Вы здесь

ЖИВИ ИНАЧЕ. ЕСЛИ СМОЖЕШЬ ВЫЖИТЬ.

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

14.11.2012
ЖИВИ ИНАЧЕ. ЕСЛИ СМОЖЕШЬ ВЫЖИТЬ.
Сага об автомобильной пробке. И не только
Александр Емцов

В двадцать первом веке нас двое. Я не о существе противоположного пола рядом. Я - об автомобиле. Он удовлетворяет одну из наших главных потребностей - потребность в быстром и свободном передвижении. И так уж складывается современная жизнь, что без авто мы - никуда. Без него мы никто и звать нас никак.
Но вот проблема. Чем легче наш доступ к автомобилю, чем качественнее он сам, тем сложнее становится жизнь с ним. И поставить его негде, и проехать на нем не везде возможно. Средство, снявшее проблему нашего передвижения и значительно расширившее рамки нашей свободы, само становится все большей проблемой и эту нашу свободу все больше и больше ограничивает.
ВСЯ НАША ЖИЗНЬ - В ПРОБКЕ
Компания, строящая в центре Ставрополя, зазывает покупателей квартир немудреным лозунгом на рекламном щите в Юго-Западном районе: «Надоело стоять в пробках? Цени свое время, живи иначе!». Мол, покупай у нас, а не тут, на окраине, и забудешь о пробках. Лукавят составители слогана, а может быть, и откровенно врут. Потому что по части пробок центр давно перещеголял окраины. Но если на окраинах хотя бы улицы широкие и есть перспектива увеличения их пропускной способности, то в центре они и узкие, и перспективы расширения никакой нет. Более того, ситуация в центре с каждым годом все хуже и хуже. И близка к патовой.
И городские власти своими действиями это подтверждают. Вся прошлая неделя, например, прошла под знаком борьбы с автомобильными пробками в центре. Особо не мудрствуя, власти стали забирать машины, стоящие на краю проезжей части и мешающие движению, эвакуаторами на штрафстоянки. Вызвав тем самым волну законного возмущения автовладельцев. Потому что прежде чем что-то ограничивать, надо предложить альтернативу. В данном случае ее - а именно других, хотя бы платных, парковочных мест, предложено не было.
Еще пять лет назад самая центральная наша улица Ленина была труднопроезжей от Пушкина до Льва Толстого. В настоящее время она уже сплошная пробка, причем не только в час пик, но и весь световой день, и уже от Маяковского до проспекта Кулакова. По улице Мира пробки от Маяковского до Доваторцев. По, казалось бы, самой широкой, с двухсторонним раздельным движением улице Лермонтова тоже основательная постоянная пробка - в районе Верхнего рынка. В пробках улицы Дзержинского, Орджоникидзе, Серова, проспект Карла Маркса... Чтобы добраться, например, от цирка до городского Дворца культуры, затратить приходится не менее получаса. Именно столько времени занимает и прогулка пешком. Не лучше, если даже не хуже, положение на поперечных улицах - Маяковского, Голенева, Пушкина, Ломоносова, Краснофлотской, Доваторцев... В ясный день пробки, а если непогода, да не дай бог авария случится - улицы становятся абсолютно непроезжими. Ну а зимой, когда обочины завалены снегом и проезжая часть чуть ли не вдвое сужается, вообще туши свет. Тогда уж лучше не выезжать.
Новое выражение даже появилось в нашем языке: «мертвая пробка». И никто не думает, что речь о закупорке бутылки. Информация о пробках на дорогах стала на радио столь же привычной и необходимой для слушателей, как и сводка погоды.
Центр города, при его внешней просторности, очень тесный для транспорта. Так сложилось исторически, и тут уже ничего не попишешь. Ведь закладывался Ставрополь в тележные восемнадцатый и девятнадцатый века. Под транспорт в одну лошадиную силу. И под совершенно другой ритм жизни.
Сказать, что через год-два будет еще хуже, это значит ничего не сказать. Будет катастрофически плохо. Сейчас в городе уже свыше двухсот тысяч машин, по одной на два среднестатистических жителя. Мы все же богатеем год от года. Добавьте сюда восемьсот тысяч автовладельцев в других населенных пунктах края, которые все стремятся в краевой центр. Но ведь ежегодно в Ставрополе прибавляется не меньше пятнадцати тысяч машин, по краю - все семьдесят тысяч. Это официальная статистика. Автомобильный прирост значительно превосходит человеческий. Это факт. Где же он, свет в конце автомобильно-пробочного тоннеля? Да нет его.
Так что жить иначе - это совсем не жить в центре. Жить иначе в наше время в Ставрополе - это как раз жить на окраинах. А лучше - сделать так, чтобы пробок не было. Ни в центре, ни на окраинах.
КТО ВИНОВАТ
Как это ни странно, большая часть вины за пробки в центре города лежит как раз на тех, кто и предлагает сегодня «жить иначе» и перебираться в центр. То есть на строителях. Именно они хищнически, другого слова не подберешь, правдами и неправдами и именно в центре захватывают любые свободные участки. При параличе и даже потворстве власти, разумеется. И лепят, лепят... То жилые комплексы, то деловые центры. То все сразу в одном здании. При этом проектировщиками, да и комитетом градостроительства, городской архитектурой в момент согласования проектов, абсолютно не учитываются возможности парковок, подъездов и разъездов. Судя по всему, их просто не закладывают в проектные решения. Будто и нет такого важного субъекта нашей жизни - автомобиля. Но гражданин теперь без машины никуда. Если негде ставить во дворе, то рядом проезжая часть. Вот и имеем мы после сдачи таких зданий в эксплуатацию заставленные автомобилями окрестности и в итоге все те же пробки.
Мы не будем особо останавливаться на примерах из прошлого, когда строительство одного здания без парковок, как это было с деловым центром по Ленина, буквально парализовало улицу. Их и в настоящем времени хватает. Сейчас, например, на углу Голенева и Орджоникидзе уже подняли восемь этажей то ли делового центра, то ли жилого дома. И похоже, что это не предел, монтажные работы продолжаются. Мы пишем «то ли», потому что разрешение выдано городской властью на строительство... двухэтажного коттеджа. Но застройщик, как видим, вошел во вкус, никак не может остановиться. Барыши застилают глаза. Здание выходит прямо на тротуар, при этом двора там фактически нет, на улицах мест для парковок тоже нет. Страшно представить, что будет твориться на уже сегодня непроезжих улицах Голенева и Орджоникидзе после сдачи здания в эксплуатацию.
По мере застройки частного сектора нижняя часть центра города прямо на глазах превращается в проблемную для транспорта. Про вечно стоящие пробки на улицах Мира, Маяковского, Голенева мы уже говорили. Но вот на вчера еще тихой улице Розы Люксембург от моста по улице Кирина в сторону центра все чаще выстраиваются чуть ли не километровые пробки. Перекресток на Лермонтова узкий и не справляется. Планировавшийся еще в советские годы выезд с Лермонтова на мост так и не сделан и уже не появится никогда, так как отцы города еще три года назад отдали этот участок под строительство жилого дома. Он нагло стал поперек возможной проезжей части. Не сносить же его теперь? Перекресток никто не думает расширять, но зато вокруг стали появляться заборы, огораживающие будущие строительные площадки на месте частного сектора. По некоторой информации, это будут жилые комплексы не ниже двенадцати этажей на многие сотни квартир.
Но и это еще не все. После Киринского моста в сторону улицы Серова были военные склады. Одноэтажные сараи. Теперь на их месте планируется возвести... пятнадцатиэтажный жилой комплекс чуть ли не на тысячу квартир! Мы уже не говорим о том, что он поднимется на потенциально оползневом склоне. Что будут вырублены деревья. Мы говорим о пробках. Не надо быть особо догадливым, чтобы предсказать транспортный коллапс на этом перекрестке. Да и во всем микрорайоне.
Хотя как тут не сказать и о том, что реализация этого проекта откроет, да уже открыла, новую страницу в уничтожении многострадального лесного массива. Единственного в этом районе города. В окончательном уничтожении. И в превращении этой природной жемчужины в обыкновенный городской микрорайон.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Нельзя сказать, что городские власти ничего не делают для изменения ситуации в центре. Делают. Расширяют за счет ликвидации газонов парковочные места, прибавляют проезжую часть. Но темпы прироста транспорта таковы, что эти полумеры ничего не дают. Спасти положение могли бы меры радикальные, вроде строительства виадуков, тоннелей, многоуровневых парковок. Но это очень большие деньги, а их, как водится, в бюджете нет. И, похоже, не будет еще долго. Если не до конца дней ныне живущих.
Остаются полумеры. Более решительные, чем названные выше. Такие, которые хотя бы на время приостановили нарастание проблемы, сделали ее не такой острой и злободневной.
Почему, например, городским законодателям решением думы не ввести норматив парковочных мест при строительстве жилья и особенно бизнес-центров? Обязывающий застройщика учитывать в расчетах наличие у будущих жильцов или работников офисов «железных коней»? То есть предусматривать, где должен находиться тот «второй», о котором мы говорили вначале и без которого гражданин теперь никуда? К примеру, закладывать одно машино-место парковки на сто квадратных метров построенной жилой или офисной площади. Какая это будет парковка - наземная или подземная, крытая или открытая, - застройщик пусть решает сам. Но у будущего жильца или владельца квартиры должна быть возможность поставить свою машину, а не мостить ее на проезжей части, сужая ее и создавая тем самым пробки.
Действенной мерой могло бы стать ограничение этажности в центре города. Или хотя бы формирование перечня обязательных требований, при которых строительство многоэтажки возможно. Любой начинающий архитектор скажет, что многоэтажка тогда хороша, выгодно смотрится, когда ее окружает свободное пространство. Желательно зеленое. У нас же она может вырасти в жилом, окруженном старыми пятиэтажками, дворе. Как это сделано, например, по улице Артема, прямо за рестораном «Нива». Здание дорогое, красивое, но ничего, кроме проклятий соседних жильцов и удивления прохожих, не вызывает. И без единого деревца рядом. Или того хлеще: поднимают многоэтажку в уютной исторической двухэтажной застройке, как по Голенева. И вот уже она закрывает, душит все в округе своей громадой.
Наконец, власти могли бы открыть зеленую улицу для строительства в центре многоуровневых парковок. Вплоть до того, что выкупать для них землю, создавать какие-то преференции строителям, сооружающим их, и эксплуатационникам. Парковки должны работать в режиме почасовой аренды. Приехал на работу, загнал туда машину. Вечером перегнал ее на другую парковку - ночевать. Если стоимость часа будет небольшой, то люди воспримут это как благо.
Те парковки, которые сегодня под некоторыми зданиями строятся, проблемы не решают. Потому что застройщик стремится выгодно продать парковочное место, и все. Цена очерченного краской квадрата размером шесть на три метра в темном и сыром подвале доходит до девятисот тысяч рублей. Цена однокомнатной квартиры. Немудрено, что такие парковки зачастую пустуют. Они, как и другая недвижимость, стали всего лишь выгодным вложением капитала.
НАЧНЕМ ХОТЯ БЫ С ДИСКУССИИ
По большому счету, во всех этих предложениях нет ничего нового. Они звучали, например, в Москве, когда там разгорелась дискуссия о пробках в центре города. Но в столице, судя по прессе, уже делаются реальные шаги к их ликвидации. Во всяком случае, новые торговые и деловые комплексы перестали в центре проектировать.
У нас же пока и дискуссии на эту тему нет. К чему мы данной статьей читателей и приглашаем.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет