Вы здесь

ШКОЛЫ И ДЕТСКИЕ САДЫ РАБОТАЮТ ТОЛЬКО ПО ЛИЦЕНЗИИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

22.08.2012
ШКОЛЫ И ДЕТСКИЕ САДЫ РАБОТАЮТ ТОЛЬКО ПО ЛИЦЕНЗИИ
Нина ЕВТУШЕНКО

Предоставляя организациям и гражданам право заниматься любым видом деятельности, государство в то же время не теряет бразды правления. Для этого у него имеется такой действенный механизм, как лицензирование. Правда, заниматься им в России стали значительно позже, чем на Западе. Там система раскручена давно, к тому же она более жесткая: получить документ достаточно сложно, а вот потерять легко, если потребителя не устраивает качество услуг и есть претензии к профессионализму специалиста.
Но это зарубежная практика, а как проводится такая работа на Ставрополье, в частности в системе образования? Об этом корреспондент «Ведомостей» беседует с министром образования края Ириной Кувалдиной.
- Ирина Владимировна, лицензирование является обязательным требованием для работы образовательных учреждений. С какой целью оно проводится и чем регламентируется на федеральном и краевом уровнях?
- В переводе с латинского слово «лицензия» означает «право», «разрешение». Школа или детский сад не могут осуществлять свою деятельность, если на это нет разрешения со стороны государства. Лицензирование позволяет установить соответствие условий, в которых обучаются дети, государственным и местным требованиям по целому ряду направлений. Это соблюдение строительных, санитарных и гигиенических норм, определенных требований по безопасности, охране здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, по оснащению учебных помещений оборудованием, укомплектованности кадрами.
Ничего нового не изобретается, вся работа проводится на правовой основе. Есть федеральный закон и закон Ставропольского края об образовании, есть федеральное законодательство о лицензировании и постановление губернатора края «Об утверждении положения о министерстве образования Ставропольского края», согласно которому нам переданы полномочия по лицензированию образовательной деятельности. В соответствии с ними и проводится вся работа.
- Кто непосредственно в министерстве занимается вопросами лицензирования? Насколько компетентны специалисты, на которых возложены эти обязанности? Ведь от их профессиональной подготовки во многом зависят сроки и качество лицензионной работы...
- Лицензирование на федеральном уровне ведется давно, в этой сфере уже накоплен немалый опыт. Но в 2008 году Рособрнадзор передал часть своих полномочий субъектам Федерации, в том числе и лицензирование. В структуре министерства создан отдел лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений. По составу он небольшой - всего пять человек во главе с начальником Элоной Толгуровой, у которой, к слову, чин советника государственной службы третьего класса. Все специалисты достаточно квалифицированные, они проходят аттестацию, обучение на краевом и российском уровне, сдают экзамены. У меня как у министра, да и у руководителей учреждений к ним нет претензий - сотрудники знают свое дело.
- На собственном журналистском опыте убеждалась, что в период подготовки к лицензированию в школы лучше не приходить. Особенно когда сроки поджимают. Директора заняты оформлением документов, учителя - написанием программ...
- А никакой суматохи не должно быть. Собирать и оформлять необходимые документы школа или детсад могут за полгода. Заключение служб Роспотребнадзора и Госпожнадзора, информация о материально-техническом оснащении, владеет учреждение помещением или арендует, соблюдены ли строительные и санитарные нормы - все эти сведения министерство образования запрашивает в обязательном порядке. Но при этом учитывается, какие образовательные программы осуществляет конкретное учреждение - соискатель лицензии. В детских садах они одни, в школах, учреждениях профессионального образования - другие. Скажем, если это колледж связи, то необходимы не только лекционные залы, но и лаборатории, помещения для практической деятельности. Требуется также соответствующая подготовка преподавательского состава.
С 1 января 2011 года действует новый порядок лицензирования. Прежде лицензия выдавалась сроком до шести лет, а теперь она является бессрочной. Сейчас мы выдаем новые бланки, ведем перерегистрацию образовательных учреждений. Если школа или лицей, гимназия меняют свое название, местонахождение, планируют вводить новые программы, они тоже должны получить новую лицензию. А сами сроки ее выдачи ужесточились: прежде на это отводилось 60 дней с момента получения всего пакета документов, сейчас - 45. Лицензирующему органу приходится работать более интенсивно, чтобы уложиться в отведенное время.
- Все ли образовательные учреждения края имеют лицензию, и что может послужить причиной отказа в выдаче разрешительного документа?
- Если говорить об учреждениях, находящихся в нашей юрисдикции, то все они работают на основе лицензии. Это 628 общеобразовательных школ, в том числе 26 вечерних, 811 детских садов, 28 коррекционных учреждений, 150 учреждений дополнительного образования и ряд других. Всего их порядка двух тысяч. Лицензии не имеют только детские сады, которые закрыты на капитальный ремонт. Но после окончания работ будет проведена проверка, и если они отвечают всем требованиям, то возобновят свою деятельность.
А причиной отказа в выдаче лицензии может быть неполный пакет необходимых документов, а также предоставление недостоверной информации. Поэтому нужно лучше и более ответственно готовиться к процедуре, тогда не придется делать второй заход.
- В последнее время в крае стали чаще открываться негосударственные детские сады, появляются даже частные школы. На них лицензирование тоже распространяется?
- Если частный детский сад работает по программе и осуществляет образовательную деятельность, то лицензия, безусловно, необходима. Но частные детские сады родители нередко путают с группами присмотра. Допустим, у кого-то на дому две-три семьи собрали детей и на кого-то возложили обязанности воспитателя. Малышей кормят, укладывают спать, с ними гуляют. Родители думают, что это мини-детсад, но он таковым не является, потому что не имеет образовательной программы и не занимается развитием детей. Подобные группы присмотра работают без лицензии, и, если от родителей поступают какие-то тревожные сигналы, скажем, они недовольны условиями, тем, что детей не учат считать и писать, не развивают их мышление, моторику, мы не можем прийти в такое учреждение с проверкой. Поэтому хочу посоветовать родителям: прежде чем отдать ребенка в негосударственный садик, поинтересуйтесь, есть ли у него лицензия на право заниматься образовательной деятельностью.
Не подлежат лицензированию всевозможные частные студии развития ребенка, а также разовые занятия разных видов - лекции, семинары, стажировки, если они не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документа об образовании. Закон об образовании не предусматривает выдачу лицензии и тем, кто хотел бы заняться индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.
- А в каких случаях лицензии можно лишиться, и были ли такие факты в нашем крае?
- Нет, у нас таких случаев не было. Правда, у двух учреждений системы дополнительного образования в этом году лицензии были аннулированы, но это сделано по решению учредителя. На то у него были свои причины.
Сама процедура лишения лицензии достаточно сложна. Согласно действующему законодательству, по истечении года проводится плановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий. Если есть нарушения, лицензиату дается предписание об их устранении в течение шести месяцев. Не выполнил - возбуждается дело об административном правонарушении, а если и это не помогло - учреждение лишают лицензии по решению суда.
- А как быть, скажем, в таком случае? В детском дошкольном учреждении обвалилась стена, администрация замешана в финансовых нарушениях, ребенок по недосмотру воспитателей получил травму. Родители требуют лишить детский сад лицензии...
- С финансовыми нарушениями разберутся соответствующие органы, руководителя учреждения могут отстранить от должности. Но это, как и травма ребенка, не может быть поводом для лишения детского сада лицензии. А если завалилась стена, то действие лицензии будет приостановлено, пока не сделают ремонт.
- Насколько я знаю, через министерство лицензию получают не только общеобразовательные школы и детсады, но и автошколы. А к качеству подготовки водителей сейчас предъявляются повышенные требования - слишком много стало на дорогах аварий...
- Да, с автошколами мы тоже работаем. В крае их около 120, в том числе 19 - в краевой системе образования. Для нас главное - чтобы при лицензировании они предоставили полный пакет документов. Проверить, достоверная это информация или нет, мы не можем, поскольку экспертиза, согласно новому порядку, уже не проводится. Это проще для лицензиата, но хуже для образовательного процесса, потому что с проверкой в автошколу в плановом порядке мы можем прийти только через год. Но хочу отметить такой факт: 67 процентов водителей, обучающиеся в государственной системе образования, в ГИБДД сдают экзамены с первого раза. А в негосударственных автошколах их всего 25 процентов. Это говорит о том, что в государственных учреждениях обучение и контроль являются более качественными.
Подготовка водителей - это создание безопасности на дорогах. Поэтому подходы должны быть более жесткими. Мы обратились в российское Министерство образования и в Рособрнадзор с предложением внести изменения в порядок лицензирования автошкол. Что имеется в виду? В числе предоставляемых лицензиатом документов обязательно должно быть заключение ГИБДД о соответствии кадрового состава и материальной базы соискателя установленным требованиям. Сейчас такого документа нет, а значит, у автоинспекции нет оснований для вмешательства в подготовку водителей. А такое вмешательство бывает крайне необходимо, если хотим дать водителям хорошие знания и добиться снижения аварийности на дорогах.
- Ирина Владимировна, что бы вы как министр образования и как педагог с 23-летним стажем предложили для совершенствования системы лицензирования? Или она у нас уже совершенная?
- Совершенного ничего не бывает, потому что практика постоянно вносит свои коррективы.
Лицензирование необходимо, чтобы в сфере услуг не появлялись дилетанты и мошенники, которых, к сожалению, еще немало. Оно крайне необходимо для защиты интересов потребителей услуг, родителей и детей. Отсутствие лицензии нередко приводит к нелегальной деятельности, от которой потребителям ничего хорошего ждать не приходится.
Сама система лицензирования уже достаточно выверенная, единственное пожелание - в ней должны присутствовать моменты, которые отражают специфику того или иного учреждения. Это то, что выше говорилось об автошколах.
Отмечу, что в прошлом году Рособрнадзор очень тщательно проверил работу нашего министерства, в том числе и по лицензированию. В течение двух недель девять специалистов проанализировали все документы, выезжали на места. Серьезных замечаний министерство не получило. Это нас радует, ведь чем качественнее проводится лицензирование, тем больше у населения, особенно у родителей, доверия к тем учреждениям, где обучают и воспитывают их детей.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет