Вы здесь

ОРКЕСТР ИГРАЕТ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

26.12.2012
ОРКЕСТР ИГРАЕТ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

В Государственной Ставропольской краевой филармонии состоялся гала-концерт симфонического оркестра, которому исполнилось 25 лет.
На пресс-конференции, предварявшей торжество, главный дирижер оркестра, заслуженный артист РФ Юрий Каспаров, дирижер Андрей Абрамов, художественный руководитель краевой филармонии Анатолий Пянзин, музыковед, бессменная ведущая симфонических концертов Ольга Руднева, народные артисты России, вокалисты Ольга Мещерякова и Борис Бруснев рассказывали журналистам об истории создания филармонического оркестра. Говорили они и о проблемах, волнующих, наверное, всех классических музыкантов страны.
Все начиналось с небольшой группы струнников, коллектива энтузиастов и единомышленников, который возглавил ветеран Великой Отечественной войны, преподаватель по скрипке краевого музыкального училища Семен Маркович Дольников. Директором краевой филармонии была тогда, в 1987 году Валентина Викторовна Куникина. Она-то вместе с министром культуры Ставропольского края Александром Ивановичем Марковым и приняла решение взять ансамбль в штат филармонии. Из того, первого состава в оркестре до сих пор работают Рафаэль Зананян, Елена Приганец, Геннадий Образцов, Томаз Сухиташвили, Жанна Селеменева, Вячеслав Мартынов. Через несколько месяцев камерным ансамблем, в котором было уже 12 человек, стал руководить дирижер Юрий Сучков. С первого же дня с коллективом сотрудничают музыковед Ольга Руднева и солист филармонии, баритон Борис Бруснев. С легкой руки Юрия Сучкова с начала 90-х годов в репертуаре коллектива появился новый жанр - сказки с оркестром. «Соловей», «Петя и волк», «Звездный мальчик», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и другие музыкальные сказки и сейчас пользуются неизменным успехом у ставропольской детворы. Причем в старинном зале филармонии обычно очень тихо сидят и слушают почти 400 юных зрителей, хотя, как говорил в свое время знаменитый педагог и композитор Дмитрий Кабалевский, для восприятия серьезной музыки нежелательно, чтобы в зале было более ста детей.
В 1993 году камерный ансамбль был преобразован в камерный оркестр «Ренессанс», который возглавил дирижер Владислав Чачин. Тогда в Ставрополь приехала работать заслуженная артистка РФ, сопрано Ольга Мещерякова - ныне народная артистка России, профессор (класс вокала) Северо-Кавказского федерального университета. Вместе с «Ренессансом» она впервые с успехом выступила на престижном фестивале «Северная Пальмира» в Санкт-Петербурге. Оркестр еще дважды возил свои программы на этот фестиваль, и каждый раз отзывы были очень положительными. В фондах краевого радио сохранились записи тех концертов камерного оркестра «Ренессанс». С 1999 года коллективом руководит известный музыкант и композитор Юрий Каспаров. Дирижер Андрей Абрамов пришел сюда работать в 2000 году, а с начала 2001 года на базе «Ренессанса» был сформирован полноценный симфонический оркестр, куда вошло 65 музыкантов трех групп - струнной, духовой и ударной.
Почти во всех крупных регионах России обязательно есть музыкальный вуз, несколько симфонических оркестров, оперный или музыкальный театр. На Ставрополье же был только симфонический оркестр Федеральной филармонии на Кавминводах. И все. В начале XXI века ставропольские музыканты-профессионалы все-таки добились создания в краевой филармонии симфонического оркестра, и помогла им в этом заместитель председателя правительства СК Алла Золотухина. Позже в Ставропольском госуниверситете (сейчас СКФУ) был открыт факультет искусств с тремя кафедрами - вокальной, дирижерско-хоровой, народно-хоровой. А вот скрипачей, виолончелистов, контрабасистов, духовиков и ударников «поставляет» в симфонический оркестр по-прежнему только краевой колледж искусств. И если раньше, благодаря тому, что в Ставрополе базировались военные оркестры (сейчас нет ни оркестров, ни военных вузов, ни знаменитого ансамбля «Пограничник Кавказа»), в нашем симфоническом работали по совместительству профессионалы - трубачи, тромбонисты, кларнетисты, гобоисты, флейтисты, валторнисты, фаготисты, - то ныне их явно не хватает. А через 5 - 10 лет, если мы не будем думать о подготовке достойной смены, то оркестра как такового не будет, что для культуры Ставрополья - просто катастрофа.
Сейчас в огромном репертуаре филармонического симфонического оркестра есть такие крупные «полотна», как симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Мендельсона, Дворжака, Прокофьева, Шостаковича, симфонические картины, увертюры из опер, концерты для фортепиано и скрипки зарубежных, русских, советских и современных российских композиторов, опера Рахманинова «Алеко», мюзикл Левина «Шарман-канкан». Не счесть оркестровых пьес, арий из опер и оперетт, которые вместе с оркестром исполняют солисты-вокалисты филармонии, а также приезжающие в краевой центр гастролеры. Коллектив много выступает в районах края, ведя большую просветительскую работу. У симфонического оркестра большой опыт общения с приезжими дирижерами. Еще в 80-х годах сюда приезжал немецкий дирижер Мартин Кнель, работал с нашим оркестром единственный в мире дирижер - генерал-лейтенант Виктор Афанасьев, постоянно приезжает в Ставрополь профессор Семен Коган. Проводятся обменные гастроли с симфоническими оркестрами госфилармоний на КМВ и Краснодара.
Обо всей обширнейшей работе коллектива оркестрантов, конечно, рассказать невозможно, но хочется остановиться на тех проблемах, которые мешают музыкантам показывать более высокий класс исполнения. Это, прежде всего, нехватка качественных инструментов, в частности медных и деревянных духовых. «Идеально звучит, - сказал дирижер Андрей Абрамов, - та оркестровая группа, музыканты которой играют на качественных инструментах одной фирмы. А мы можем об этом только мечтать». Не хватает элементарного: канифоли, струн. Все это, как и трости для деревянных духовых инструментов, оркестранты покупают на собственные деньги. У оркестра, считает худрук Анатолий Пянзин, должен быть особый статус, со своим бюджетом даже внутри филармонии. Надо, чтобы к нам приезжали ведущие педагоги из консерваторий страны и занимались с музыкантами. А краевому центру крайне необходим большой концертный зал, и чтобы он был в подчинении у краевой филармонии. Вот если бы его сделать на месте бывшего кинотеатра «Экран» - какой бы был великолепный подарок местных властей жителям и гостям Ставрополя. Если после гастролей великого пианиста Николая Петрова (светлая ему память) в краевой филармонии появился рояль «Стейнвей», то не будем позориться перед другими великими и построим концертный зал. Ведь к нам приезжают замечательные гастролеры со всего мира, начиная с
80-х годов прошлого века. Да и наши музыканты достойны лучшей доли. К примеру, пианистка Ольга Козырева и сопрано Ирина Белая, показав свое искусство на престижных музыкальных форумах, завоевали звания лауреатов всероссийских и международных конкурсов. Оркестр ведет активную работу с молодежью - со студенческой и детской филармониями. А пригласить на работу музыкантов не может - маленькие оклады и нет даже общежития. Печально, но факт.
Вернемся, однако, к замечательному юбилейному концерту, который музыканты подготовили для земляков. Поздравить коллектив оркестра с 25-летием приехала первый заместитель министра культуры СК Валентина Крихун, которая вручила почетные грамоты и сертификат на 150 тысяч рублей на новую оркестровую программу. Со сцены старинного зала звучали: рассказ музыковеда Ольги Рудневой об истории оркестра, произведения Верди, Россини, Полторацкого, Баха, Шостаковича. Камерный хор спел для именинников «Многая лета», ансамбль «Слобода» - песню «Никогда на Руси не умолкнут гармони». Поздравили юбиляров директор краевого колледжа искусств Анна Макеева, артисты краевого театра драмы. В адрес коллектива пришло много поздравительных телеграмм, директор филармонии Лариса Конева вручила артистам оркестра почетные грамоты. А фирма «Шоколадница» и кондитерский дом «Подсолнух» подарили коллективу два огромных торта с изображением лиры и скрипки.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)