Вы здесь

Фирма не гарантирует

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

18.07.2012
Фирма не гарантирует
Беседовала Елена ЧУРЮДА

Недавно случился мне подарок от хорошего человека, думаю, сделанный от души, а не в насмешку. Аккуратный 50-миллилитровый флакончик духов с надписью «Дольчи Габана». Ух ты! Перевернула флакончик, и разочарование стало полным. Сзади надпись гласила: «Дольчи Габана». Состав: спирт этиловый, ректификованный из пищевого сырья, вода, парфюмерная композиция». Сделано на одной из столичных фабрик и не рекомендуется использовать в пищевых целях, поскольку опасно для здоровья. Нюхнула: да-а... Тут не только в пищевых целях использовать нельзя, а просто побрызгаться опасно. Народ разбежится!
Имитация во всех ее проявлениях присутствует повсюду. Ведь мы хотим выглядеть на миллион от «Версаче», но за три копейки. Поэтому неудивительно, что в погоне за красивой и дешевой жизнью люди пользуются контрафактной продукцией и имитацией дорогих брендов.
Только в этом году в Ставропольском крае изъято фальсифицированной продукции на сумму более 3,5 миллиона рублей (более 14 тысяч дисков, более тысячи единиц одежды с незаконно нанесенным товарным знаком, а также в этот список входят часы, парфюмерная продукция, кожгалантерея). Как видите, контрафакт охватывает все сферы жизни человека. И полбеды, если бы в кустарных условиях изготавливали только предметы быта. Подделывают даже запасные части к автомобилям и самолетам.
Как часто люди пользуются контрафактной продукцией? Насколько это опасно? И как вытеснить подделку из нашего рынка? Об этом и многом другом наш разговор со старшим оперуполномоченным Управления по экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю Иваном Дудкиным.
- Иван Петрович, когда вы впервые столкнулись с подделкой?
- Это было в начале 90-х. Я еще учился в школе, когда из Китая хлынула «модная» одежда и обувь. Мне хотелось не отставать от своих сверстников и выглядеть стильно, тем более что другой одежды и обуви в то время и не продавалось. Вот и приходилось покупать недорогие, но и некачественные футболки, кепки, кроссовки, рюкзаки.
- Скажите, что такое контрафакт вообще? Какая контрафактная или пиратская продукция попадает на наш рынок сегодня? Она чаще завозится из-за рубежа или производится в России?
- Прежде всего, контрафакт - это продукт, который создан на основе уже существующего оригинала. Есть несколько видов фальсифицированной продукции. Во-первых, использование чужого логотипа (или товарного знака) с максимальной похожестью. Например, вместо Аdidas может быть использован знак Аdidas. Такая махинация рассчитана на обычных покупателей, которые смутно помнят точный логотип компании. Во-вторых, подделка внешнего вида продукции, его функциональных и дизайнерских решений. Это наиболее характерно для предметов мебели, предметов быта, одежды. В-третьих, незаконное производство, тиражирование и распространение экземпляров аудиовизуальной продукции и программных продуктов, то есть так называемое «пиратство».
Самым распространенным правонарушением в сфере интеллектуальной собственности является нарушение авторских и смежных прав. И это не случайно, поскольку сегодня
общий объем производства нелегальной аудио-, видеопродукции, фонограмм, компьютерных программ перекрывает легальное производство в несколько раз. Даже по приблизительным подсчетам, ежегодный теневой оборот составляет сотни тысяч рублей.
Основными источниками распространения контрафактной продукции в Ставропольском крае являются крупные торгово-рыночные комплексы г. Пятигорска и Предгорного района.
Так, в этом году на территории региона КМВ пресечена деятельность 4 подпольных цехов по производству одежды с использованием товарного знака Аdidas. В ходе проведения проверки установлено три фигуранта, причастных к производству. Ущерб же правообладателю составил более 9 миллионов рублей. В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье «Незаконное использование товарного знака».
Также нашими сотрудниками выявлен факт незаконного показа художественного фильма «Коломбиана» в мини-кинотеатре «3D-клуб» в г. Минеральные Воды. Работники кинотеатра осуществляли публичный показ без лицензионного соглашения. В результате компании-правообладателю ООО «Парадиз-Видео» причинен имущественный вред на сумму в 260 тысяч рублей. Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение авторских прав».
В апреле этого года был выявлен факт сбыта контрафактных DVD-дисков в г. Кисловодске. С места происшествия было изъято более 200 дисков с «дорелизными», то есть на тот момент еще не вышедшими в прокат фильмами. Материальный ущерб на сумму более 600 тысяч рублей причинен правообладателю ООО «Авторское право».
- В настоящее время Россия занимает прочное второе место по распространению поддельных лекарств. Пальму первенства уступаем только Китаю. Знаю, что в Кемеровской и Нижегородской областях были зарегистрированы случаи отравления, казалось бы, безобидной аскорбиновой кислотой. Какая ситуация складывается в Ставропольском крае?
- Вообще, по таким вопросам люди чаще обращаются в Роспотребнадзор. Но поскольку мы с ним тесно сотрудничаем, то знаем, что случаев отравления лекарствами, а также летальных исходов на территории края не зафиксировано. Например, общеизвестный и самый безобидный способ подделки таблеток - это изготовление их из банального мела. Также часто недобросовестные продавцы выдают за лекарства биологически активные добавки к пище, заверяя, что они излечат от тех или иных заболеваний.
- Какие меры борьбы с контрафактной продукцией принимаются вашим учреждением для того, чтобы вытеснить контрафакт с рынка?
- Подразделениями по экономической безопасности и противодействия коррупции проводятся мероприятия по выявлению и пресечению фактов поступления в регион контрафактных и фальсифицированных товаров.
Одним из таких мероприятий являются рабочие встречи с представителями известных торговых марок. В этом году мы встречались с сотрудниками корпораций, производящих программные продукты и электронные игры. Это «Майкрософт», «Корел», «Аутодеск Инкорпорейтед», «Электроник Арт», корпораций, производящих одежду и обувь, таких как Adidas, Reebok, а также представителей аудиовизуальной продукции ООО «Парадиз-Видео» и ООО «Русское Счастье Хоум Видео».
На таких встречах мы обмениваемся с правообладателями информацией о возможных подделках их продукции и местах ее сбыта.
Кроме того, в текущем году на территории края прошла специальная оперативно-профилактическая операция «Контрафакт», в ходе которой проведено 145 проверок хозяйствующих субъектов. В результате составлен 101 протокол об административном правонарушении по статье «Нарушение авторских прав», 100 протоколов по статье «Незаконное использование товарного знака». Возбуждено 22 уголовных дела по статье «Нарушение авторских и смежных прав» и 20 уголовных дел по статье «Незаконное использование товарного знака».
Правда, некоторые продавцы не знают, что продают контрафакт. Таким мы вручали памятки, где прописаны признаки контрафакта, а также предложения прекратить торговлю незаконными товарами.
Эта профилактическая мера рассчитана на добропорядочность, справедливость и совестливость наших граждан.
- Что сегодня мешает эффективно противостоять проникновению на наш рынок контрафакта?
- На самом деле проблема глобальная. Сказался переход к рыночной экономике и снижение контроля со стороны государства. Если раньше государство жестко контролировало ценообразование, вводило всевозможные ГОСТы, да и ответственность за подобные правонарушения была более суровая. Была даже статья 200 Уголовного кодекса «Обман потребителя» тоже с достаточно жесткой санкцией. Сегодня ничего не осталось.
В настоящее время общество само должно контролировать те или иные аспекты. Мы в свою очередь для борьбы с производителями подделок и пиратами обмениваемся опытом с другими регионами. К счастью, в наше время система коммуникаций изменилась в лучшую сторону, и это позволяет нам эффективно работать с коллегами из других субъектов.
- Так сможем ли мы навсегда покончить с контрафактом, и каким образом простому потребителю минимизировать для себя опасность приобретения подделки?
- Необходимо отметить, что победить контрафакт в принципе сложно. Всегда найдутся люди, сознательно приобретающие подделки товаров известных брендов или копии аудиовизуальных произведений. Да и к каждому ларьку проверяющего не приставишь.
Другое дело, если под видом оригинала пытаются продать подделку. Тут можно выделить некоторые моменты. В первую очередь, это цена. Как правило, стоимость подделки в несколько раз ниже оригинала. Также фирменные товары продаются в специализированных магазинах и торговых сетях, а не на рынке и в ларьках. Диски, изготовленные пиратами, будут иметь низкое качество изображений на упаковке. Контрафактная одежда будет не только с наличием брака, но и плохого качества.
Между тем следует обращать внимание и на логотип. Проверяйте точность названия покупаемого вами бренда. Зачастую это самый простой обман, но и распознать его легко.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет