Вы здесь

ПОНИМАЮТ ХОРОШО, А ЧИТАЮТ МАЛО

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

19.12.2012
ПОНИМАЮТ ХОРОШО, А ЧИТАЮТ МАЛО
Ирина ПОСТОВАЯ

Российские школьники читают и понимают тексты лучше своих ровесников из ряда других стран мира. Об этом свидетельствуют результаты очередного этапа международных исследований PIRLS-2011 (качество чтения и понимания текста в начальной школе), представленные на днях Министерством образования и науки и Центром оценки качества образования Российской академии образования.
Исследование по навыкам чтения проводится раз в пять лет с 2001 года. В последнем мониторинге приняли участие более 300 тысяч четвероклассников из 49 стран мира, среди них - 4,5 тысячи российских школьников из 42 регионов страны.
Проверка знаний проходила в виде теста, состоящего из двух текстов - художественного и научно-популярного. К каждому из них предлагалось 12-16 заданий. В этот раз школьникам предложили рассказ о том, как враг превращается в друга, - «Пирог для врага» и текст об археологической находке «Загадка гигантского зуба». Российские школьники одинаково хорошо справились и с тем, и с другим. При этом с вопросами высокого и высшего уровня сложности, которые требуют не только простого вычитывания информации из текста, но и ее серьезной мыслительной обработки, справляются 63 процента российских четвероклассников. Они читают, понимают и интерпретируют тексты длиной в 800-1000 слов.
По результатам мониторинга, наши четвероклассники набрали 568 баллов и в итоге заняли второе место. Лидируют в рейтинге школьники Гонконга, наравне с Россией - Финляндия, замыкают пятерку лидеров Сингапур и Северная Ирландия.
Однако рейтинг рейтингом. Но даже если понимают тексты наши ребята неплохо, то собственно любителей читать, об этом говорят родители, учителя, общественные деятели, в стране становится все меньше. Не исключение в этой связи и семьи целого ряда моих знакомых.
«Наш Денис совершенно не любит читать, - как-то поделилась со мной подруга, - но мы, признаться, и не заставляем его». Вторила ей моя коллега: «Наш внук в 5-м классе, но до сих пор читает по слогам, оправдывается тем, что видит текст впервые, на деле же его лишний раз не заставишь книгу взять в руки». «Нет, наша Лена книгами совершенно не интересуется, - возмущалась моя соседка, - ее не заставишь оторваться от компьютерных игр».
Но неужели на самом деле все так плохо и читательский интерес упал до минимума? С этим вопросом мы обратились в ставропольские библиотеки.
- Многочисленные социологические исследования детского чтения (опросы младших, средних, старших школьников), проводимые на разных уровнях, в том числе и осуществленные в нашей библиотеке, дают информацию, позволяющую несколько уточнить и детализировать оценки взрослых по поводу чтения школьников, - отметили в Ставропольской краевой детской библиотеке им. А.Е. Екимцева. - Эти данные показывают, что показатели интенсивности чтения детей и посещаемости библиотеки за последние три года не намного, на 9 процентов, но выросли. В целом активность чтения учеников средних классов не ниже, а даже несколько выше, чем у младших школьников, но к 9-му классу она снижается. Так, если в пятом и шестом классах читают более двух книг в месяц в среднем 28 процентов учеников, то в девятом классе таких уже только 13 процентов, притом что 12 процентов девятиклассников не прочли за этот период вообще ни одной книги.
Тем не менее эти данные не дают основания говорить о тотальном «нечтении» детей и подростков. Книги теперь пробиваются к читателю, в том числе юному, по-новому - в электронном формате. Абсолютными лидерами у читателей младшего школьного возраста (с 1-го по 4-й класс) являются книги приключенческого жанра, на втором месте по читательскому предпочтению у детей этой возрастной категории - научно-познавательная литература (серия «Я познаю мир»), на третьем - русская классика (серия «Иллюстрированная классика»). Читатели-подростки (5-9-е классы) предпочитают фантастику и фэнтези (книги М. Семеновой, Э. Хантер, Т. Стоуна), за ними следуют детские детективы и научно-познавательная литература. Любимыми литературными персонажами, по опросам читателей 7-10 лет, являются: Золушка, Чебурашка, Карлсон, Бэтмен, Гарри Поттер и другие.
- Спрос на книги есть, - ответили нам в филиале № 2 ЦСБ. - Да и читателей к нам приходит немало. Если говорить о том, что предпочитают ребята, то школьники младшего возраста с удовольствием берут читать книги о приключениях, детективы и фантастику. Девочки старшего школьного возраста спрашивают романы, юноши не прочь почитать ужасы. При этом фонд пополняется ежемесячно, приходят новые интересные книги. Так что возможность для выбора есть.
На вопрос, что нужно сделать, чтобы ребенок читал, все мои собеседники сходились в одном - что любовь к книге нужно воспитывать с семьи. Если мама с раннего возраста читает детям вслух, то и ребенок впоследствии будет больше времени проводить в компании с книгой. А когда на вопрос «Может, Ване или Тане подарить книгу?» родители отвечают: «Не надо, кто ее читать будет?», то о чем в итоге можно говорить?
Кстати, наилучшие результаты международных исследований PIRLS-2011 показывают дети из семей, где родители сами любят читать и с детства приучают к этому ребенка. Да и на успеваемости детей это в дальнейшем обязательно сказывается. Так что читайте сами. А дети подтянутся.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет