Вы здесь

ВСЯ ЖИЗНЬ В АВИАЦИИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

10.10.2012
ВСЯ ЖИЗНЬ В АВИАЦИИ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Через несколько дней ставропольцу Дмитрию Алексеевичу Алексееву исполнится 90 лет. Славный юбилей у человека с очень интересной судьбой, ведь из 50 лет стажа 30 он пролетал на боевых самолетах - от истребителя-бомбардировщика ЛА-5 (знаменитый «Лавочкин») до сверхзвукового, ракетного ЯК-28П.
В канун юбилея мы встретились с Дмитрием Алексеевичем и его супругой Таисией Дмитриевной в их небольшой уютной квартире на улице Морозова. И... забыли о времени. У ветерана прекрасная память, он рассказывал о своей боевой молодости, а потом и летной зрелости настолько увлекательно и зримо, что мы боялись пропустить хотя бы одно его слово. А перед глазами как бы вставали картины боев советских летчиков с фашистскими захватчиками, потом же, в мирное время - полеты современных пилотов на сверхзвуковых ЯК-28П в специализированных герметизированных костюмах, которые не допускают перепады давления и другие смертельно опасные явления в организме человека.
Дмитрий Алексеев родился в деревне Норбужье Кимрского района Тверской области. Его родителя были крестьянами, а в большой семье из семи детей он был самым младшим. Окончив сельскую школу, Дмитрий поступил в индустриальный техникум в городе Колязин. В то время, до 1940 года учащихся индустриальных техникумов в армию не призывали, давали «бронь». «В 1940 году, - поведал Дмитрий Алексеевич, - ее отменили, и в нашем техникуме появился военный летчик, который рассказывал об авиации, а потом спросил - кто из нас хочет стать военным летчиком? У меня как раз на носу был призыв в армию, рядовым служить не хотелось, вот я и согласился. Сначала был аэроклуб, где учили летать на У-2 - учебным двухместном биплане. За свой «дипломный» полет я получил «отлично» и был зачислен в Батайское военное авиационное училище летчиков. Это было за 15 дней до начала Великой Отечественной войны. А 22 июня 1941 года училище перешло на военное положение».
Потом был полевой аэродром Кулешовка под городом Азовом, где будущих военных летчиков учили летать на самолетах Ут-2, УТИ-4, И-6. В июле Алексеев уже летал самостоятельно. Обучали тогда по сокращенной программе, жили ребята сначала в палатках, которые потом изъяли в действующую армию, пришлось рыть землянки. А фронт подходил все ближе и ближе к Ростову. Училище перебазировали в Азербайджан, штаб был в городе Евлах, а курсантов разместили на каких-то кошарах. Питание было скудным, формы не было, а еще одолели вши. «Летали мы тогда, - рассказывает Дмитрий Алексеевич, - на УТИ-4, изучали и истребитель «ЛАГГ», а в начале 1943 года в училище поступили первые самолеты ЛА-5 знаменитого конструктора Лавочкина, которые превосходили по скорости все отечественные истребители и были оснащены мощным мотором. Программа обучения на этом самолете заняла ровно 6 (!) полетных часов».
В августе 1943 года Дмитрий Алексеев окончил авиаучилище, ему присвоили звание младшего лейтенанта. Дальше был запасной истребительный авиаполк в городе Моршанске Тамбовской области, где молодые летчики усиленно занимались техникой пилотирования, групповой слетанностью в боевых порядках, а также стрельбой по наземным и воздушным целям. В ноябре 1943 года группа из восьми человек на новеньких, только что поступивших с завода ЛА-5 перелетела сначала в Воронеж, потом - в Харьков, и затем - в Прилуки. А в декабре того же года Алексеев был направлен на Первый Украинский фронт. Теперь он служил во Второй воздушной армии, в гвардейской истребительной авиационной дивизии, в 41-м гвардейском истребительном полку. И свой первый боевой вылет на ЛА-5 Дмитрий Алексеев сделал в декабре 1943 года из-под Бердичева.
Как известно по советским кинофильмам, самолет ЛА-5 был буквально склеен из фанеры, металлическими были только двигатель, винт, шасси, усилительные лонжероны и управление, а сам каркас и покрытие были деревянными. «Но, - говорит Дмитрий Алексеевич, - в качестве защиты спереди было бронестекло, сзади стальная бронеспинка, а потому самолет был очень надежным». За полтора года войны он совершил 124 боевых вылета, из которых больше половины был ведомым у комэска, Героя Советского Союза Александра Васильевича Лобанова. Надо сказать, что в 41-м гвардейском истребительном авиаполку все летчики, входившие в командный состав, были Героями Советского Союза. Самыми же тяжелыми из десяти проведенных боев для Алексеева были два: когда их «пара» с Лобановым вступила в бой против шестерки, а затем против четверки «Мессершмиттов». В первом случае двойка наших летчиков выполняла задание по прикрытию наземных войск в Польше, а при подходе к своему аэродрому встретила шестерку немецких МЕ-109. Командир Лобанов вступил в бой, а своему ведомому Алексееву приказал по рации войти в облака, так как у него уже было на исходе горючее. Облачность на высоте 2-3 тысяч метров была очень плотной, и «Мессеры» наших «Лавочников» потеряли. Выскочив из облаков, Дмитрий Алексеевич увидел с одной стороны свой аэродром, а с другой на него уже мчался фашист. «Мессер» атакует, - вспоминает Алексеев, - а у меня закончилось горючее и заглох мотор. Трассирующей очередью он повредил покрытие моего самолета, но я умудрился бросить ЛА-5 вверх, и он, побоявшись наших зениток, ушел. А мне пришлось планировать с остановленным двигателем. Правда, все обошлось удачно, а мой командир прошел сквозь облака и сел на другом нашем аэродроме. Больше всего же мне запомнился последний бой в Германии, когда мы с Лобановым встретили за рекой Одер четверку «Мессершмиттов», сбили два немецких самолета, и на этом бой закончился».
В начале 1944 года для усиления ударов по врагу на советских истребителях ЛА-5 решили подвешивать бомбы. Сначала были бомбы по 25 и 50 килограммов (ФАБ-25 и ФАБ-50), позже бомбили переделанными артиллерийскими снарядами в 80 кг, а потом - «сотками» (ФАБ-100). Так и получилось, что истребители стали одновременно бомбардировщиками. А конец войны Дмитрий Алексеев встретил вместе с однополчанами на аэродроме под Дрезденом. «Мне тогда присвоили звание лейтенанта, наш полк перебазировали в Чехословакию, в конце же 1945 года оттуда войска вывели в Венгрию. Потом дивизию и наш полк перевели на охрану Баку. Поступил на вооружение новый самолет ЛА-9, потом реактивные самолеты МИГ-17».
В 1946 году Дмитрий Алексеевич женился на своей однокласснице Анне Павловне, потом родились двое сыновей: Владимир и Анатолий. Алексеев, получив звание капитана, поступил учиться в Краснознаменную воздушную академию в городе Монино Московской области, после окончания которой, уже в звании майора получил назначение в Советскую Гавань Хабаровского края. Там он служил в системе противовоздушной обороны, летал на истребителях - поршневых, реактивных, сверхзвуковых ракетных ЯК-28П (перехватчик). Стал заместителем командира полка, подполковником. А потом наступили хрущевские времена и в советской армии начались масштабные сокращения. Дмитрия Алексеевича перевели в штаб армии в Хабаровске, где он занимал должность начальника службы безопасности полетов в армии ПВО. И там Алексееву было присвоено звание полковника. А в конце 1969 года, после 30-летней летной службы он был переведен на Ставрополье, где назначен старшим преподавателем Ставропольского высшего военного училища летчиков и штурманов имени маршала Судца.
«Мою жизнь, - считает Дмитрий Алексеевич, - можно разделить на две части: до Ставрополя, когда я служил военным летчиком, и в Ставрополе, когда 8 лет преподавал на кафедре тактики в высшем военном училище, потом 12 лет был инструктором практического обучения на летных тренажерах, а после расформирования летного училища ушел на пенсию». У Алексеева большая семья: сын Владимир работает строителем, Анатолий - автослесарем, есть трое внуков - Эрнест, Андрей, Наталья, и уже двое правнуков - Игорь и Дима, которому всего 1 год и 4 месяца. Главной же помощницей уже 15 лет является жена Таисия Дмитриевна. Интересно, что в квартире Алексеевых много пейзажей, из которых особенно выделяется не-обычная картина со светящимся водопадом, которую ветерану подарил к 55-летию Победы губернатор Черногоров. А в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне Юрий Лужков вручил в Москве Дмитрию Алексееву телефонный аппарат. А еще Дмитрий Алексеевич награжден пятью орденами: «Отечественной войны» I и II степени, «Красного знамени», «Красной звезды», «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», десятью медалями, одной из главных является медаль «За доблестный труд». Решением Высшего совета Национальной Ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных сил Дмитрий Алексеевич удостоен звания лауреата Форума «Общественное признание».
Вот такой он наш герой, который, к слову, героем себя вовсе не считает: «Героями были те, кто дрался с фаши-стами в 1941-43 годах. Именно они переломили люфтваффе хребет, а нам осталось только доделать эту работу».

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет