Вы здесь

СКФУ: от слов к делу

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

08.08.2012
СКФУ: от слов к делу
Ирина ПОСТОВАЯ

В структуре Северо-Кавказского федерального университета будут работать 11 институтов. Такое решение принял ученый совет вуза. О том, какие именно это будут подразделения и что вообще будет представлять собой федеральный университет, рассказала на пресс-конференции в краевом центре ректор СКФУ Алина Левитская.
Из 11 институтов, которые образуются в составе университета, 10 будут базироваться в столице Ставрополья: это институты живых систем; естественных наук; нефти и газа; юридический; педагогический; гуманитарный; экономики и управления; информационных технологий и телекоммуникаций; строительства, транспорта и машиностроения; электроэнергетики, электроники и нанотехнологий. Одиннадцатый институт - сервиса, туризма, дизайна - будет работать в Пятигорске. Последний, по словам ректора, со временем должен взять на себя основную нагрузку по развитию в регионе гостиничного дела, туризма и сопутствующих инфраструктур и стать базой для переподготовки кадров для туристического и гостиничного бизнеса.
Но это не означает, что подготовка по тем специальностям, которые были раньше, прекратится. Нет, все, кто сейчас обучается в трех объединившихся вузах - СГУ, СевКавГТУ, ПГТУ - и только поступили на первый курс по данным направлениям, продолжат учиться в обычном режиме. Но со следующего лета набор по специализациям, которые не являются профильными для того или иного института, осуществляться в нем не будет.
После утверждения структуры университета были назначены руководители институтов, все на год. По завершении этого срока будет приниматься решение, кто и в каком качестве должен продолжать работу. В данный момент идет формирование корпуса заместителей руководителей институтов по учебной работе, по науке и по работе со студенческой аудиторией.
Определились в вузе и с перечнем кафедр, которые будут в учебном заведении.
- Раньше в объединившихся вузах существовало, на наш взгляд, неоправданно большое количество кафедр. Только в СГУ их было более 90. Сейчас структура оптимизирована, число кафедр сокращается - происходит их укрупнение, - рассказала А. Левитская. - В 10 институтах в Ставрополе остается всего 86 кафедр. Укрупнение произойдет и в Пятигорске.
Исполняющие обязанности кафедр уже назначены. И.о. они будут до избрания на должность в установленном порядке.
В настоящее время завершается работа по расчету объема часов по каждой дисциплине, от чего напрямую зависит количество преподавателей. В первую очередь предпочтение будет отдаваться тем профессорам и доцентам, людям, имеющим ученую степень, которые работали в ставропольских и пятигорском вузах. Однако руководство СКФУ поставило существенное условие - средний возраст работающих на кафедре не должен превышать 50 лет.
Подготовка документации вуза тоже вышла на финишную прямую. Пока она визируется у учредителя, после чего будет передана в Управление Росимущества для регистрации. Следующий закономерный шаг - оформление СКФУ в налоговом органе как единого юридического лица и исключение из реестра трех самостоятельных юридических лиц - СГУ, СевКавГТУ и ПГТУ.
На закономерный вопрос, не скажется ли все это на готовности вуза к 1 сентября, ректор заверила, что все будет нормально:
- Организация учебного процесса у нас тревоги не вызывает. Какая группа в какую аудиторию пойдет, по какому расписанию будет заниматься - с этими вопросами ясность есть. Серьезную тревогу вызывает другой вопрос - техническое хозяйство вуза. К отопительному сезону необходимо обновить отопительную систему. Больное место - котельная СевКавГТУ, где имеются четыре котла, из них один еле дышит, три в нерабочем состоянии. Привести котельную в порядок - одна из наших приоритетных задач.
Между тем необходимо решать и проблемы обеспечения водой, ремонтировать насосную станцию, некоторым объектам нужен ремонт кровли. Но, как заметила спикер встречи, есть надежда, что к началу отопительного сезона часть работ будет выполнена.
Если говорить о том, что ожидает студентов, которые 1 сентября заполнят аудитории университета, то самая главная перемена, которую обещает ректор, изменение атмосферы образовательного процесса. СКФУ нацелен на работу именно с теми ребятами, которые стремятся учиться. С теми же, кто, не прикладывая никаких усилий, собирается получить диплом, в вузе собираются бороться.
С этой целью предпринят ряд шагов. Начать с того, что в университете уходят от системы письменной оценки студентов учебным управлением, в которой не участвовали преподаватели, работающие с курсом. Теперь за качество проведенного экзамена, письменного или устного, должна нести ответственность выпускающая кафедра.
- Нами были выявлены факты манипуляции с итоговой оценкой. С этим мы закончили. Никаких субъективных оценок знаний за проплаченные баллы больше не будет, - прокомментировала А. Левитская.
Пристальное внимание будет к первокурсникам. С первых же месяцев обучения начнутся контрольные мероприятия и практические семинарские занятия, с тем чтобы понять, с какой реальной базой знаний студенты пришли в вуз. Если уровень их подготовки окажется не соответствующим результатам ЕГЭ, будут сделаны определенные выводы. «Тащить» таких студентов дальше не удастся. Подход будет принципиальный:
- Мы не будем равнодушными к ситуации, когда кто-то будет заинтересованно опекать очень слабых студентов, не готовых к освоению университетского курса. Подобые факты должны пресекаться, - сказала ректор.
Отдельный вопрос - студенческая наука. Задача преподавателей поставить работу таким образом, чтобы при каждой выпускающей кафедре сложился актив студенческой молодежи, которая способна вовлекаться в серьезную исследовательскую работу. Этому придается большое значение. Потому будет вестись работа с теми ребятами, которые в перспективе могут стать сменой своих преподавателей и пойти в большую науку.
Кроме того, перестраивается работа с работодателями. И уже с 1-го курса в систему начнет вводиться пассивная практика, для того чтобы каждый студент понимал, что его в перспективе ожидает, а работодатели активно участвовали в составлении той квалификационной характеристики, которой, по их мнению, должен отвечать выпускник. И в соответствии с этими требованиями должна измениться система обучения.
- Мы постараемся уйти от такой практики, когда спецкурсы и семинары находятся в прямой зависимости от научных интересов определенного профессора и доцента и, как правило, являются отражением его кандидатской или докторской диссертации. Спецкурсы должны формировать специалистов соответствующей квалификации, в которых заинтересован работодатель.
Измениться должна и работа со студентом во внеучебное время. Все, что связано с органами студенческого самоуправления, со спортивной, творческой жизнью ребят, предполагается поднять на качественно иной уровень. Улучшиться должна и спортивная инфраструктура: средств на это в вузе жалеть не станут, пообещала А. Левитская.
И, конечно, ректор хотела бы, чтобы в СКФУ сформировалась хорошая кавээновская команда, достойная Лиги чемпионов.
Целый комплекс мер разработан для того, чтобы обеспечить качественно иной уровень выпускников учебного заведения. За годы учебы они должны стать зрелыми, самодостаточными, высококультурными, хорошо образованными людьми, четко понимающими, где, на каком профессиональном поприще они могут себя реализовать. С этой целью создаются несколько общеуниверситетских кафедр. Одна из них должна повысить уровень знания русского языка, аналогичная работа будет проводиться по английскому языку. Причем учить его придется как студентам, так и преподавателям, потому как в перспективе иностранный язык должен стать рабочим в университете. Без достижения этой цели вуз вряд ли сможет быть признанным в мировом сообществе. Повышать в СКФУ планируют и уровень правовой культуры студентов.
Еще одно приоритетное направление - формирование общероссийской гражданской идентичности. Каждый выпускник должен понимать, что он является носителем своей родной культуры, но в то же время является гражданином РФ, открытым всему хорошему, что есть у других народов нашей страны, да и тех, что живут за ее пределами.
Задачи эти достаточно сложные, но, несмотря ни на что, они вполне решаемы, заверила А. Левитская.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет