к разделению детей по межконфессиональному и межрелигиозному признаку, не оправдались. Ничего подобного не случилось. Дети воспринимают этот курс как один из предметов школьной программы, а мы видим, что, благодаря ему, у учащихся формируется мировоззрение, взгляды, обеспечивающие восприятие отечественной истории и культуры как единого целого. А еще при изучении модулей предусмотрены общие уроки для всего класса. К ним ребятам необходимо подготовить, а затем провести презентации творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Особенности кухни, одежда, традиции и обычаи людей той или иной религии - это всегда очень интересно и полезно с воспитательной точки зрения. А еще такие творческие занятия играют на сплочение коллектива.
А еще очень важно то, что к изучению этого предмета подключились родители. Этого требует специфика курса, и таким образом мы смогли включить взрослых в заинтересованное обсуждение тех или иных жизненных, нравственных, исторических проблем и вопросов культуры как в школе, так и дома.
Ну а трудности у нас возникали в самом начале, когда курс полгода изучали в 4-м классе, а потом продолжали занятия в 5-м классе. Но наши замечания учли, и теперь «Основы религиозных культур и светской этики» учат в 4-м классе, так что вопрос уже потерял свою актуальность.
- Изучению каких модулей отдают предпочтение у нас на Ставрополье?
- На сегодняшний день процент вы-бранных модулей у нас практически стабилен. Востребованы они все. Однако наибольшее число учащихся края - более 60 процентов - изучают основы православной культуры. Приблизительно одинаковое число школьников выбрали «Основы исламской культуры» и «Основы мировых религий». Меньше всего тех, кто высказал желание познакомиться с буддизмом и иудаизмом. Изучают их в единичных случаях. Но в любом случае у нас есть школы, в которых обучение ведется по всем имеющимся модулям.
Причем необязательно, что родители, родной религией которых является православие, выберут для сына или дочери модуль по основам православной культуры, а мусульмане - курс по исламу. Бывает, что они предпочитают, чтобы ребенок познакомился с духовными культурными традициями и нравственными ценностями других религий. Особенно часто так происходит в семьях, где дети во внеурочное время дополнительно занимаются при православном храме или изучают ислам.
- Сегодня много говорят о том, что преподают «Основы религиозных культур и светской этики в миссионерском ключе». Есть и такие, кто предлагает отменить «религиозные» модули и заменить предмет на «Основы духовно-нравственной культуры». Нужен ли в действительности светской школе религиозный компонент и не нарушаются ли в процессе обучения школьников принципы светского образования?
- Говорят это те, кто ничего не знает о самом предмете и в глаза не видел учебников по нему. С самого начала существовала установка и так остается по сей день, что курс имеет не вероучительный, а культурологический характер. Содержание всех его модулей подчинено общей цели - воспитанию личности гражданина России путем приобщения его к нравственным ценностям. И информация, которая излагается в модулях, группируется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. Да и преподают предмет исключительно светские педагоги. Конечно, по желанию родителей детей могут сводить на экскурсию в храмы, да и об определенных моментах верований представление тоже дается, но, подчеркиваю, - это не проповедь и не миссионерство, а рассказ о культуре и традициях. То есть принципы светского обучения не нарушаются.
- Станут ли «Основы религиозных культур» обязательным предметом для всех классов?
- Я считаю, что этот курс нужен, и изучать его необходимо всем классом и более полно. Как, например, историю: сначала идет история Древнего мира, после - Средних веков и т.д. Точно так же и здесь - учащиеся 4-х классов могли бы получить общее представление о традиционных верованиях, а в последующие годы весь класс мог бы изучить основы православной культуры, ислама, буддизма, иудаизма. В итоге мы бы лучше узнали культуру друг друга. И тогда б не возникало во-просов, почему женщине не стоит протягивать руку мужчине-мусульманину - в их традициях это не принято. Мы бы знали, что есть ряд моментов, которые для православного человека весьма органичны, а для буддистов - по каким-то причинам неприемлемы и т.д. В результате взаимопонимания в обществе было бы намного больше, ведь уважение традиций - путь к добрососедским отношениям.
Мне, например, было очень интересно прочитать все учебники курса. И один из самых интересных из них, на мой взгляд, - по основам иудаизма. Он написан очень ярким языком. А еще так получилось, что именно про иудаизм я знала меньше всего. Православие - моя родная культура. Ислам я изучала в институте, а о буддизме в свое время много читала. Когда же прочла учебник по иудаизму, мне многое стало понятно. Кстати, на досуге неплохо было бы и родителям взять в библиотеках учебники и прочитать их. Тогда мы не будем говорить заведомых глупостей нашим детям и, возможно, станем более терпимы и воспитанны.
И еще, если говорить о том, почему я ратую за то, что нужно изучать все религиозные культуры, то ведь без этого невозможно постичь многие произведения литературы. Так, чтобы до конца понять Достоевского или Булгакова, надо знать основы православной культуры. Точно так же, когда я читала Омара Хайяма, для меня было многое непонятно. И объяснение нашлось только тогда, когда я начала знакомиться с исламом.
- Не возникли ли при введении предмета трудности с преподавательским составом?
- Все это нам далось, конечно, непросто. Ведь предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является новым для всех педагогов. Они не изучали его ни в школе, ни в вузе. А потому тем, кто сегодня преподает этот курс, потребовалась серьезная подготовка.
С этим Ставропольскому краю было несколько легче, так как в нем проходила апробация предмета. Первопроходцами стали наиболее подготовленные учителя истории и филологи. Они прошли обучение в Москве. А потом совместно с преподавателями института повышения квалификации кадров подготовили еще порядка 1500 тысяч учителей, то есть потребность края в педагогах, которые преподают этот предмет, была закрыта.
Конечно, чтобы подготовиться к уроку, педагогам приходится очень много работать. Объем информации, который они должны освоить, внушительный. Да и донести до ученика самое главное, чтобы он понял тему, непросто. И все-таки относятся учителя к новому предмету хорошо. Все они предварительно изучили все шесть модулей, а потому получили полную картину об особенностях традиционных религий. А у многих из них даже изменилось сознание.
- Работает ли предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» на преодоление дефицита духовности в нашем обществе, о котором говорил в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин?
- Однозначно да. Дело в том, что цель курса - формирование у ребят мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Самое главное, что сегодня это единственный предмет школьной программы, который говорит о духовности, нравственности, устоях, то есть о том, что нас всех объединяет. И школа должна пропагандировать самое хорошее, что есть у нас всех, - семейные ценности, почитание старших, заботу о младших, служение Родине.
А еще очень важно, что в общее дело включились родители. И работать на результат мы должны вместе. Нужно, чтобы учителя слышали родителей, а родители слышали учителей, и совместными усилиями они воспитывали детей.
Казалось бы, не по теме, но все же... Раньше у нас ученики сами убирали классы и школу. Сейчас многие родители выступают против этого, забывая о том, что это основа элементарного приучения к труду. И тот человек, который за собой убирает, следит и создает вокруг себя чистоту и порядок, вряд ли станет безобразничать на улице и выбрасывать мусор в лесу. Вот эти все моменты взаимосвязаны. Надо всегда помнить о том, что в принципе задача и у школы, и у родителей одна: чтобы дети вышли из учебного заведения красивыми, и телом, и душой, и своими мыслями. И добиться этого мы можем только вместе.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет