Вы здесь

МАГИЯ КУКОЛ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

05.12.2012
МАГИЯ КУКОЛ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Совсем недавно краевед из города Изобильного Нелли Георгиевна Хирьянова преподнесла в подарок Ставропольскому краевому музею изобразительных искусств коллекцию из 27 русских народных обереговых, обрядовых и игровых кукол, которые она сделала своими руками. Теперь как в самом музее, так и в детских дошкольных учреждениях, и для учащихся младших классов сотрудники музея проводят интереснейший урок «Тряпичная кукла», где не только рассказывают об истории возникновения русских народных кукол, но и проводят мастер-классы по их изготовлению. Корреспондент «СГВ» встретилась с Нелли Хирьяновой и увидела и услышала немало необычного о, казалось бы, такой привычной детской игрушке, как кукла.
ПРИВЕТ ИЗ ДРЕВНОСТИ
Никто сейчас не может сказать, когда появились первые куклы. На территории нынешней Чехии нашли недавно маленькую фигурку из кости мамонта, которой, по предварительным расчетам, 30-35 тысяч лет. Греческие и римские куклы делались из воска, глины, реже из слоновой кости. Самые ранние игрушки, обнаруженные в археологических раскопках в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. По преданиям, в глиняные, деревянные, тряпичные куклы (без лиц) вселялись духи умерших, которые обладали магической силой и могли оказать покровительство и помощь своим живым родственникам. Но это на Руси, где такие куклы бытовали в крестьянской среде и помогали против злых сил. Даже во многих сказках герой или героиня кормит куклу, спрашивая у нее совета. В Европе же до XV века куклы в основном использовались в магии и имели огромное значение при совершении различных, преимущественно черных, направленных на причинение зла, ритуалов. К примеру, кукольный театр, родившийся из языческих обрядов, преследовался в эпоху Средневековья инквизицией. Правда, позже куклы, изображавшие Деву Марию с младенцем, стали принимать участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. Колдуны во многих странах лепили кукол из воска и прокалывали их иголками. Считалось, что пронзенное сердце магической куклы вызовет у реального человека душевную тоску, а то и смерть.
Со временем куклы потеряли связь с культами и обрядами. Со второй половины XVII века во Франции появились фарфоровые куклы, одетые по последнему слову моды. В том же веке появились первые русские авторские игрушки, сделанные на заказ московскими умельцами из Оружейной палаты, которые предназначались для царских детей. А в 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нем достойное место. В годы революционных потрясений и гражданской войны народу было не до рукотворных кукол, тем более что они стали вытесняться фабричными штамповками. И на весь XX век кукла у нас превратилась в простую забаву. Однако некоторые американские эксперты по аномальным явлениям заявляют, что куклы и сейчас иногда превращаются в «энергетических вампиров». Некие зловредные «сущности» поселяются в игрушках и куклах, забирая у детей жизненную энергию, что нередко вызывает у ребенка серьезные проблемы со здоровьем. Такие «сувениры» могут попасть к нам в дом из туристической поездки по Азии, а также по Африке (опасные магические африканские куклы Вуду). Но не будем о плохом и страшном, ведь жительница Изобильного Нелли Георгиевна Хирьянова создает традиционную русскую матерчатую куклу, которая приносит только добро.
ОТКУДА ЧТО ВЗЯЛОСЬ
На вопрос, откуда взялось ее увлечение, Нелли Хирьянова ответила: «Конечно, из детства». Жила их семья тогда в Майкопе, который относился в то время к Краснодарскому краю. «Каждое лето, - рассказывает Нелли Георгиевна, - к бабушке, жившей рядом с нами, приезжала из Москвы моя тетя Антонина Максимовна Муравлева - удивительный человек и мастер. Она изготавливала различные игрушки, но больше всего любила делать Дедов Морозов ростом в полметра. У тети Тоси была трагическая судьба. Ее любимого мужа - дядю Леву отправили на 18 лет в лагеря на Север, а ее саму, за то, что не отказалась от него официально - на пять лет в Норильск. Хотя у них было шестеро детей. Их потом, конечно, реабилитировали, и дядя Лева написал документальную книгу «Золотой мост», которую ему помог опубликовать Давид Кугультинов. А тетя Тося создавала теплых и добрых кукол, таких, как она сама.
Как-то так получилось, что ее дети этим искусством не особенно интересовались (двое из них до сих пор живы и мы хорошо общаемся), а я к ней буквально прилипала каждое лето, наблюдая за ее работой. И в 1972 году она попросила, чтобы я приехала в Москву, и она передаст мне секреты своего мастерства. Всю технологию изготовления тетей Тосей традиционных кукол я записала, потом набрала текст на компьютере, получилась книга».
Ну а в город Изобильный Нелли Георгиевна приехала вместе с мужем после окончания Краснодарского политехнического института. Правда, сначала она поступила в Ростовский железнодорожный институт, в 19 лет, после сдачи экзамена по сопромату вышла замуж, а потом уже перевелась в политех. В Изобильном им дали бесплатно дом. Родилось у Хирьяновых двое детей - дочь Наталья и сын Владимир. Теперь уже у Нелли Георгиевны четверо внуков. А тогда она трудилась конструктором на заводе «Атлант», потом начальником бюро стандартизации, после же ухода на пенсию пошла работать научным сотрудником в Музей истории Изобильненского района. И параллельно занималась соломкой, лоскутным шитьем, чеканкой, кукольным театром, вела в музее проект «Диалог культур», так как всегда интересовалась историей, природой, народным творчеством регионов России. Она и сейчас проводит в Изобильненском музее мастер-классы по изготовлению народных тряпичных кукол.
СИМВОЛЫ И ОБЕРЕГИ
Сидим в уютном зале краевого изомузея, где можно увидеть творения Нелли Хирьяновой, и мастерица с большой любовью рассказывает о каждой свой кукле. В симпатичной тряпичной фигурке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжелой крестьянской жизни здоровье и красота - почти одно и то же. Недаром кукла такая устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле. Куклы на Руси были не только девичьей забавой. Играли в них все дети до 7-8 лет, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики надевали портки, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись. Кукол шили бабушки, матери, старшие сестры, а с пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
У русских тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая «безликая кукла» служила «оберегом», спасавшим человека от различных опасностей. По своему назначению традиционные народные куклы делятся на обереговые, обрядовые и игровые. В каждой семье обязательно была кукла Берегиня, которая имела особое значение. Она оберегала дом от несчастий и бед, отпугивала нечистую силу и злых духов. Примерно за две недели до рождения ребенка будущая мать помещала в колыбельку маленькую куколку Кувадку. Куколки были разноцветными, заменяли погремушки и тоже были оберегом для ребенка. Символом весеннего пробуждения природы считалась Столбушка - тоже оберег с плотно закрученным лоскутом ткани или берестяной трубочкой в основе. Эту куклу делают без применения ножниц и иголки. Зернушка, или Крупеничка, символизировала достаток в доме. Ее туловище было из мешковины и заполнялось зерном, а безликая головка повязывалась ярким платком.
Есть в коллекции Хирьяновой Кубышка-травница, наполненная душистыми лекарственными травами, которая изготавливается как оберег на здоровье. Есть Луковка - кукла с ребенком на руках, с настоящей луковицей вместо головы, которая заодно служит профилактикой простуды. Обрядовая кукла Коляда названа так в честь славянского праздника зимнего солнцеворота (25 декабря) и является символом солнца и добрых отношений в семье. Она изготавливается из березового полена, яркая одежда только из новых тканей, в мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу. Витой поясок - тоже оберег. Немало интересного рассказала Нелли Георгиевна о кукле «День и ночь», о «Валдайском колокольчике» - кукле добрых вестей, о «Неразлучниках» - свадебной кукле с одной общей рукой для двух фигурок - жениха и невесты. Чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в радости, и в горе.
Обо всех куклах, создаваемых нежными и добрыми руками Нелли Георгиевны Хирьяновой, рассказать, конечно, невозможно. Главное в другом. В том, что в России в 90-х годах XX века стало возрождаться искусство создания традиционных народных рукотворных кукол. И одним из замечательных авторов этого необычного жанра является наша обаятельная землячка - Нелли Георгиевна Хирьянова.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет