Вы здесь

БАНДИТСКИЙ ПЯТИГОРСК. Хроника преступлений группировки Попова

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

24.10.2012
БАНДИТСКИЙ ПЯТИГОРСК. Хроника преступлений группировки Попова
Александр ЕМЦОВ

Начало в СГВ № 38, 39, 40, 41, 42 2012 г.
Известно, что сам Черногоров причину убийства своего начальника охраны не любил обсуждать. Безусловно, эта криминальная история бросала на него тень.
Так эта загадочная страница странной эпохи черногоровского правления краем и осталась полураскрытой.
14
Вечером 17 января 2006 года на пульт вневедомственной охраны Минераловодского ОВД пришло сообщение, что в кафе «У Саши» стрельба. Когда через две минуты милиционеры прибыли в кафе, то увидели в зале обмякшего на стуле хозяина заведения А. Сухачева с огнестрельными ранениями в голову и в крови. Сухачев был известен в городе тем, что в свое время являлся главным тренером баскетбольного клуба «Локомотив». Имел довольно обширный бизнес. Поговаривали, что дружил с братками Пухлого.
Официантки рассказали, что хозяин в тот вечер ужинал с одним из гостей. В семь вечера в кафе зашел неизвестный, сел за столик рядом, заказал кофе и сигареты. Через пятнадцать минут расплатился и вышел. Где-то через час, когда гость ушел и Сухачев остался за столиком один, неизвестный снова вошел и заказал двести граммов водки. Как только официантка направилась к стойке за заказом, в зал стремительно вошел еще один неизвестный, и они вдвоем стали стрелять в Сухачева. Ей еще бросилось в глаза, что дверь в кафе почему-то оставалась открытой, хотя на ней стоит доводчик, возвращающий полотно в закрытое положение. После на теле Сухачева обнаружили 14 огнестрельных ранений. Перепуганная официантка побежала на кухню и стала истошно кричать, что в хозяина стреляют. Несколько человек из обслуги кафе выбежали за убийцами на улицу, но те быстро скрылись. Через три дня во дворе дома дворничиха найдет и принесет в городскую администрацию брошенное орудие убийства - пистолет «Иж». Другой пистолет - системы «Наган», - пули от которого также были в жертве, так найден и не был.
Тогда Сухачев чудом выжил, хотя вскоре и умер.
Следствие спустя год установит, что тот, который заходил в кафе и заказывал кофе с сигаретами, был Шаталов. На блюдце и чашке из-под кофе криминалисты обнаружат пот, который потом будет идентифицирован с его выделениями. Вторым был Шестаков. Бутько в этот момент придерживал открытой дверь в кафе, чтобы она не мешала убийцам ретироваться.
Из показаний Кима можно предположить мотивы покушения на Сухачева. Кореец якобы слышал разговор между Шаталовым и Бутько, из которого следовало, что Сухачев планирует убийство Попова и даже нанял для этого каких-то людей. Бутько также сказал, что нет смысла убивать наемников, следует «валить» самого заказчика. Так что и в этот раз Поповым руководил звериный страх за свою жизнь. Но и не только.
Еще один обвиняемый - А. Гончаров, скончавшийся во время предварительного следствия (как тут снова не посетовать по поводу большого количества «случайных» смертей в этом деле), с 2000 года работал водителем у Сухачева. У того с братьями Валерием и Владимиром Колько была в совместной собственности та самая гостиница «Эдем» в Минеральных Водах, где уже разворачивались известные нам события перед убийством О. Маслова и Р. Шемякина. Не раз шофер видел своих хозяев в компании Попова, Бутько и Шаталова. В 2003-м, после первого неудачного покушения на Сухачева, он стал подозревать в этом братьев как заказчика, а «поповских» - как исполнителей, и от услуг Гончарова, как человека Колько, отказался. И тот остался водителем только братьев Колько. В один из дней осени 2005 года Владимир сообщил, что Сухачев планирует убить обоих братьев, для чего нанял неизвестных приезжих. Поэтому надо его опередить и убить самого «этого чебурека минводского». Предложил Гончарову поработать во время операции водителем. Разумеется, за хорошую плату. Тот согласился. За два дня до убийства приехали Бутько и Шаталов. Передали ему мобильник для связи.
Вечером 17 января на мобильник позвонил Бутько и приказал прибыть к «ментовке» у городского парка. Заметьте, бандиты настолько чувствуют себя вольготно в городе, ничего не боятся, что даже «стрелку» назначают возле опорного пункта милиции. Но это к слову. Там Гончаров забрал Шмелева и отвез в указанное место. Ждал новых указаний около двух часов, после чего к машине подбежали Бутько, Шаталов и Шмелев. Они были разгоряченные после убийства. Потом он отвез их в Пятигорск в кафе «Чемпион». Это заведение, кстати, было еще одним местом, где банда проводила много времени. Так сказать, логово-2. По пути следования выбросили куртки - избавлялись от вещественных доказательств. Но вдруг вспомнили, что в одной остался телефон. Бутько приказал Гончарову на обратном пути найти куртки, забрать в одной из них мобильник, сломать в нем сим-карту и выбросить. Что и было сделано. Похожие показания дал и Шмелев.
Следствие выяснило, что Сухачев и Владимир Колько являлись соучредителями завода ООО «Минвинпром», владевшего и винзаводом в Иноземцево. После покушения на Сухачева в 2003 году отношения между совладельцами разладились, и они решили продавать предприятие. Сначала речь шла о цене полтора миллиона долларов, но сделка состоялась за 800 тысяч долларов. По некоторым данным, Колько посчитал, что ему были выплачены не все деньги. Он и затаил обиду на Сухачева, был убежден, что тот его «кинул». И даже, как показал один из свидетелей, под горячую руку обещался убить его.
Произвести допросы обвиняемых братьев Колько следствие не смогло, так как они скрылись и были объявлены в розыск. Один из них впоследствии умер. Люди в этой истории мрут как мухи.
15
13 августа 2006 года в урочище Гаралы в пойме реки Мара в Карачаево-Черкесии был случайно обнаружен труп неизвестного. На нем имелись четыре огнестрельных и шесть колото-резаных ранений в области шеи, грудной клетки, поясничной области. Левая ягодица обглодана животными. Смерть наступила не менее шести дней назад, значит - примерно 7 августа.
Родственники опознали в убитом Э. Сагателова, вора в законе из Москвы по прозвищу Эрик Ашхабадский. Он отдыхал в гостинице «Снежинка» в Домбае в номере 23 и пропал именно 7 августа.
В этот день «поповские» собрались в пятигорском кафе «Чемпион». Бутько, Шаталов и Ким сидели за одним столом, Попов с приехавшими из Карачаево-Черкесии Самвелом Саргсяном и Расулом Семеновым - за другим. Ким узнал их фамилии со слов Бутько, который рассказывал подельникам о сидевших с шефом. Саргсян якобы был известен тем, что близко знаком с вором в законе Эриком Ашхабадским.
Минут через тридцать гости уехали, и Попов подозвал Бутько и Шаталова. Обращаясь к Бутько, сказал:
- Слушай внимательно, Петя. Самвел говорит, что Эрик Ашхабадский заказал меня и его. Цену уже назначил за нас - пятьдесят тысяч долларов. Эрик думал, что проблемы со стороны ментов ему создает Пухлый, а затем кто-то ему донес, что эти проблемы создаю ему я. Вот он и напрягся.
Вроде Сагателов хотел перебраться на постоянное жительство из Москвы в Пятигорск, а местные криминальные авторитеты ему всячески мешали, в том числе сливали о нем компрометирующую информацию в правоохранительные органы. Именно такая версия причины обиды «вора в законе» на местных проскальзывает в материалах обвинительного заключения. По показаниям свидетеля, так сказать «порученца» Сагателова, его хозяин собирался жить и заниматься своими делами на Кавминводах. На момент происходящих событий уже познакомился с местными авторитетами, лидерами преступных группировок, в том числе и с Поповым, а также с Саргсяном и Семеновым. В последние дни отношения Сагателова и Саргсяна почему-то испортились. Семенов должен был привезти последнего к Эрику для выяснения отношений. Но вместо этого, как видим, Семенов и Саргсян обратились за специфической услугой к Попову.
Попов также продолжил, что менты могут сами привезти Эрика, только надо заплатить 10 тысяч долларов. На что Бутько ответил: «Десять тысяч - не деньги». Попов добавил:
- Саргсян просит, чтобы кто-либо из наших сопровождал его при встрече с Сагателовым. И все. Саргсян и его люди сами там все сделают, нашим надо только присутствовать при «базаре». И при- том заработаем. Ехать придется прямо сейчас.
Потом следствие выскажет и обоснует предположение, не поддержанное, кстати, судом, что Саргсян, скорее всего, просто втянул Попова в свою разборку с Сагателовым, придумав версию, что тот планирует его убить и поделить сферы влияния на Кавминводах. Вряд ли представляя, куда эта разборка с участием Попова заведет. Заряженный на постоянные покушения на него, Попов принял все это за чистую монету. И дал отмашку на участие своих людей в разборке Саргсяна. Пожалуй, впервые он влез в операцию без всякой подготовки. И, как покажут дальнейшие события, поплатился за спешку. Напился крови так много, что потерял всяческую осторожность? Похоже, что так. Эта операция станет началом конца всей банды.
События развиваются буквально по часам. В тот же вечер Саргсян, Бутько и Шаталов срочно выехали в Домбай. По пути к ним присоединились на своей машине Семенов и Деккушев. Въехав на территорию республики, последние сняли со своей машины номера. Значит, понимали, на какое дело едут. Заскочили в Карачаевск, в городской ОВД. Там в машину Бутько сели трое сотрудников милиции. Семенов таким образом даже организовал милицейскую поддержку операции. И все направились в Домбай.
Начальник ГОВД подполковник милиции М. Лайпанов, обвиняемый в пособничестве в похищении человека, в пособничестве в убийстве и в превышении служебных полномочий, будет потом выкручиваться на следствии, что он, мол, выделяя людей на задержание Сагателова, выполнял поручение коллеги из Пятигорска. По этому поводу ему якобы был звонок. Но истребованные следствием у оператора связи соединения телефонных разговоров этого не доказали. Зато доказали, что начальник милиции чуть ли не весь день шесть раз переговаривался по сотовому с Семеновым. Вот какой это был «коллега». В итоге присяжные признают Лайпанова виновным, но оставят за ним только пособничество в похищении человека и превышение служебных полномочий. За что он и получит срок.
Охранник гостиницы видел, как Сагателов вышел вечером прогуляться. Почему столичный вор в законе в чужом краю гуляет один без охраны - загадка. Тем более что он, по версии «поповских», приехал в регион с самой серьезной задачей - устранить некоторых местных авторитетов и переделить сферы влияния. Не мог он не понимать, какая это опасная миссия. Тут без надежной охраны и бронежилета ни шагу. Видимо, безмятежная природа Домбая расслабила этого сурового человека настолько, что он потеряет бдительность. А может, ничего он и не собирался перекраивать в преступном мире, а просто приехал на юг отдохнуть. Оттого и безмятежность. Затем в гостиницу зашел человек, одетый в милицейскую форму. Представился сотрудником уголовного розыска. С ним было еще трое в штатском. Сказали, что им нужен гость, проживающий в номере 25. Охранник проводил их до этого номера, но нужного человека там не оказалось. В номере проживала женщина с ребенком.
Гости - а среди них, как потом установит следствие, был Бутько и ничего не подозревавшие, выполнявшие поручение начальника Карачаевского ГОВД трое милиционеров, ушли искать Сагателова на территории поселка. И нашли его рядом во дворе гостиницы. Бутько спросил: «Эрик?» Сагателов кивнул, после чего они представились сотрудниками уголовного розыска и предложили проехать с ними. Сагателов не сопротивлялся, сам подошел к машине и сел на заднее сиденье. Видимо, ничего не подозревал. Да и не впервой, наверное, было вору в законе общаться с провинциальными ментами. Был уверен, что «отмажется». Двое милиционеров сели, как и полагается в таких случаях, у него по бокам, а Бутько и один милиционер, тот, что был в форме, - спереди. В это время зазвонил сотовый телефон Сагателова. Бутько вырвал из его рук трубку, сказав в нее: «Он сейчас разговаривать не может, позвоните попозже». И выключил телефон. Повезли в Карачаевск. Бутько был за рулем. В Карачаевске выполнивших свою роль милиционеров, даже не довезя до ОВД, бесцеремонно высадили из машины. Они еще потом в своих свидетельских показаниях на это обижались. Мол, пришлось до ОВД пешком топать. На их место сели Деккушев и Шаталов, ехавшие ранее следом.
Примерно через полчаса пути после Карачаевска Бутько свернул с дороги в лесной массив в пяти километрах от поселка Нижняя Мара. Сагателова вывели из машины. Ехавший следом на другой машине Саргсян подошел, они обнялись, присели и стали говорить на армянском языке. Потом Саргсян предложил Бутько и Шаталову переговорить с Эриком. Те с нажимом стали спрашивать, в чем дело, «почему он хочет убить босса» - Попова. Бесспорно, «авторитету» такое бесцеремонное обращение не могло понравиться. Слово за слово. Началась потасовка. В итоге Сагателова скрутили, поставили на колени, надели полиэтиленовый пакет на голову.
По версии Саргсяна, он смерти Сагателова не хотел. Лишь стремился узнать, почему он обвиняет его в сотрудничестве с правоохранительными органами. Стрелял в него не менее трех раз Деккушев. А Шаталов, когда тот упал, сдернул с его головы пакет и стал бить ножом в область шеи и туловища. Если же верить показаниям самого Деккушева, стрелял в Сагателова Семенов. Мол, чтобы его не мучили, а то русские парни начали расспрашивать его, почему он хотел убить их босса, и зверски бить. Потом и Саргсян, сообразив, изменит на суде показания и скажет, что стрелял Семенов.
На Семенова, конечно, валить было проще всего. Он при задержании в начале сентября 2006 года покончил с собой. Его обнаружили с пулей в левом виске в кисловодской квартире, куда они с Деккушевым, прячась от следствия, «залегли» после убийства. Хотя самоубийство было и не очевидным. Кто же теперь докажет? Покойники, как известно, неразговорчивы.
Бутько во время допроса по этому эпизоду, вопреки обыкновению, не прикрылся 51-й статьей Конституции, дающей подозреваемому право не свидетельствовать против себя и отказаться на этой основе от дачи показаний, что делали и его подельники, а согласился ответить на вопросы следствия. Но свалил все на Саргсяна и Семенова, явно преуменьшая роль своей банды в преступлении. Мол, первый набросился на жертву с ножом, а второй несколько раз выстрелил в нее из пистолета. Мы же только стояли рядом. Следователи и присяжные ему не поверили.
После убийства Бутько и Шаталов оттащили труп в сторону. Как потом покажет следствие, на целых 32 метра. Шаталов смародерствовал, забрал крест на золотой цепочке, а также оба мобильных телефона убитого. Труп, вопреки принятому в банде обычаю, почему-то не закопали. Может, действительно убивали не «поповские». А лишь ассистировали. Хотя, с другой стороны, из расшифровки телефонного разговора Бутько с Поповым после убийства совсем не следует, что для первого свершившееся было неожиданностью. Скорее, он говорил о выполнении намеченного задания.
Продолжение в следующем номере.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (3 голоса)