Вы здесь

ДЕТСКИЕ СЛЕЗЫ КАК УКОР ВЗРОСЛЫМ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

14.11.2012
ДЕТСКИЕ СЛЕЗЫ КАК УКОР ВЗРОСЛЫМ
Нина ЕВТУШЕНКО

Эта сценка из жизни, к сожалению, еще не является редким исключением. Мамаша лет 35 прямо в магазине за непослушание дает увесистую оплеуху чересчур шустрому и явно неадекватному шестилетнему мальчишке. Тот со слезами и криком бросается на пол, бьется ногами, но взвинченная чем-то родительница вместо того, чтобы успокоить сына, резко тянет его за руки и вновь награждает шлепками. «Действо» продолжается несколько минут. Народ в молчании взирает на происходящее, а когда одна из женщин возмущенно восклицает: «Это же ваш ребенок, вы что творите?», нервная мамаша парирует: «А вам какое дело? Вы за своими детьми смотрите. Родят одного и радуются, а у меня их трое, попробовали бы справиться...»
Начинается словесная перепалка на тему «а зачем тогда было рожать», но дело не в этом. Случись подобное где-нибудь за рубежом, очевидцы происходящего сразу бы «настучали» в орган опеки и ребенка мгновенно бы изъяли из семьи в социальное учреждение. У нас столь жесткой зарубежной практики нет, мы стараемся, используя воспитательные методы, сохранить семью для ребенка и ребенка для семьи. И это, наверное, правильно, хотя без строгих мер нам тоже не обойтись.
Российская статистика неутешительна. По данным Центра социологических исследований, сегодня не менее шести миллионов детей, подростков и молодежи в возрасте 11-24 лет проживает в неблагополучных семьях, где родители алкоголики или наркоманы, либо семьи являются конфликтными. Именно здесь чаще всего дети испытывают физическое, психологическое и сексуальное насилие. Аналогичная картина и в нашем крае, о чем свидетельствуют опросы, сделанные Центром психолого-педагогической помощи «Альгис» в Ставрополе, Ипатово и Ипатовском районе. Исследования проводились в рамках краевой целевой программы «Профилактика правонарушений в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы». В качестве респондентов были выбраны несовершеннолетние из неблагополучных семей в возрасте от 10 до 14 лет. Оказалось, что 80 процентов детей и подростков сталкиваются с насилием в собственной семье, когда разбушевавшиеся горе-родители дают волю кулакам и бранным словам. Еще 28 процентов терпят побои и унижения в школе, а семь процентов - во дворе. Причем опасности подстерегают ребят в самых разных возрастных группах, даже с рождения.
Чиновники от образования радуются, что в крае меньше становится отцов и матерей, лишенных родительских прав. Если в 2009 году их было около тысячи человек, то в прошлом году - уже менее 600. Но факты насилия и произвола попадают в СМИ практически каждый день. И, как говорится, один другого «краше». Пьяный папаша жестоко избил сына. Восьмилетнюю девочку мать заставляет попрошайничать. А случаев педофилии у нас столько, что здесь мы впереди России всей.
Помню, в начале 90-х годов журналисты «Ведомостей» были шокированы письмом из Невинномысска: мужчина готов продать двух своих сыновей. В своем ли он уме? Как выяснилось, не совсем - у него были психические отклонения. А сегодня матери, находясь в здравом уме, не только торгуют новорожденными, но и лишают их жизни, как ненужную вещь, выбрасывают в мусорные баки. Одно из последних сообщений - к Дню народного единства жительнице Зеленокумска в качестве подарка кто-то подкинул только что рожденную девочку. Хорошо хоть живую...
Откуда этот накал жестокости? Ведь в России испокон веков существовал культ семьи и детей, «семеро на лавках» было и в богатых, и в бедных семьях. Кто-то истоки насилия ищет в убогости жизни и беспросветной бедности. Но ведь насилие совершается и в благополучных, материально обеспеченных семьях. Скорее всего, правы те, кто одну из главных причин связывает с утратой в обществе нравственных ориентиров и таких общечеловеческих ценностей, как доброта и милосердие. Жирок личного благополучия сделал многих безразличными к тому, что происходит в соседней квартире, на улице - не мой же ребенок пострадал! Мало кто задумывается над тем, что насилие над детьми может сделать из них таких же насильников, а то и преступников. И тогда уже нам всем несдобровать.
Нельзя сказать, что власть и общество не реагируют на сложившуюся ситуацию. Мер как будто принимается много: работают центры социальной помощи семье и детям, службы экстренной психологической помощи, детские телефоны доверия... За три последних года в УК РФ внесено два с лишним десятка поправок, касающихся защиты детей от всех видов насилия. Появились они и в Семейном кодексе. Но сколько хороших законов, которые могли бы помочь ребенку, «затерялось» в кабинетах российских парламентариев? На сайтах в Интернете россияне требуют одного - ужесточить законодательство, чтобы за издевательства над детьми насильники получали сполна. Ведь сегодня, смешно сказать, жестокое обращение с животным более наказуемо, чем избиение ребенка.
А кое-кто даже высказывается за введение в России, по примеру зарубежных стран, ювенальной юстиции. И что из этого получится? Уподобимся Финляндии, где за каждый легкий шлепок социальная служба забирает ребенка из семьи? Спору нет, есть семьи, из которых детей надо спасать. Однако даже в более гуманных странах ювенальная юстиция превращается в монстра. В России же пока обсуждается лишь законопроект о социальном патронате, недавно он был принят Госдумой в первом чтении. Но в нем, по заключению экспертов, много противоречий и размытых формулировок.
А уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае Светлана Адаменко считает, что ни один, даже самый распрекрасный, закон не достигнет своей цели, если в обществе не сформировано нетерпение к насилию и не будет культа ребенка.
С этим трудно не согласиться.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет